17.05.2018
Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС ОВЗ. ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают предметно-пространственную развивающую среду ОУ.
Москаленко Елена Павловна,
учитель-логопед КОУ РК "Сарпинская коррекционная школа-интернат" Калмыкия
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного игрового взаимодействия, ретрансляция педагогического опыта по легоконструированию и робототехнике.
Задачи:
1. Внедрение новых технологий логокоррекционной работы через легоконструирование.
2. Повышение педагогического мастерства и квалификации участников.
3. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагога.
Оборудование: наборы Лего-конструктора, столы, стулья по количеству участников.
Время: 40 мин.
Структура мастер-класса
1. Вводная часть: 25 мин.
2. Основная часть: 15 мин.
3. Заключительная часть.
Вводная часть:
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, я решила в логокоррекционной работе использовать наборы конструктора ЛЕГО. Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. При использовании ЛЕГО-технологий в работе, можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно- игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Мне хотелось бы рассказать об опыте применения ЛЕГО-технологий для развития и коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями речи, обучающимися в условиях коррекционной школы.
Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий с детьми с ТНР является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, расширять активный словарь, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у таких детей происходит через увиденное и осознанное.
Итак, уважаемые педагоги, давайте представим что мы в ЛЕГО – городе…
Основная часть:
Звучит загадочная музыка. Появляется «ЛЕГО-человек».
Я прилетел к вам из волшебного ЛЕГО-града. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам.
Вы согласны помочь ЛЕГО – другу? Он такой интересный, необычный. (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка)
- Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы )
- Да, он сделан из деталей конструктора.
- А как называется этот конструктор?
- Правильно. Это конструктор ЛЕГО.
- Он попал к нам из волшебного города. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться.
- Вы согласны? Как туда попасть?
- А я предлагаю построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.
Но сначала построим волшебную дорогу.
Кирпичик нужный найди,
Дорогу в ЛЕГО - град собери.
Развивающая игра «Волшебная дорожка»
Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру.
- У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.) Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру?
- А почему ты поставил эту деталь?
- Все поставили свои детали? Дорога готова?
- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола). Можно отправиться в путь. (Как заклинание)
Друзей с собою возьми.
И в ЛЕГО-град попади.
Упражнение для глаз.
ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)
Мы с вами в ЛЕГО-граде. (Беру человечка) А вот и зоопарк (подходят к столу с
зоопарком). Поспешим к нему!
Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка. Давайте мы ее внимательно рассмотрим.
- Из чего она сделана? Да из деталей Лего - конструктора.
- Все ли детали одинакового цвета?
- А какого они цвета?
- А по размеру одинаковые (уточняешь размер?)
- Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки).
Самостоятельная работа
Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство.
Детали, детали,
Вы спать не устали.
Сегодня с утра
Нам строить пора.
Начинаем строительство.
(Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)
- Несите постройки к разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем восстанавливать стены.
Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте. Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями).
Было много кирпичей.
Каждый был совсем ничей.
А теперь детали
Крепкой стенкой встали.
Зоопарк восстановлен. Можно вернуться на полянку.
- Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наш зоопарк! Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО-града будут приходить в зоопарк….рассматривать и кого они увидят. Но животных в зоопарке нет.
- А каких животных вы знаете? Как много животных вы знаете!
- А показать руками вы их сможете? Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно)
- А как собаку показать? (Пробуют, педагог показывает свою) .
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками) .
В зоопарке стоит слон
Уши, хобот, серый он.
Головой кивает,
Будто в гости приглашает.
Крокодил плывет по речке,
Выпучив глаза.
Он зеленый весь, как тина.
От макушки до хвоста.
- Молодцы! У вас просто волшебные пальчики!
Из ЛЕГО выросла стена. Продолжим добрые дела?
У ЛЕГО - друга сохранились фотографии животных, которые жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – граде, значит, собрать животных можно из… .ЛЕГО – деталей! У нас на мольберте схемы животных. Одни схемы легкие, - они зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим… (идет обсуждение).
Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в соответствии с этим — технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже из Лего. Кто какого животного хотел бы собрать?
Возьми фотографию - схему и пройди за столы - там будет удобнее работать.(Участники строят под музыку, педагог оказывает помощь по мере необходимости) . Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять зоопарк. Посмотрим - кто в нем будет жить.
ЛЕГО - другу они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь?
Вы помогли жителям Лего-града. Восстановили зоопарк. Вы были смелые, отважные,решительные, сообразительные - замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя за что можете похвалить?
А теперь встаньте в круг и соедините ладони.
Расцветай ЛЕГО - град
А нам домой возвращаться пора.
Заключительная часть:
Рефлексия.
Спасибо за внимание!
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!