Как раскрыть потенциал детей при работе с LEGO MINDSTORMS Education EV3?

02.06.2017

Как раскрыть потенциал детей при работе с LEGO MINDSTORMS Education EV3?

Благодаря техническому прогрессу с каждым годом количество роботов-помощников для человека становится всё больше. Как Вы думаете что будет через несколько лет? С чем могут столкнуться наши дети? Поэтому очень важно помочь каждому ребёнку раскрыть интерес к программированию и конструированию. Ведь это и есть одна из главных целей робототехнического кружка.

«Активизация учебно-познавательных компетенций учащихся через
кружок по робототехнике

LEGO WEDO и MINDSTORMS Education EV3»

Дьяконов Николай Николаевич, учитель физики и информатики

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методические материалы (приложение к дополнительной образовательной программе «Робототехника») разработаны для руководителей кружков по робототехнике и предназначена для формирования практических умений и навыков использования базового набора LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Учебно-методические материалы документ, фотографии, иллюстрации, проекты детей, доклады и другие графические материалы для самостоятельного выполнения.

Данный методический материал, основан на опыте трех лет работы с детьми в кружке по робототехнике.

Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни. Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Программа «Робототехника» предназначена для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

Кроме этого, реализация этого курса в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Курс разработан для учащихся групп начальной школы.
Учащиеся, работая по инструкциям и заданиям учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и к консультированию учащихся.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Занятия направления «Робототехника» представляют уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms WEDO и Mindstorms ev3.

Благодаря датчикам поворота и расстояния, созданные конструкции реагируют на окружающих мир. С помощью программирования на персональном компьютере ребенок наделяет интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые, по сути, являются упражнениями из курсов математики, информатики. 

Программа «Робототехника» рассчитана на 9 час в неделю на протяжении всего учебного года. 

Успешность изучения «Робототехника» обеспечивает результативность обучения начальной школы. 

На современном этапе экономического и социального развития общества по требованиям ФГОС образования должно быть ориентировано на:

  • формирование у подрастающего поколения адекватной современному уровню знаний картины мира;
  • обеспечение самоопределения личности;
  • создание условий для самореализации личности;
  • формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Новизна: заключается в изменении подхода к обучению ребят, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, побуждающих учащихся решать самые разнообразные логические и конструкторские проблемы
Актуальность: в связи с современным глобальным развитием компьютеризации и роботизации данная дополнительная образовательная программа является актуальной.

Цель программы:

  • организация внеурочной деятельности детей, раскрытие их творческого потенциала с использованием возможностей робототехники и практическое применение учениками знаний, полученных в ходе работы по курсу, для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни, воспитание информационной, технической и исследовательской культуры.

Задачи программы:

  • развитие интереса к научно-техническому творчеству, технике, высоким технологиям;
  • развитие алгоритмического и логического мышления;
  • развитие способности учащихся творчески подходить к проблемным ситуациям и самостоятельно находить решения;
  • умение выстраивать гипотезу и сопоставлять ее с полученным результатом;
  • воспитание интереса к конструированию и программированию;
  • овладение навыками научно-технического конструирования и моделирования;
  • развитие обще учебных навыков, связанных с поиском, обработкой; информации и представлением результатов своей деятельности;
  • формирование навыков коллективного труда;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • робототехника помогает совместно обучаться в рамках одной бригады;
  • распределять обязанности в своей бригаде;
  • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • создавать модели реальных объектов и процессов;
  • видеть реальный результат своей работы позволяет учащимся.

Просветительно- досуговая работа:

  • основной задачей просветительной и досуговой работы является: знакомство детей с творчеством ведущих конструкторов, с историей развития роботов, развитие электронного творчества, формирование нравственных и эстетических взглядов, мировоззрения, расширение общего кругозора, развитие культуры общения.

Структура и содержание программы.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:

  • аудирование (А)- умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции.
  • чтение (Ч) – осознанное самостоятельное чтение языка программирования.
  • говорение (Г) – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления.
  • пропедевтика (П) – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование.
  • творческая деятельность(Т)- конструирование, моделирование, проектирование.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы - «Конструирование» и «Программирование».

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки конструирования и работы на компьютере.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий.

Программа предусматривает проведение занятий во внеурочной деятельности с нетрадиционными формами обучения (игровые упражнения, творческие упражнения, создание проектов).

Форма промежуточной аттестации – обобщающий урок рефлексии и защита проектов.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

  1. Устный.
  2. Проблемный.
  3. Частично-поисковый.
  4. Исследовательский.
  5. Проектный.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!