Исследование по профориентации в детском саду

21.02.2024

Исследование о профориентации в детском саду

Представляем вашему вниманию проект «Ранняя профориентация и техническое творчество, как инструмент развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к участию в соревнованиях». Разработала и прислала его Грачёва Ирина Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11», г. Лысьва (Пермский край).

Ранняя профориентация и воспитание положительного отношения к труду является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. Цифровизация экономики способствует возникновению новых профессий и потребности в IT-специалистах.

В результате опроса детей старшего дошкольного возраста стало видно: несмотря на то, что большинство (61%) из них имеет представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда, устанавливают связи между профессией и результатом труда 39 % детей. Дети называли отдельные профессии, но не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда.

Нами был проведён опрос родителей, результаты которого показали, что большинство считают, что работу по профориентации необходимо начинать в школе, и не придают значения развитию данного направления в детском саду. В то же время все родители хотели бы видеть своих детей в будущем успешными и самодостаточными.

Наш педагогический коллектив уверен, что задатки будущего успеха в профессиональной деятельности должны формироваться уже на первой ступени образования в дошкольном детстве. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей, заканчивая необычными профессиями современного мира.

Цель нашего проекта: создание условий для ранней профессиональной ориентации дошкольников через развитие представлений о профессиях, поддержку детской инициативы и технического творчества в процессе активного вовлечения семей в образовательный процесс.

Задачи:

  • Воспитание у детей положительного отношения к труду
  • Формирование у детей первоначальных представлений о роли труда и его значимости в жизни общества через ознакомление с профессиональной деятельностью близких взрослых
  • Содействие развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей средствами технического конструирования
  • Расширение представлений о промышленном производстве нашего города, роли механизации в труде, о машинах и приборах — помощниках человека
  • Создание единого образовательного пространства для приобщения дошкольников к труду и миру профессий в семье и детском саду.

Работа в данном направлении проводилась нами в течение 2022 и 2023 гг.

  • 1 этап — аналитический: выявление проблемы разработка плана реализации проекта (сентябрь 2022 г.)
  • 2 этап — основной (практический): проведена работа по разработке и внедрению системы ранней профориентации дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности (октябрь 2023 г. — ноябрь 2023 г.).
  • 3 этап — заключительный: подведение итогов работы с детьми по данной проблеме, обобщение опыта (декабрь 2023 г.)

В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

  • Создание картотеки игр о профессиях;
  • Создание музея «Лысьва — город трудовой доблести и славы»;
  • Встречи с родителями, где они рассказывали детям о своих профессиях;
  • Экскурсии на производство;
  • Организация сюжетно-ролевых и дидактических игр (важно, что на протяжении реализации проекта педагоги отслеживали интересы и предпочтения детей, наблюдали, какие игры и занятия им нравятся больше всего, и старались связать их с определенными профессиями);
  • Создание детьми и родителями рисунков и коллажей на тему «Профессии»;
  • Экспериментирование с различными материалами;
  • Создание детьми и родителями творческих проектов.

Семейные творческие проекты были представлены на традиционном семейном фестивале конструкторских идей.

В декабре 2022 года семейные команды представили модели промышленного производства города Лысьвы: «Лысьванефтемаш», «СпецАвтоПрицеп», «Лысьвенский хлебокомбинат», «РТИ-Силиконы», «ММК-ЛМЗ», «Лысьва-Строй», «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика», «КАМКУР», «Урал ПАК», а также рассказали о профессиях родителей, работающих на предприятиях нашего города.

В декабре 2023 года были представлены профессии: слесарь КИПиА. метрологической службы ООО «Лысьванефтемаш», профессии печатного производство газеты «Искра», инженер-исследователь эмалированного производства, профессия эмалировщицы, робот-уборщик, «робот-почтовик».

В течение двух лет в проекте приняло участие 45 семей, 96 воспитанников старшего дошкольного возраста.

Реализация проекта позволила:

  • Познакомить детей с реальным миром профессий, применить полученные знания на практике в ходе экспериментирования, создания технических конструкций и моделей производства.
  • Выявить лучшие команды, одаренных детей и их проекты для дальнейшей подготовки детей к межмуниципальному конкурсу «Икаренок»

Созданные проекты могут использоваться для представления в конкурсах разного уровня: «ИКаРенок без границ» для детей ОВЗ, «Каждый робот имеет шанс», «Бюро изобретений» для одаренных детей.

Результаты повторного опроса:

  • Дети правильно обосновывают значимость труда, устанавливают связи между профессией и результатом труда — 77 % детей (произошло повышение на 38%). Дети знают названия профессий, объясняют, где работают родители, в чем ценность их труда.
  • Большинство (89%) родителей осознают важность работы по профориентации в детском саду.

Таким образом, совместное техническое творчество детей и родителей — одно из важных средств формирования основ ранней профессиональной ориентации, стимулирующее изобретательские способности.

Список литературы

  • Аромштам М.С. Детский сад – пространство инноваций/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство.
  • Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005г.
  • Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
  • Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!