Конструирование в технике мозаика с детьми дошкольного возраста

31.10.2016

Икс Анна Сергеевна, педагог дополнительного образования
ГБУ ДО «Дом юношеского технического творчества Челябинской области»

В последние годы данная техника конструирования приобретает особую актуальность. Так, одним из основных заданий всероссийского конкурса для детей дошкольного возраста ИКаРёнок является сбор плоскостной мозаики на строительной пластине из деталей LEGO System по заданной схеме. В связи с этим, в данной статье будут рассмотрены особенности работы с дошкольниками разных возрастных групп, направленной на развитие навыков конструирования в технике мозаика.

Отметим основные положительные моменты, которые несет за собой такое, возможно, на первый взгляд простое и малопривлекательное занятие. Прежде всего мозаика способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь является залогом успешного речевого развития. Если со стороны наблюдать за процессом сборки мозаики, то кажется, что это очень простая игра. На самом деле, складывая какое-то изображение или рисунок по схеме или образцу из деталей образовательного конструктора, ребенок закрепляет знания цвета и формы деталей, развивает пространственное мышление, внимание, память, навыки устного счета. Создание же мозаики по замыслу способствует развитию творческих способностей, образного мышления, воображения, эстетического вкуса.

Целесообразно начинать складывать мозаику из конструктора с 3-х летнего возраста. В данном возрасте для такого конструирования наиболее подходят крупные детали. Поэтому можно использовать образовательные наборы конструктора LEGO Duplo или его аналоги. Следует помнить, что количество элементов мозаики не должно быть слишком большим (8-10 деталей). Собирать можно все что вам захочется – предметы живой и неживой природы, различные объекты окружающего мира, простейший орнамент и даже цифры и буквы. В 3 года лучше всего начинать собирать мозаику с учащимися, используя параллельное конструирование с опорой на образец. В таком случае педагог проговаривает каждое действие: «Возьмите красный кубик и поставьте его посередине пластины» или «Возьмите желтый кирпичик размером 2 на 4 и прикрепите его справа от красного кубика» и обращает внимание детей на то, где находится данная деталь на образце. Таким образом, учащиеся постепенно запоминают названия деталей конструктора, учатся различать их по цвету, форме и размеру, ориентироваться в пространстве. Однако, прежде чем использовать в своей речи сложные понятия, педагогу следует объяснить их значение понятным ребенку языком. Например, значение слова «середина» становится понятным, если показать детям ладонь с расправленными пальцами и попросить их найти средний пальчик, а после объяснить, что он называется так, потому что с обеих сторон от него находится одинаковое количество пальчиков – слева два и справа два.

Постепенно от параллельного конструирования можно уходить и к 4 годам прийти к конструированию по образцу. Ниже представлены примеры мозаики из LEGO Duplo для младшей дошкольной группы (3-4 года).

В среднем дошкольном возрасте для мозаики можно использовать уже более мелкие элементы, например, детали конструктора LEGO System. Количество деталей увеличиваем до 12-15. В качестве примера приведем образец осеннего дерева, выполненного в технике мозаика. В данной возрастной группе можно начинать конструировать по простейшим цветным схемам.

Так, с возрастом мозаика становится все сложнее, увеличивается ее масштаб и, соответственно, количество элементов. В старшей и подготовительной группе можно предложить детям собрать мозаику по образцу, схеме или собственному замыслу. Акцентируем внимание детей на том, что одни детали можно заменить другими (кирпичик 1 на 4 можно заменить: двумя кирпичиками 1 на 2, четырьмя кирпичиками 1 на 1, кирпичиком 1 на 3 и 1 на 1), но по возможности сначала крепим самые большие детали, так как найти место маленькой в мозаике будет проще.

Приведем несколько примеров мозаики, которую можно собрать с детьми подготовительной к школе группы:

В помощь педагогу сегодня существует множество программ, облегчающих подготовку к занятиям и позволяющих значительно сэкономить время. В следующей статье, мы рассмотрим несколько способов создания цветных схем для проведения занятий по конструированию в технике мозаика.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!