В метод. копилку воспитателю: «Домашние животные зимой»

03.02.2022

«Домашние животные зимой»

Технологическая карта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с окружающим миром с использованием конструктора. Методический материал прислала Шавкунова Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ детского сада «Тополёк» из п. Зимовники (Ростовская область).

Цель: Расширить знания детей о домашних животных через использование индивидуального и совместного конструирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и углубить представления детей о домашних животных;
  • Закрепить знания о внешних признаках животных, какую пользу приносят.
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме знания.
  • Закрепить представление о строительных деталях конструктора, их свойствах;
  • Учить строить фигуры животных по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора;

Развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
  • Развивать речь, мыслительные операции; познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования
  • Развивать самостоятельность при работе со схемами конструктора;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к домашним животным;
  • Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

Оборудование: пипетки, яйца отварные и сырые, лупы, блюдца по количеству детей, молоко, мыло жидкое, ватные палочки, шерсть и шерстяные нитки, волшебный сундучок и карточки к сундучку, конструктор LEGO, танграмм, карточки «Угадай животное», схемы,

Предварительная работа: чтение книг о домашних животных; рассматривание иллюстраций в книге «Домашние животные и их детеныши»; рисование домашних животных; заучивание загадок о домашних животных; работа детей с конструктором.

Ход НОД

Этап и его задача

Организация детей

Оборудование

Деятельность и речь воспитателя

Деятельность и речь детей

Организационный этап

Эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

Наступил декабрь, самый волшебный из зимних месяцев, именно в этом месяце мы празднуем Новый год. Мы все любим его за то, что в этот день происходят чудеса, сбываются наши желания! И каждый новый день приближает нас к этому празднику. Давайте заглянем в волшебный ларец, что он сегодня для нас приготовил. (В ларце молоко, шерсть, яйцо)

- Что мы можем сделать с этими предметами?

 

 

 

 

 

Дети открывают с воспитателем ларец.

Предполагают

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Кто чем полезен?»

 

- Посмотрите на предметы. Что их объединяет?

 

- Что кому принадлежит?

 

 

- А каких животных называют домашними?

 

 

- Каких домашних животных вы еще знаете?

- Зачем человек ухаживает за животными?

 

Молодцы. (Только корова может давать молоко? А яйца только курица? Давайте сыграем в игру «Кто чем полезен?»

Вам нужно угадать животное, которое зашифровано на карточке. Картинки – это подсказки. На картинках изображены предметы и продукты, которые дает зашифрованное животное человеку.

Назови, какое животное зашифровано у тебя на карточке.

Какую пользу приносит человеку это домашнее животное?

- Проверьте себя. С обратной стороны карточки вы найдете картинку с правильным ответом.

Предлагаю сделать домашних животных из конструктора. Проходите, садитесь за столы.

Это продукты, которые дают домашние животные.

Это молоко. Корова дает молоко.

Это шерсть. Овца дает шерсть.

Это яйцо. Курицы несут яйца.

Домашними называют животных, которые живут рядом с человеком, люди за ними ухаживают, строят им жилище

Перечисляют

Домашние животные приносят пользу: дают молоко, мясо, шерсть и тд.

 

Разгадывают

 

Называют животное, рассказывают, какую пользу человеку приносит.

Пальчиковая гимнастика (игровой самомассаж с конструктором ЛЕГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт №1 Сырой или готовый?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт 2 «Превращения шерсти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт № 1 «Рисование на молоке»

 

С конструктором будем играть,

Своим ручкам помогать!

Деталь в руки мы возьмём,

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На «пианино» поиграем.

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На «пианино» поиграем.

Мы конструктор убираем,

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Один, два, три, четыре, пять!

На правой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Один, два, три, четыре, пять!

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Изготовление домашних животных из конструктора по схемам

 

- Что еще мы можем с этими предметами сделать?

(Показать картинку с действием экспериментирование)

- Давайте вспомним правила поведения в лаборатории

 

- Начнем с яиц?

Есть два одинаковых яйца, одно сырое, а другое –отварное, сваренное вкрутую.  Подойдите и по очереди попробуйте отгадать, где какое яйцо, не разбивая их! Обратите внимание на яйца, на них есть условные обозначения (красная и голубая метка).

Далее воспитатель кладет оба яйца на бок на стол и одновременно раскручивает их с одинаковой силой.

- Сравните яйца. Одинаково они крутятся?

