Формирование коммуникативных способностей умственно отсталых дошкольников на основе конструктивной деятельности

25.02.2015

Формирование коммуникативных способностей умственно отсталых дошкольников на основе конструктивной деятельности

Лау Анна Вячеславовна, воспитатель,

Соколова Ксения Александровна, учитель-дефектолог,

МБДОУ №37 Колокольчик, г. Сургут

Человек с первых месяцев жизни испытывает в общении с другими людьми потребность, которая постоянно развивается: от необходимости эмоционального контакта до личностного общения и сотрудничества. Исходя из данного обстоятельства общение подразумевает потенциальную непрерывность как необходимое условие жизнедеятельности.

Общение является сложной и многогранной деятельностью, которое требует специфических знаний, умений, навыков. Этими компетенциями человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Чем более высокий уровень коммуникативности, тем выше залог успешной адаптации человека в любой социальной среде. Данное обстоятельство определяет практическую значимость формирования коммуникативных компетенций с самого раннего возраста.

Ю.В. Бессмертная определяет коммуникативные способности как устойчивую совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, существующих на основе коммуникативных задатков и определяющих успешность овладения коммуникативной деятельностью. Коммуникативные способности человека как личности характеризуют его только в межличностных отношениях.

Развивая коммуникативные способности, люди овладевают многообразным опытом человечества, в том числе коммуникативными компетенциями. Коммуникативная деятельность способствует развитию всех психических процессов и свойств личности. Коммуникативные способности человека являются важным аспектом установления полноценных межличностных отношений, а так же налаживания контактов с окружающими людьми.

Проблема формирования коммуникативных способностей является предметом исследования многих авторов - А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтъев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Н.В. Клюева, А.Г. Рузская.

В теоретических исследованиях авторами рассматриваются вопросы формирования и развития коммуникативной сферы личности, а так же исследуется структура коммуникативных способностей. В практических исследованиях акцентируется внимание на проблемах коммуникации, но не коммуникативных способностей. В основном рассматриваются проблемы коммуникативной сферы детей с нормальным психическим развитием или лёгкими формами дизонтогенеза. В отношении детей с умственной отсталостью дошкольного возраста теоретические и практические сведения об особенностях развития их коммуникативных способностей практически не обнаружены.

Нами была проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования. Коммуникативные способности являются производными от структуры общих способностей. Они рассматриваются в общей психологии, возрастной психологии, инженерной психологии, педагогической психологии, психологи труда и психолингвистике. В исследовательских трудах Б. М. Теплова отражена общая структура и понятие о способностях, которое затем легло в основу исследований И. Р. Алтуниной, А. А. Бодалева, Г. С. Васильева, Э. А. Голубевой, В. А. Кольцовой, А. А. Кидрона, К. К. Платонова и др. В данных исследованиях приводятся определения понятия, его функциональная структура и методы исследования. Анализ литературных источников, посвящённых проблеме коммуникативных способностей, показывает фрагментарность и разноплановость исследований в данной области.

Структура коммуникативных способностей включает в себя основные и дополнительные компоненты. Основные компоненты: гностические, экспрессивные и интеракционные способности; дополнительные - общительность, эмпатия, социально-психологическая адаптация и развитие речи (Г. М. Андреева, А. В. Батаршев, Г.С. Васильев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Петровский, Б.М. Теплов и др.).

Изучение речи и коммуникативных способностей умственно отсталых детей представляет собой один из интересных и важных аспектов общей проблемы.

Оно дает возможность проследить за теми глубокими и своеобразными нарушениями, которые характерны для вербального развития детей с нарушением интеллекта.

Особую роль в развитии коммуникативных способностей играет речь. Многие исследователи (Л.В. Занков, Г.М. Дульнев, М.С. Певзлер, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова и др.) отмечали, что формирование речи умственно отсталого ребенка резко отстает от нормы и характеризуется аграмматичностью, костноязычием, ограниченностью запаса слов, короткой фразой. Все это служит причиной того, что речевые связи не могут играть активной роли в общении и регуляции поведения ребенка с нарушением интеллекта.

