Что такое «ИКаР»: гайд по конкурсу для новичков

07.10.2024

Что такое «ИКаР»: гайд по конкурсу для новичков

Для одних «Инженерные кадры России» — это робототехнический конкурс, на котором можно продемонстрировать свои умения и посмотреть на других. Для других — возможность привнести что-то новое в промышленное производство страны. Для третьих — система профориентации, которая дает путевку в жизнь юным техникам, а предприятиям позволяет решать кадровые вопросы.

Где же правда? С этим вопросом мы обратились к президенту Российской ассоциации работников и организаций технического творчества, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе РАОР Владиславу Халамову.

 

— Владислав Николаевич, в прошлом году «ИКаР» отметил десятилетний юбилей. За это время к движению присоединилось свыше 9 тысяч детей и более 700 предприятий-партнеров. А сама программа апробирована более чем в 60 регионах страны. Так что же такое ИКаР?

— «Инженерные кадры России» — это система ранней профориентационной работы с детьми и начального производственного обучения. Мы очень тщательно разрабатывали эту модель, отшлифовывали ее педагогической практикой, и она доказала свою эффективность.

В результате был создан универсальный алгоритм, который позволяет каждой образовательной организации на всех уровнях — начальном, среднем и профессиональном — выстроить систему подготовки инженерных кадров в соответствии с социально-экономическими интересами региона. Наладить устойчивую систему партнерских связей между школами, колледжами, вузами и предприятиями.

В каждом регионе есть ведущие отрасли производства: металлургия, машиностроение, добыча, переработка, сельское хозяйство и т.д. Они задают приоритеты в подготовке кадров. Чтобы быть успешным и счастливым, нужно состояться в профессии. А это реально осуществить там, где есть потребность в конкретных специалистах.

 

— Но профориентационной работой, как правило, занимаются в школах и учреждениях дополнительного образования. Зачем надо было превращать детские робототехнические соревнования в систему подготовки инженерных кадров?

— Дело в том, что сегодня профориентация носит формальный характер. Она не влюбляет детей в конкретный колледж, вуз, завод, в профессию? Эту работу в нагрузку получили психологи, тьюторы, классные руководители, которые успевают только дать поверхностное представление о мире инженерных профессий, сводить учеников на экскурсию, но по-настоящему влюбить в реальное производство они не способны. Ну, это же логично: их самих этому не учили, они в свое время выбрали другую специальность.

Есть и другие объективные причины. Одна из них — то, что показатели успешности школы не соответствуют потребностям реального сектора экономики. Количество олимпиадников и высокие баллы ЕГЭ не дают специалистов для производства. Надо изначально ставить для себя цель объяснить детям, от чего зависит благосостояние страны, семьи, какие профессии сегодня востребованы и приносят доход, какие компетенции нужны, чтобы преуспеть в них, где их можно приобрести.

Поверьте, у предприятий тоже за постсоветский период утрачены механизмы системной подготовки кадров. И они заново создают эти механизмы, выстраивая отношения с образовательными организациями. По прогнозам рекрутеров, в ближайшие 7 или даже 10 лет ситуация на рынке труда будет только ухудшаться. Нужно настраивать постоянный поток мотивированных абитуриентов, а впоследствии инженерно-технических специалистов. Вот о чем мы с вами должны думать, когда собираем из конструкторов робототехнические устройства. У нас существует конкретный соцзаказ и его необходимо обеспечить.

 

— То есть дети собирают роботов для предприятий? Расскажите немного поподробнее, как это происходит.

— Ну не совсем роботов. В кружке «ИКаР» дети решают кейсы, актуальные для современного производства. Им интересно этим заниматься, потому что они видят, кому и зачем нужны их устройства. Они занимаются изучением технологических процессов реального сектора экономики. Определяют значение конкретного предприятия для региона, знакомятся с его продуктовой линейкой, ведущими специалистами и профессиями, которые востребованы здесь и сейчас.

Программа включает в себя более чем 60 этапов. Это встречи с кураторами, разборы техзаданий, экскурсии на промплощадки, создание прототипов моделей, заполнение инженерных книг, консультации с судьями, с учеными вузов, взаимодействие с ресурсным центром, отладка и доработка проекта, его защита на уровне муниципалитета, региона, страны. Повторять эти этапы можно в одних и тех же или различных цехах, на одном или на разных предприятиях — кому какой вариант больше нравится. Пройдя годичный цикл несколько раз, впитав корпоративную культуру предприятий-партнеров, очень легко стать их амбассадорами.

