Быстрый волчок из ЛЕГО. Конспект урока для дошкольников

20.12.2019

Быстрый волчок из ЛЕГО. Конспект урока для дошкольников

Пожалуй, нет такого дошкольника, который не любит и не умеет запускать волчок. Помимо того, что это полезно (развивает мелкую моторику), это еще и очень здорово! Оказывается, собрать и запустить волчок можно из ЛЕГО. НОД по легоконструированию «Жила была шестерёнка» прислала Альфия Умардиновна Шафиева, воспитатель первой категории МАДОУ «Детский сад «Цветок Уренгоя» (ЯНАО, г.Новый Уренгой.)

Цель: Научить детей конструировать простой механизм «зубчатая передача движения» и использовать его в конструкции.

Задачи

Образовательные:

  • Сформировать элементарные представления о механизме движений зубчатых передач.
  • Сконструировать модель волчка, опираясь на схемы сборки.
  • Создать пусковой механизм для вращения волчка.

Развивающие:

  • Формировать умение анализировать, рассуждать, о назначении шестеренки, зубчатой передачи.
  • Способствовать развитию инженерного мышления средствами конструктора «первые механизмы».

Воспитательные: Формировать умение детей договариваться в процессе работы в парах.

Материалы и оборудование: проектор, экран, компьютер, таймер или часы.

Раздаточный материал: Lego 9656 (1 набор) на 2-х детей, инструкция сборки «волчка», «пусковой механизм», рабочий бланк.

Ход НОД

Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! « друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.

Воспитатель: ДОБРОЕ УТРО, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут интересные чудеса, увлекательные игры. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл Робот-друг.

Робот-друг: Я пришёл к вам из волшебного ЛЕГО-града. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что все механизмы разрушены, а шестерёнки разбежались. Помогите нам».

- Дети, вы согласны помочь Робот-другу. Он такой интересный, необычный приглашает нас отправится в волшебный ЛЕГО-град, но чтобы туда попасть, необходимо сказать волшебные слова встаньте в ровный круг: мы дружные мы смелые, мы ловкие умелые. Быстро всему учимся, все у нас получится! (волшебная музыка)

Итак, вы очутились в стране удивительных механизмов. Робот – друг приготовил для вас интересную игру. Раз мы в лего-граде, то и игра будет про лего.

Д/И «Угадай, какая деталь пропала?»

Изучение нового материала.

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь нашему Роботу, сегодня мы продолжим изучать работу первых механизмов. Скажите, что такое механизмы?

Дети: Механизмы — это устройства, которые облегчают работу человека и выполняют то, что нам самим сделать трудно или даже невозможно.

Воспитатель: Правильно. Где встречается в жизни человека механизмы?

Дети: Механизмы встречаются в пылесосе, телевизоре, в автомобилях, в бытовых приборах, в часах.

Воспитатель: Механизмы могут быть простыми и сложными. Простые механизмы могут быть использованы как часть более сложных устройств. Посмотрите, что я вам принесла. Какие часы вы знаете?

Дети: настенные, будильник, наручные часы.

Воспитатель: Часы, которые я вам принесла, называются механические. Внутри них тоже есть механизм. А для чего механическим часам нужен механизм?

Дети: Для того, чтобы они работали, в них крутились часовые стрелки.

Воспитатель: Давайте заглянем внутрь часов. Что вы видите? (показ)

Дети: Молоточки, колеса, шестеренки.

Воспитатель: какие детали приводят часовой механизм в движение?

Дети: Колеса.