- Какое яйцо крутится быстрее и более ровно? Какое медленно и сильно раскачивается из стороны в сторону?

- Это и есть отварное яйцо. Я предлагаю вам взять яйцо и проверить, действительно ли яйцо с красной меткой вареное. Можете проверить это яйцо, как это сделать?

В доказательство своей правоты разбивает другое яйцо в мисочку.

Сырое яйцо, крутясь, будет колыхаться из стороны в сторону. Его одержимое – жидкое. Крутое яйцо будет крутиться быстрее и более ровно. Почему?

 

- Куры и другие домашние птицы дают яйца, а овцы и бараны? Какой предмет дали для наших экспериментов?

 

Овцы дают молоко, бараны дают шерсть. Вырастил фермер барана, а тот шерстью оброс. А как эту шерсть собирают?

Давайте подойдем столу. Посмотрите вот шерсть от овцы. Что делают из шерсти?

 

 

 

Потрогайте какая она?

Как вы думаете, как будут называться нитки, которые делают из шерсти?

Рассматривание разных нитей.

- Посмотрите на нити и сравните их. Что можно сказать о этих нитках?

Вывод: нити бывают разной толщины.

Вы можете сказать какая из ниток - шерстяная?

Рассматривание шерстяной нити через лупу.

- Давайте внимательно рассмотрим шерстяную нитку. Зачем в одной шерстяной нити столько маленьких ниток?

- Кончиками пальцев раскройте конец нитки. Слегка потяните за отдельные нити. Что происходит с ними?

- Попробуйте потянут за цельную нитку? Тяжелее ее порвать?

- А как из шерсти получается нитка? Посмотрите на волокна шерсти в нитке.

Предлагает детям превратить шерсть в нить - скрутить.

Делают вывод, что это сложно, требуется много времени.

 

- Всё, ребята? Мы со всеми продуктами поэкспериментировали?

- Что осталось?

- Когда вы смотрите на молоко, что вы можете сказать о нем?

- Молоко очень полезно для человека. Но молоко можно не только пить. На нем можно рисовать!

В плоскую тарелку надо налить молоко и дождаться, пока оно успокоится. На него осторожно капнем несколько капель пищевых красителей. А как можно отмерить каплю, какой предмет помощник использовать?

- Конечно пипетку, после каждой краски пипетку ополаскиваем в стакане с водой.

- А потом осторожно дотронемся до центра тарелки ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды. Мыло, расщепляя жиры, заставит краски разметаться причудливыми узорами.

Хлопают попеременно кулачок-ладошка Выполняем действия в соответствии с текстом,

прокатывание конструктора между ладонями,

 

Меняем положение рук,

 

 

Сжимаем конструктор в правой руке.

 

Имитируем игру на пианино левой рукой.

 

 

 

 

Убираем на край стола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провести эксперименты

 

работать в тишине, аккуратно пользоваться приборами

 

Дети сравнивают два яйца

 

 

Рассматривают яйца

 

 

Дети указывают на яйцо.

 

 

Проверяют яйца.

 

 

 

 

 

 

Содержимое отварного яйца - твёрдое

 

 

Шерсть

 

 

Отвечают

 

Из нее делают варежки, носки, шарфы.

Дети подходят к столу, на котором лежат клубочки с разными нитками, лупы, 2 нити одинаковой длинны и шерсть.

Мягкая, пушистая, теплая. Гладят, мнут, прилаживают к щёчке).

шерстяные

 

 

Они разные. Одни толстые, другие тоньше.

 

Находят шерстяную нитку

 

Рассуждают.

 

Распускают нитку, делают вывод: отдельные нитки легче рвутся.

 

 

Шерсть скручивают

Выбирают тарелочку с комком шерсти, присаживаются за столы.

 

Нет

Молоко

Молоко белое, жидкое, полезное.

 

 

 

 

 

Предполагают (пипетка)

 

 

 

 

Рисуют с помощью пипеток и ватной палочки.

Заключительный этап

Подведение итогов, рефлексия

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Понравилось ли вам заниматься в лаборатории?

Что показалось вам самым интересным?

Как узнали об этом?

Узнали в молоке есть жир. Как определить сырое и вареное яйцо. Превращали шерсть в нитку.

Теперь нужно убрать свои рабочие столы и все материалы на место.

(Педагог подводит итог занятию, оценивает деятельность каждого ребенка).

Подводят итог занятию, делятся впечатлениями.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!