15.06.2015
Бакерин Александр Владимирович, педагог дополнительного образования ГОАУ Ярославской области «Центр детско-юношеского технического творчества»
Для обучающихся 5-7 лет, срок реализации – 2 года.
1. Пояснительная записка
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Занятия по программе «Начальное техническое моделирование» (Лего-конструирование) положат начало формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Данная дополнительная образовательная программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся 5-7-летнего возраста.
Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе необходимы игровые формы обучения.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Для программы «Начальное техническое моделирование» (Лего-конструирование) не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу педагог решает сам, сообразно условиям образовательного учреждения и образовательными возможностями обучающихся.
Обучающиеся, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.
Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.
Конструирование выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
Можно различить три основных вида конструирования:
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности
Метапредметными результатами изучения программы «Начальное техническое моделирование» (Лего-конструирование) является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
1.1. Цели и задачи программы
Цель программы: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
1.2. Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
Уметь:
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ учащихся.
2. Тематическое планирование для 1 и 2 года занятий
№ |
ТЕМА |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
1 год занятий |
|||
Знакомство с конструктором. |
Знакомство с деталями Лего. |
2 |
|
Исследователи кирпичиков |
Продолжение знакомства с Лего. |
2 |
|
Форма и размер деталей |
|||
Варианты скреплений |
|||
|
Виды крепежа |
12 |
|
Исследование цвета. |
|||
Конструирование на свободную тему |
|||
|
Различные формы деталей |
12 |
|
Словарь Лего |
|||
Конструирование на свободную тему |
|||
Мой любимый цветок |
Плоскостное моделирование |
10 |
|
Конструирование на свободную тему |
|||
Транспортное моделирование |
Беседы о видах и назначении транспорта |
26 |
|
Колёса, колёсная ось (правила сборки) |
|||
Построение транспорта по схемам |
|||
Самостоятельное проектирование |
|||
Игры с моделями транспорта |
|||
Подготовка работ к участию в выставках и конкурсах |
Разработка проекта. Эскиз. |
8 |
|
Участие в выставке или конкурсе. |
|||
ВСЕГО: |
72 |
||
2 год занятий |
|||
|
Повторение формы и цвета ЛЕГО-деталей |
12 |
|
Форма и размер деталей |
|||
Варианты скреплений |
|||
Конструирование на свободную тему |
|||
|
Домашние и дикие животные |
12 |
|
Конструирование макетов животных |
|||
Устойчивость конструкций. |
Наблюдение над устойчивостью конструкций. Построение башни. |
4 |
|
Лестница |
|||
Понятие равновесия |
|||
|
Беседы о видах и назначении транспорта |
|
|
Разработка проекта. Эскиз. |
|||
Проектная работа |
|||
|
Улица полна неожиданностей (ПДД) |
|
|
Военная техника |
|||
Воздушный транспорт |
|||
Железнодорожный транспорт |
|||
Старинные замки |
|||
Любимые сказочные герои |
|||
Лего-город |
|||
Итоговые занятия |
Выполнение проектов по замыслу |
6 |
|
ВСЕГО: |
72 |
В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и перераспределение часов по темам, включённым в план.
Для второго года обучения рекомендуется применение для транспортного моделирования конструктора Лего серии ТЕХНИК.
3. Обеспечение дополнительной программы
3.1. Методическое:
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
3.2. Материально-техническое:
Для проведения занятий используются наборы конструкторов Лего серий SYSTEM, TEXNIK, CREATOR и ресурсные наборы к ним.
Для более эффективной организации рабочего места обучающегося применяются индивидуальные доски для моделирования с ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей.
3.3. Методы и приемы, используемые на занятиях.
Основная форма проведения занятий – практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
3.4. Использование Лего для конструктивно-игровых целей.
Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)
3.5. Использование Лего в процессе диагностики.
Еще одно важное направление применения Лего- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка , с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с Лего детей дошкольного возраста требует квалифицированного руководства со стороны педагога.
3.6. Мониторинг образовательных результатов.
1. Уровень развития умений и навыков.
- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
- Умение проектировать по образцу
- Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++):Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
4. Список литературы
5. Список сайтов
Примеры для моделирования по схеме ЖИВОТНЫЕ - фото выше.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!