09.01.2019
Никто не будет спорить, что сегодня робототехника является одним из перспективных и ведущих в техническом направлении профессионального самоопределения обучающегося. Своим опытом внедрения робототехники как элемента системы профессионального самоопределения обучающегося поделились педагоги средней общеобразовательной школы №18 из Братска – Дмитрий Викторович Любарский, учитель технологии и Наталия Ивановна Карташева, учитель информатики.
Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства.
В современной подготовке будущих специалистов необходимо уделять большее внимание развитию их технических компетенций. Уже с ранних лет необходимо прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в цифровую эпоху.
Профессиональное самоопределение обучающегося реализуется на основе предпрофильной подготовки и профильного обучения. В школе разработаны положения о предпрофильной подготовке и профильном обучении на уровне СОО.
В нашей школе предпрофильная подготовка строится на основе реализации четырех основных направлений:
Основная цель предпрофильной подготовки в школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования. Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующим способностям и интересам. Рассмотрим как строится предпрофильная подготовка по этим направлениям.
Предпрофильное обучение осуществляется по учебному плану в рамках курсов части, формируемой участниками образовательных отношений.
Занятия робототехники входят в план внеурочной деятельности с 1 по 11 класс.
Работа Школы социального опыта является частью программы развития «Школа адаптивной культуры» и включает в себя следующие направления:
В начале года обучающиеся 8-классов осуществляют свой выбор по данным направлениям. Часть из них курирует вместе с классными руководителями направление Ранняя профориентация младших школьников.
В рамках социального партнерства с детским садом проводятся занятия по робототехнике, где обучающиеся могут выступить в качестве куратора.
Предпрофильная подготовка для каждого учащегося завершается защитой итогового индивидуального проекта в 9 классе. Продуктом проекта по робототехнике в прошлом году стали такие работы: создание инженерной книги, написание программного кода, разработка элементов умного дома, создание BEAM-роботов, решение сложных конструкторских задач.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся обсуждаются:
Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
На этапе профильного обучения реализуются следующие профили:
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности.
Из современных моделей профильного обучения мы реализуем внутришкольную и сетевую (интеграционную) модель. В рамках социального партнерства с Братским государственным в начале учебного года состоялись встречи с преподавателями университета, проанализированы учебные планы и запросы учащихся профильных классов. В результате утверждены программы занятий на базе БрГУ по математике, информатике и физике, энергетике.
В нашей школе ежегодно проводятся образовательные события Наумов день, День семьи. Ребята, занимающиеся робототехникой, демонстрируют свои разработки, проводят соревнования для родителей и учащихся, рассказывают о новых достижениях в области современных технологий.
Обучающиеся НОО, ООО, СОО принимают активное участие в конкурсах и соревнованиях по робототехнике всех уровней: от муниципального до федерального.
В региональном фестивале науки и робототехники, организаторами которого являются Братский государственный университет и Лицей №1.
В региональном робототехническом конкурсе «РобоБум» в г.Иркутске.
В главном технологическом фестивале РобоСиб в г.Иркутске
В Окружном фестивале «РобоФест — Западная Сибирь» в г.Омске
Во Всероссийском технологическом фестивале Profest, г.Москва
Ребята, которые занимаются робототехникой, приходят к осознанному выбора профиля, соответствующего их способностям и интересам. Они выбирают технологический профиль на основе личного опыта, который формируется благодаря профориентационной работе в начальной школе и предпрофильной подготовке. Команда «Снежный барс», представителями которой являются обучающиеся технологического профиля 10 класса уже второй год являются победителями Главного технологического фестиваля РобоСиб в г.Иркутске в направлении «РобоКарусель». Они занимаются разработкой реальных проектов, которые в будущем могут стать технической основой развития производства.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!