Воспитатель: Не совсем верно. Самые важные детали часового механизма похожие на колеса, они не простые. Перед вами два колеса. Чем они отличаются друг от друга? (у одного есть зубчики, у другого нет). Верно. Колесо, у которого есть зубчики, называется «зубчатое колесо». В народе его называют шестерёнка, которая находиться не только в часовом механизме, но и во многих других механизмах. У шестеренки есть своя история. (шестеренки разных видов)

3. Сказка о шестеренке

Жила-была шестеренка. Так, не большая, не маленькая, нормальная, в общем. Любила эта шестеренка вращаться. Не так, словно бездумная юла, а в каком-нибудь полезном механизме. Это было здорово, весело и приятно. Бывало, приходилось и постоять без движения, но всегда была уверенность, что сцепление с зубчиками других шестеренок имело смысл. Тысячи, миллионы оборотов, но её тело звенело от напряжения и удовольствия. Это была настоящая жизнь. Однажды шестеренкой заинтересовался инженер-исследователь. Посмотрел он на шестеренку и решил использовать её в различных механизмах, чтобы приносила она пользу людям. Вот такая интересная деталь есть в конструкторе.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как зубчатые колеса приветствуют друг друга? Скажите, как здороваются люди при встрече? (перечисляют варианты). Жмут друг другу руку.  А у зубчатых колёс нет рук, у них есть зубчики. И если шестеренки стоят рядышком, так что их зубчики соприкасаются – это значит, что они здороваются. Такое приветствие зубчатых колёс по-научному называется зубчатая передача движения. Если одну из шестерёнок начать двигать в зубчатой передаче, то вторая тоже начнёт двигаться, и чем быстрее двигается одна, тем быстрее двигается и вторая шестерёнка. Вот такие дружные детальки. При помощи шестерёнки можно сделать замечательную игрушку, которая будет долго крутиться на одной ножке. Кто догадался, о чём идет речь? Волчок.

4. Физминутка

Давайте с ними немного поиграем.
Шестеренки в руки взяли, как качели покачали
Влево вправо поворот, а потом наоборот
А теперь соединили и немного покрутили
Влево вправо поворот, а потом наоборот
Вверх подняли, опустили и опять соединили
Влево вправо поворот, а потом наоборот

5. Конструирование по схеме

Воспитатель: Давайте пройдем в наше бюро. Садитесь за столы. Перед вами лежат схемы, по которым мы с вами сконструируем замечательную игрушку, которая может долго крутится, на одной ножке. Кто догадался, о какой игрушке идет речь? Да! Верно! Но мы будем конструировать не простой волчок, а механический. Волчок будет, состоят из зубчатых колес (шестеренок) и оси. Приводить волчок в движение будем при помощи спускового механизма.

Вспомним наши правила работы с конструктором:

  1. В нос и уши не толкать!
  2. Если уронил - поднять!
  3. И друг другу помогать!

Воспитатель: Вам нужно собрать 2 волчка и пусковой механизм. Внимательно изучите инструкцию и приступайте к работе. (Дети выполняют сборку по инструкции).

6. Игра с волчками, проведение эксперимента

Воспитатель: Какие замечательные механические волчки у вас получились. Давайте их испытаем. Волчок нужно раскрутить на ровной поверхности с помощью пальцев (дети крутят волчки). Молодцы! Ваши руки сейчас служили двигателем для того, чтобы привести волчок в движение. А теперь сделайте зубчатую передачу и раскрутите волчок при помощи ручки. Конструкция должна стоять ровно, ось будет выполнять роль точки опоры. Понаблюдайте за шестерёнкой, как она будет быстрее крутиться, если вы раскрутите её рукой или ручкой с зубчатой передачей? Если при раскручивании в зубчатой передаче будет участвовать маленькая и большая шестерёнка или средняя и большая? При каком раскручивании наш волчок будет устойчивым? Неустойчивым? (Чем больше ведущее колесо, тем оно быстрее вращает малое ведомое колесо).

7. Итог

Воспитатель: Ребята, мы с вами помогли Роботу-другу собрать все шестерёнки. Он нам говорит спасибо. Ребята, с каким простым механизмом, вы сегодня познакомились? («зубчатая передача движения»)? Из каких деталей состоит простой механизм «зубчатая передача движений»? (зубчатое колесо (шестеренка), оси, рычага). Наше занятие подошло к концу. Я хочу вас поблагодарить, мне было интересно с вами конструировать и проводить испытания. А вам было интересно?

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!