 

— Кто составляет программы — педагоги, специалисты предприятий или это совместная разработка?

— Это совместная разработка. Учебные программы кружков «ИКаР» привязаны к предприятию. И в этом их главное отличие от других программ по робототехнике. Они синхронизируются с производственными технологиями и программами СПО и ВУзов.

Поэтому сначала мы всегда разговариваем с заказчиком (это может быть, работодатель или представитель предприятия) о том, что они ожидают от специалиста. Рисуем для себя эталонный образ. Переходим на уровень профессионального образования и подыскиваем там перечень компетенций, которые требуются от абитуриентов.

Например, нужен выпускник, владеющий черчением, навыками работы в Компасе и представлениями о 3D-моделировании. Здесь уже мы можем найти более тесные точки соприкосновения и идти параллельным курсом, корректируя программы дополнительного образования, включая специальные уроки в тематический план общей школы. Азы технического творчества и красоту инженерного дела начинаем раскрывать на уровне дошкольного образования. Кстати, дошкольники в «ИКаР» — преобладающий отряд.

 

— Что дают детям занятия в кружках «ИКаР»?

— Во-первых, поликомпетентность. Для создания проектов требуются не только навыки сборки и программирования роботов, а знание 3D-моделирования, электротехники и т.д. В условиях, когда работодателям приходится выполнять задачи, не имея дополнительных человеческих ресурсов, в цене мультиинструменталисты — специалисты, способные работать на нескольких участках. А когда они могут генерировать и внедрять инновационные решения, автоматизировать и модернизировать ручные процессы — они бесценны.

Если ребенок задержался в кружке не на один год, он переходит из категории в категорию и изучает с разных сторон одни и те же либо сопутствующие технологические процессы. Тем самым в нем поддерживается интерес и познавательная активность. Выпускникам «ИКаР» помогает в самоопределении. Когда у предприятия-партнера есть заинтересованность в притоке молодых специалистов, появляются дополнительные бонусы: производственная практика, приглашения на мероприятия. Ну а если молодой человек со школьной скамьи вхож на предприятие, он легко вольется в производственный коллектив.

Что касается непосредственного участия в соревновательной части конкурса, «ИКаР» учит коммуницировать, защищать проект в публичном пространстве, отвечать на вопросы. Демонстрируя техническое устройство, каждый член команды может показать и объяснить, как оно работает.

Выпускники «ИКаР» имеют четкую мотивацию идти дальше в конкретную область и работать на конкретном предприятии. Их знания могут быть применимы к конкретной кафедре, отрасли, предприятию, это практические знания, прикладные и более глубокие, системные. Такие студенты быстрее адаптируются в новых условиях. А главное их достоинство — развитое инженерное мышление. В наборе деталей конструктора они способны увидеть будущие модели технических устройств, в их руках идеи материализуются.

У некоторых выпускников движения «ИКаР» на руках уже есть свидетельства о внедрении проекта на предприятии. Фактически можно начинать стартап.

 

— А что дает участие в движении «Инженерные кадры России» наставникам и тренерам?

— Новые навыки и компетенции. При подготовке к конкурсу педагоги взаимодействуют с другими педагогами по другим направлениям, дополнительно что-то изучают, расширяют свой кругозор. Мы даем ресурсным центрам четкие алгоритмы по вхождению в движение «ИКаР», взаимодействию с предприятиями, по преподаванию в кружке. Эти рекомендации помогут любому педагогу прийти к победному результату. Десять лет назад, когда проект «ИКаР» только зарождался, многие не понимали, зачем мы делаем все это. Сегодня вопрос ставится иначе: как вам удается достигать таких результатов? И круг наших единомышленников с каждым днем расширяется.

 

— И последний вопрос: изменилось ли движение «ИКаР» за десять лет, и если изменилось, то как?

— Изменения — это жизнь. «ИКаР не исключение. Каждый год совершенствуются регламенты конкурса, появляются новые категории промышленной робототехники: сельскохозяйственная, строительная категория, электроника, машиностроение, БАС. Некоторые категории в этом сезоне будут демонстрационными, если найдут отклик у команд, включим в основную программу.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!