Использование робототехнических наборов в логопедии с детьми с ТНР

15.09.2024

Использование робототехнических наборов в логопедии с детьми с ТНР

Можно ли обучать детей дошкольного возраста робототехнике и программированию без компьютера? Конечно. Своим опытом работы с конструктором MatataLab поделилась Клещева Екатерина Михайловна, учитель-логопед МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №137» города Магнитогорска.

Аннотация

Использование робототехнических наборов MatataLab в логопедической практике является продуктивным и современным способом коррекции в условиях стремительного развития информационных компьютерных технологий.

Изменения и технический прогресс в мире за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время заставляют нас беспокоиться. Ежедневно появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области. Именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени?

Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты, владеющие новейшими технологиями, разбирающиеся в естественных науках и инженерии.

Использование Matatalab в нашем образовательном процессе играет важную роль по нескольким причинам.

  • Во-первых, это отличное средство для стимулирования интеллектуального развития детей дошкольного возраста, способствуя интеграции различных образовательных областей, таких как речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие.
  • Во-вторых, Matatalab позволяет педагогам объединить процессы обучения, воспитания и развития детей в игровой форме, что делает учебу более увлекательной и эффективной.
  • В-третьих, оно стимулирует познавательную активность и способствует формированию социально-активной личности, развивая навыки общения и сотрудничества.
  • И наконец, Matatalab объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, что позволяет ребенку не только играть, но и создавать свой собственный мир.

На данный момент у детей дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень развития речи, что представляет серьезную проблему для педагогов. Использование робототехнических наборов MatataLab в логопедической практике является эффективным и современным методом коррекции в условиях быстрого развития информационных технологий. Этот подход к коррекции помогает логопедам, делает все аспекты их работы более эффективными. С помощью MatataLab можно использовать различные анализаторные системы, что способствует активизации компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.

Использование различных комплектаций робототехнического набора способствует оптимизации педагогического процесса: индивидуализация обучения детей с речевыми нарушениями, повышение их мотивации к учебе, стимуляция когнитивной активности, развитие навыков саморегуляции, активности, мелкой моторики рук и координации психических процессов. Во время игровой деятельности происходит формирование и улучшение артикуляции, фонематического анализа и синтеза, просодии, лексико-грамматической структуры и связной речи. Взаимодействие с Matatalab в процессе коррекционно-развивающего занятия вызывает у детей дошкольного возраста живой интерес — сначала как игра, затем как обучение. Этот интерес лежит в основе формирования внимания, памяти и когнитивной активности, что обеспечивает необходимую психологическую готовность к школе.

Большая часть времени, которое учителя-логопеды проводят на занятиях с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи, посвящается повторению слогов, слов и скороговорок. Задачи каждого занятия подразделяются на коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные. Для достижения этих целей, помимо обычных методов, успешно используется Matatalab, что придает разнообразие и интерес к урокам. На таких занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве, мыслить алгоритмами и составлять последовательность действий для решения задач игровой ситуации. 

Коррекционно-образовательный процесс с дошкольниками, страдающими от тяжелых нарушений речи, требует много времени из-за низкого уровня внимания, мотивации и познавательной активности у этих детей. У детей с нарушениями речи также наблюдается недостаток коммуникативных способностей, что отрицательно сказывается на их общем развитии. Занятия с использованием Matatalab в коррекционной работе логопеда очень эффективны, так как помогают более успешно работать над исправлением речевых нарушений, развивать творческий потенциал, повышать уверенность в собственных способностях и развивать коммуникативные навыки. Использование игр в рамках коррекционно-образовательного процесса позволяет детям не только обучаться, но и развивать мыслительные процессы, улучшать работоспособность и приобретать навыки экспериментирования и речевого планирования. 

Использование интерактивных методов обучения в образовательных учреждениях представляет собой инновацию в сфере образования, способствующую оптимизации коррекционно-развивающего процесса. Это создает благоприятные условия для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, повышая их мотивацию, развивая речь и коммуникативные навыки, а также способствуя их самореализации.

Литература

  1. Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. Образовательный модуль «Робототехника».- М., 2018.
  2. Адамова П. А., Винникова В. В., Газарова Т. А., Борохович Л. Ю. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. - 2017.- №2. - С. 21-24.
  3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. - 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  5. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. СПб.: Наука, 2011 263 с. ЭОР (электронный образовательный ресурс) 1. Пчелки bee-bot https://www.youtube.com/watch?v=u5LqZyVj3CA&t=17s (обзор Луканина-Михалева ).

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!