24.09.2024
Представляем вашему вниманию статью «СТЕМ - технология в проектной деятельности как средство формирования предпосылок инженерного мышления у дошкольников». Своим опытом работы поделились Шагимуратова Людмила Николаевна и Филькина Светлана Евгеньевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 41», г. Саров Нижегородской области.
СТЕМ – технология в проектной деятельности является эффективным средством для формирования предпосылок инженерного мышления у дошкольников. Она направлена на развитие критического и творческого мышления, а также стимулирует интерес к науке, технологии, инженерии и математике.
Основные принципы СТЕМ - подхода включают:
На протяжении нескольких лет ДОО активно внедряет в работу с дошкольниками парциальную модульную программу «СТЕМ – образование». За это время дети приобрели значительный багаж знаний и навыков в работе с наборами «Планета STEAM» и «Мои первые механизмы»:
Мы решили попробовать свои силы и принять участие в Национальном Чемпионате образовательных соревнований по робототехнике в направлении Лига «Открытий» для детей 4-6 лет.
Тема сезона – «ЭНЕРГОЗАРЯД». Наша задача заключалась в создании условий для совместной творческой деятельности, сплочения всех членов детской команды, установления позитивных взаимоотношений между детьми и соблюдением правил работы в команде.
В процессе создания моделей, команде предстояло иметь дело с процессом технического проектирования:
Вся работа строилась в несколько этапов.
Используя кейс-технологию, воспитатель внесла в группу «Кейс-иллюстрации». Рассмотрев содержание кейса, дети пришли к выводу, что речь пойдет об электроэнергии.
Выявить имеющиеся у детей знания по данной теме помогла модель «Трех вопросов». Дети знали, что люди используют электрическую энергию в электроприборах. И им очень хотелось узнать: где и как электроэнергия вырабатывается, преобразуется и передается. Работу свою начали со сбора информации.
На первых занятиях в рамках реализации пособия «Руководство по работе с командой» для вхождения и более глубокого изучения данной темы с детьми были проведены следующие беседы: «Что такое энергия?», «Где и как используется энергия в течение дня?», «Какие типы энергии используются, чтобы заставить что-то двигаться и работать».
Занятие начинали с разминки, используя методику «Шесть кирпичиков», которая была направлена на сплочение команды, на развитие у детей внимания и ориентировки в пространстве. Дети учились задавать вопросы, рассказывать о том, что им удалось сделать, учились проявлять стойкость при столкновении с трудностями.
В ходе каждого занятия дети исследовали какую-либо проблему, находили пути решения, конструировали разные объекты, рассказывали о них и зарисовывали свои идеи в «Инженерных тетрадях».
Побывав на городской ТЭЦ, дети узнали, как накапливается, сохраняется и распределяется энергия. Продуктом детского творчества стали модель ТЭЦ, хранилище энергии и линии электропередач.
Собрав информацию о потребителях энергии, дети узнали разные места, где происходит преобразование или производство энергии и определили, что в нашем регионе используется уголь. Продуктом стала базовая модель «Карусель».
Ребята вспомнили, что в прошлом году в городском парке установили два новых аттракциона. Посетив вместе с родителями детский парк, ребята рассмотрели новые аттракционы, механизмы движения частей. Узнали, какой источник энергии приводит аттракцион в движение – электричество, вырабатываемое с ТЭЦ – как не возобновляемый источник. И стали размышлять о том, как подвести к аттракционам энергию, экономя электроэнергию с ТЭЦ. В процессе мозгового штурма решили использовать в парке возобновляемые источники: силу ветра и солнца. Для выработки энергии для каруселей решили поставить в парке ветрогенератор. Дети также предложили установить на крыше кафе солнечные панели и использовать полученную энергию для работы холодильников.
При изучении темы «Электромобили» ребята узнали, как электрические транспортные средства используют энергию. Совершив прогулку по микрорайону, дети увидели на дорогах и во дворах большое количество машин. Машины заправляются топливом, при сгорании которого вырабатываются выхлопные газы, загрязняющие окружающую среду. Ребята предложили альтернативу машинам — электромобили, которые заряжаются от электричества. Для них построили специальные электрозаправочные станции. В процессе тестирования своих электромобилей на пандусах дети познакомились с понятиями: скорость и сила тяжести.
В нашем городе есть железнодорожный вокзал. Проведя исследование, дети выяснили, что некоторые локомотивы работают на дизельном топливе, при сжигании которого в атмосферу попадают вредные вещества, и от электричества.
Пришли к общему решению, что нужно усовершенствовать наш поезд, установив на нем генератор, который будет вырабатывать электроэнергию от ветровика и солнечных батарей. Их установили на поворотной платформе. Электроэнергия накапливается в аккумуляторах и используется локомотивом для освещения вагонов и внутренней электросети поезда.
В итоге дети объединили свои отдельные постройки на соревновательном коврике в общую модель «Экогорода».
Работа шла к завершению. И наш куратор познакомил детей с принципом работы лазерной установки. Каждый лазер, как лучик солнца, нагревают ядро, при распаде которого образуется новый вид энергии.
И ребята приняли совместное решение включить в постройку модели лазерной установки в свой проект.
В процессе работы над проектом постепенно заполнялся постер — это своего рода «летопись» проекта, прочитав которую любой сможет узнать, как команда работала над проектом и каков результат этой работы.
В результате плодотворной работы детская команда представила экспертам следующие материалы:
Таким образом, участие детей в соревнованиях по робототехнике имеет огромное преимущество для их развития. СТЕМ – технологии будут продолжать играть важную роль в развитии дошкольников, формируя у них фундаментальные навыки и компетенции, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!