Использование конструктора LEGO«Технология и физика» в урочной ивнеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях

24.04.2015

Использование конструктора LEGO«Технология и физика» в урочной ивнеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях Использование конструктора LEGO«Технология и физика» в урочной ивнеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях

Д,А. Каширин, старший научный сотрудник Центра развития образования ИПКиПРО Курганской области

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передачи суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Реализация современных требований к сформированности экспериментальных умений невозможна без использования новых подходов к проведению практических работ. Необходимо использовать методику, при которой лабораторные работы выполняют не иллюстрационную функцию к изучаемому материалу, а являются полноправной частью содержания образования и требуют применения исследовательских методов в обучении. При этом возрастает роль фронтального эксперимента при изучении нового материала с использованием исследовательского подхода и максимальное количество опытов должно переноситься с демонстрационного стола учителя на парты обучающихся.

Образовательный конструктор «Технология и физика» (комплект 9632) существенно мобилизует такие исследования в области изучения классической механики и основ магнетизма. Набор «Технология и физика» рассчитан на одновременную работу двух обучающихся, каждый их которых конструирует свою половину основной модели, после чего обе части собираются в единое целое - более сложную модель с расширенными возможностями.

Образовательный конструктор «Технология и физика» может быть использован в демонстрационном и лабораторном эксперименте, при решении экспериментальных задач и в проектной деятельности при изучении следующих тем: равномерное и неравномерное движение, инерция, сила, простые механизмы, энергия и др. Это возможно благодаря тому, что из одного комплекта можно собрать различные установки и механизмы (таблица 1).

Таблица 1 - смотрите фото.

Применение образовательного конструктора«Технология и физика»вучебно-воспитательном процессе (напримереучебникаПерышкина А.В., 7 класс, длямикрогруппы 2 (4) человека)

Как видно из таблицы 1 конструктор можно использовать на более чем 60% уроков. По времени сборка простой модели обучающимися занимает от 2 до 10 минут, на первых уроках , на более сложных моделях, время сборки может быть увеличено, например, сборка таймера займет около 15 минут работы в паре.

Учебный комплект «Технология и физика» может быть использован при проведении традиционных лабораторных работ (например, «Выявление условия равновесия рычага», «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» ). При проведении лабораторных работ или решении экспериментальных задач к образовательному конструктору необходимы дополнительные приборы и материалы, например, динамометр, масштабная линейка, набор грузов известной массы.

Образовательный конструктор также может быть использован в старших общеобразовательных и профильных классах для демонстрации более сложных физических явлений и решении экспериментальных задач.

С перспективой перехода на ФГОС второго поколения особое внимание следует уделить внеурочной деятельности обучающихся. Образовательный конструктор «Технология и физика» может быть использован при проектировании учебных программ курсов по выбору с уклоном на исследовательскую и проектную деятельность. Например, в основном курсе физики практически не изучается классификация механических передач и принципы их соединений, однако огромное количество различных механизмов основано на их работе. В таблице 2 приведен пример учебно -тематического плана программы для обучающихся 5-7 классов курса по выбору «Простые механизмы на основе механических передач».

Учебно-тематическийпланкурса по выбору

«Простые механизмы на основе механических передач»

Таблица 2

№п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Введение в легоконструирование

2

1

1

2

Классификациямеханическихпередачи принципы соединений

14

6

8

2.1

Цилиндрическая зубчатая передача

2

1

1

2.2

Коническая зубчатая передача

2

1

1

2.3

Реечная зубчатая передача

2

1

1

2.4

Червячная передача

2

1

1

2.5

Ременная передача

2

1

1

2.6

Простые на основе механических передач

4

1

3

3

Проект на основе механических передач в технике

18

5

13

3.1

Введение в проектную деятельность

2

1

1

3.2

Определение утверждение тематики проектов

2

1

1

3.3

Подбор и анализматериалов о модели проекта

2

1

1

3.4

Конструирование модели проекта

2

-

2

3.5

Оформление проекта

2

1

1

3.6

Предзащита проекта

2

1

1

3.7

Доработка проекта

2

-

2

3.8

Презентация проекта

2

-

2

3.9

Обсуждение результатов работы

2

-

2

 

