30.09.2021
Методическую разработку занятия в автомодельной лаборатории «Изучение влияния массы шасси и ее развесовки на устойчивость автотрассовой модели» подготовил и прислал Обухов Олег Алексеевич, педагог дополнительного образования Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества» (г. Киров).
Цель работы:
Оборудование:
Трасса с источником питания и электронно-измерительной аппаратурой; трассовая модель; контроллер; свинец; двухсторонний скотч; ножницы; линейка; калькулятор; секундомер.
Данная методическая разработка посвящена организации опытно-экспериментальной деятельности учащихся на занятии в автомодельной лаборатории по программе «За рулем», тема программы: Опытно-экспериментальная работа «Изучение устойчивости трассовой модели на повороте», (группа 6-8 человек 3 года обучения, продолжительность занятия 3 ч.). Она может быть полезна руководителям автомодельных объединений при формировании способов творческой преобразовательной деятельности и исследовательских умений.
Становясь членами образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. Дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Поэтому актуальным для современной школы становится поиск форм, методов и средств формирования у учащихся системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, наличие которых необходимо человеку для успешного решения проблем в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности.
Технический кружок, располагает значительными возможностями, среди которых необходимо выделить, прежде всего, высокий уровень социально-практической значимости предмета, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изготовления моделей, политехническую направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся при изготовлении моделей, существенную роль играет эксперимент. В ряде случаев он позволяет создать проблемную ситуацию, побуждающую учащихся к самостоятельному поиску истины. Пробудить интерес ребенка к жизни, работе, знаниям, научить использовать ум, проявлять волю и характер, чувствовать прекрасное — это главное, что может и должен сделать учитель.
С помощью эксперимента развивается интерес учащихся к предмету, учащиеся развивают свое логическое мышление, интеллектуальные способности, самостоятельность и лучше усваивают материал. Поэтому тему моей методической работы считаю актуальной.
Познание у учащихся начинается с удивления, а продолжается через деятельность, а это значит, в своей деятельности надо использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания.
Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации. Это случается, когда данные, полученные опытным путем, вступают в противоречие с известными физическими закономерностями.
При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся нужно организовать так, чтобы она проходила все этапы творческого познавательного процесса. Можно выделить следующие структурные элементы деятельности учащегося: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности учеников является высказывание гипотез и их проверка.
В экспериментальных исследованиях интуиция ученого проявляется, прежде всего, в предугадывании конечного результата. Поэтому, прежде чем приступить к эксперименту, лабораторной работе, мы с ребятами высказываем гипотезы, предполагаем, какой результат может получиться, и только потом проводим эксперимент, которым проверяем правильность наших рассуждений.
По содержанию творческие задания я делю на следующие виды: экспериментально-исследовательские, конструкторские. Выполнение исследовательского задания для учащихся является познанием еще непознанного.
При проведении исследования самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом исследовательской работы становятся выводы, полученные ребятами, как ответы на поставленные вопросы.
А умения наблюдать, экспериментировать, конструировать, помогают учащимся в подготовке к труду в различных областях производства.
Победа в соревнованиях по автотрассовым моделям зависит от разных факторов. Один из них — скорость модели, в частности, скорость при прохождении поворотов, которая связана с устойчивостью модели на трассе. На устойчивость модели влияет масса шасси и ее развесовка (конечно, не только они). Но как влияют? Возникает проблемная ситуация, которую надо решать. Это можно сделать в ходе экспериментальной работы «Изучение влияния массы шасси и ее развесовки на устойчивость автотрассовой модели». Решается дидактическая задача — мотивация и стимулирование деятельности учащихся, используя исследовательский метод. В работе будут сочетаться индивидуальный и коллективный способы организации деятельности. В результате создаются условия для формирования знаний, умений и навыков исследовательской работы, развитию творческой активности, воспитанию коллективизма и единого духа команды.
Организационно-методические советы:
Для изучения данного вопроса заранее нужно приготовить пластинчатый свинец, толщиной 1 мм, двухсторонний скотч. В эксперименте участвует одна и та же автотрассовая модель. Управляет моделью один и тот же пилот. Остальные ребята задействованы в качестве маршалов (его обязанностью является установка модели, сошедшей со своей дорожки, на закрепленном за ним участке трассы) и для оглашения результата времени и внесения этого результата в таблицу.
Суть экспериментов в следующем: модель с тем или иным «грузом» устанавливают на трассу. Пилот старается вести модель как можно быстрее. Компьютер определяет время, за которое модель проходит один круг. Это время нужно огласить и занести в таблицу. По истечении одной минуты меняем «груз» или его положение на модели, и заезд повторяется снова одну минуту, в течение которой определяем время одного круга и его заносим в таблицу. Таких кругов за одну минуту на двадцатиметровой трассе можно сделать 10-15, что вполне достаточно для выявления тенденции. После обработки данных находим средние значения времени и делаем вывод.
Ход занятия
Приветствие учащихся. Учет присутствующих.
Давайте вспомним соревнования. Каждый из вас наблюдал такую картину: одна модель обгоняет другую на повороте или змейке. Значит, есть модели, которые более устойчивы на повороте, т.е. которые могут пройти поворот с большей скоростью. Зависит ли устойчивость модели от массы шасси и ее развесовки? А как? Ответить на вопрос поможет экспериментальная работа.
Обсуждение с ребятами возможных положений грузов на шасси для экспериментов. Ученики предложили положения грузов:
Вам необходимо приготовить модель, свинец, двухсторонний скотч, подготовить трассу, изучить поведение модели на трассе, т.е. определить ее скоростные возможности.
Рассказать о роли каждого на занятии. Вспомнить правила техники безопасности при запусках моделей.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!