Авторы, интересовавшиеся проблемами коммуникативных способностей (А.Р. Лурия, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, А.П. Конова и др.) указывали на то, что они у умственно отсталых детей развиваются теми же путями, что и у нормальных, но с очень большим отставанием и имеют ряд существенных особенностей.

Проблема формирования коммуникативных способностей детей с умственной отсталостью на всех этапах развития образования является актуальной, так как успешность овладения процессом общения определяется устойчивой совокупностью индивидуально-психологических особенностей человека, существующих на основе коммуникативных задатков. Изучением детей с умственной отсталостью занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер.

У детей с умственной отсталостью общение с окружающими находится на низком уровне. По мнению Л.С.Выготского, для детей с данной патологией характерно снижение потребности в речевом общении, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, слабость речевых контактов, что является значимыми факторами, которые обусловливают аномальное и замедленное развитие коммуникативных умений.

На самых ранних этапах становления дефектологии исследователей привлекали внимание грубые недостатки речи умственно отсталых детей, которые расценивались ими как один из основных критериев аномального умственного развития. Дети данной категории не имеют ни повреждений слуха или отклонений в строении речевых органов, но тем не менее замедленно овладевают речью. Дети с умственной отсталостью позднее начинают понимать обращенную к ним речь, а вследствие этого пользоваться активной речью.

Речевое развитие ребенка с нарушением интеллекта осуществляется своеобразно и с запозданием. Умственно отсталых дошкольников длительное время слабо интересует звучащая речь, звуки окружающего мира, они недостаточно прислушиваются к ней. Но в тоже время постепенно овладевают речевым общением на элементарном уровне даже в тех случаях, когда они не посещают специального дошкольного учреждения, и семья не участвует в оказании им помощи. Взаимодействие с окружающими необходимо, живя среди людей.

Ребенок с нарушением в развитии интеллекта старается меньше пользоваться речью, зная, что говорит не как все. Когда его о чем-то спрашивают, он отмалчивается или использует указательный жест. Это оказывает отрицательное влияние на развитие его эмоционально-личностной сферы. Ребенок с умственной отсталостью становится более настороженным, замкнутым, постоянно ожидая порицания и обиды. Для данной категории дошкольников характерно снижение направленности на речевое общение и взаимодействие с окружающими людьми. Дети с трудом взаимодействуют со взрослыми, а так же с другими детьми. Они недостаточно адекватно оценивают ситуацию, не понимают смысла того, о чем говорят окружающие, это определяет их коммуникативное поведение. Дети с умственной отсталостью не умеют связно высказывать свои просьбы и предложения. Их общение ограниченно бытовыми и житейскими ситуациями, которые многократно повторяются. Если общение выходит за рамки стандартных и заученных фраз, то это ставит ребенка в тупик и приводит к нелепым ответам.

Общение с окружающими людьми и умение вступить в беседу, поддержать ее очень важно для социальной адаптации человека. Дети с интеллектуальными нарушениями редко проявляют инициативу в ситуации диалога. Это связано с речевым недоразвитием, с отсутствием мотивов и узким кругом интересов, с застенчивостью и неумением начать беседу, понять вопрос или высказывание собеседника, адекватно ответить ему.

Развитие коммуникативных способностей оказывает существенное влияние на все сферы психического развития ребенка.

Формирование различных видов деятельности у детей с особыми образовательными потребностями является центральным звеном во всей системе коррекционно – образовательной работы. В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых относится конструирование. Конструирование имеет моделирующий характер, а также играет большую роль в развитии у ребенка образного и элементов наглядно схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предметов.

Целенаправленное формирование конструктивной деятельности в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталого ребенка. В процессе целенаправленного обучения конструированию появляется возможность коррекционного влияния на ход психического развития детей с нарушениями в более ранние возрастные периоды, что существенно облегчает их дальнейшее обучение.

Для детей данной категории необходима система коррекционных занятий и упражнений, которая способствовала бы формированию коммуникативных способностей и побуждала к деятельности.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!