Всего:

34

12

22

Реализация программы основывается на концептуальных идеях:

1. Удовлетворение специфических потребностей субъектов образования:

1) обучающихся:

  • раскрытие творческого потенциала на базе этапов развития технического мышления;
  • приобретение опыта технической деятельности;
  • раскрытие умений самообразования и саморазвития;
  • развитие отношения к своей будущей профессии;

2) социума:

  • создание навыков работы в коллективе;
  • усвоение норм, правил поведения, традиций, входящих в
  • профессиональную субкультуру;

2. Содержания программы и процесс обучения учитывает:

  • преимущество по объему практических занятий;
  • флексия и контроль качества обучения;
  • моразвивающий характер обучения .

Программа направлена на расширение политехнического кругозора бучающегося, за счет процесса технической творческой деятельности. бучающиеся сталкиваются с потребностью в новых дополнительных наниях посредством механической интеграции для формирования елостного мышления.

Образовательный конструктор «Технология и физика» является одной з составных частей целостной системы направленной на развитие научно-технического творчества у детей, учащихся и молодежи.

Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов – технических средств, образующих искусственное окружение человека – техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и серийном производстве.

Развитие технического творчества во внеурочной деятельности может протекать по трем основным направлениям через:

  1. Классическое конструирование.
  2. Конструирование с элементами программирования.
  3. Экспериментальное конструирование.

Классическое конструирование – представляет собой конструирование моделей с целью развития первоначальных конструкторских умений у дошкольников и младших школьников, с дальнейшим развитием технического мышления у обучающихся старших ступеней образования.

На начальном этапе все образовательные комплекты Lego способствуют развитию у ребенка логического и абстрактного мышления, внимания, зрительной памяти, математических способностей. В последующих этапах при развитии технического мышления у детей, учащихся и молодежи возникает мотивация к расширению познавательных и профессиональных интересов, активизации творческого мышления, формированию опыта творческой деятельности и технического конструирования.

Обучающиеся активно участвуют в творческих конкурсах. Конструирование с элементами программирования – представляет собой

конструирование моделей с целью развития процесса технического творчества, поиска рациональных способов и практических реализаций при решении возникающих конструкторских и технологических задач. Предполагает изучение основ робототехники, изучение примитивного языка программирования MINDSTORMS NXT, что в дальнейшем поможет при работе средой разработки и платформой LabVIEW.

Обучающиеся активно принимают участие в различного уровня олимпиадах (региональных, федеральных, международных) по робототехнике.

Экспериментальное конструирование – представляет собой конструирование моделей с целью изучения и объяснения природных

процессов, явлений и понятий при исследованиях по предметам естественнонаучного цикла на основе образовательных конструкторов

Lego: пневматика; технология и физика; энергия, работа, мощность; возобновляемые источники энергии; ПервоРобота NXT; Tetrix; а также комплектов датчиков совместимых с NXT или V ernier.

Обучающиеся активно занимаются исследовательской деятельностью, появляется мотивация к саморазвитию и обучению.

Дошкольники:

  • Конструктор «Первые конструкции»
  • Конструктор «Первые механизмы»

1 ступень образования (Начальная школа)

  • Конструктор «Математика механизмов»
  • Конструктор «Машины, механизмы и конструкции»
  • Конструктор «Мосты, башни и другие конструкции»

2, 3 ступень образования (Основная школа, Средняя школа)

  • Пневматика
  • Конструктор «Технология и физика»
  • Конструктор «Энергия, работа, мощность»;
  • Конструктор «Возобновляемые источники энергии»;
  • Комплект «ПервоРобот NXT»
  • Комплект на основе Lego «Tetrix»

Профессиональное образование

  • Комплект «ПервоРобот NXT»

Комплект на основе Lego «Tetrix» Современная организация учебной деятельности требует того, чтобы теоретические обобщения обучающиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Принципиально изменилась роль, место и функции самостоятельного эксперимента при обучении различных предметов: обучающиеся должны овладевать не только конкретными практическими умениями, но и основами естественнонаучного метода познания, а это может быть реализовано только через систему самостоятельных экспериментальных исследований и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!