19.10.2017
Всем известно, что дети познают мир через игру. Игра учит детей внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. А насколько может быть полезной игра в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста?
Старший воспитатель МБДОУ «ДС «Василёк» г.Тарко-Сале
Шевченко Татьяна Павловна
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.
Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании ЛЕГО – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер.
Они дают возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.
При использовании ЛЕГО-технологий, специалистами нашего учреждения было отмечено, что:
Перспективность применения данных методов и приемов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Поэтому нам хотелось бы рассказать об опыте применения лего-технологий для развития и коррекции речи детей в нашем саду.
Основой коррекционной работы с применением лего-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи. Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, дает возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.Например, работа с детьми по теме «Наш город Тарко-Сале» удивила нас своей результативностью. Дети создавали конструкции, как на фантастические темы, так и на реальные сюжеты. Эмоциональная составляющая игры способствовала активизации диалогов в процессе работы. Составление описательных рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в единое большое повествование, помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа проводилась и по теме «Космос», «Мой дом», «Сад. Огород» и другим тематикам. Работа у детей проходила с большой мотивацией.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что дает возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе позволяет осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. При этом, работа над связной речью ведется в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что учитель-логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отраженной речи. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой. При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоем домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит медведь в клетке? В твоем огороде много чего?).
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котенок без чего? Без хвоста.).
Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (Игра «Необычный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Работа по развитию речи с применением лего-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!