03.05.2020
Все дети обожают смотреть мультфильмы — через мультипликационную деятельность лучше усваивается новый материал, активизируются познавательные процессы. Сегодня мы вам предложим проект для детей дошкольного возраста по созданию собственного мультфильма из ЛЕГО. Проект по дополнительному образованию социально-педагогической направленности «Увлекаясь чудесами, создаем мультфильм мы сами», который разработала и прислала Ирина Викторовна Канюкова, учитель-логопед МДОУ ДО «Буратино» из с. Красноселькуп (ЯНАО).
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Руководитель проекта: Канюкова Ирина Викторовна, учитель-логопед
Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка», воспитатели, учитель-логопед.
Тип проекта
Объект проекта: мультфильм
Предмет проекта: процесс создания мультфильма.
Предполагаемый продукт проекта: создание мультфильма «Как волк вздумал хлеб печь».
Ресурсное обеспечение проекта: помещение группы
Актуальность
Современные технологии широко распахнули двери для всех желающих в увлекательный мир анимации. Познать тайны мультипликации, попробовать самим стать волшебниками, которые делают мультфильмы стало возможным благодаря анимационной студии «МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ».
Детская мультипликация — это универсальный и целостный вид творчества, с особой структурой условности, свободой в трактовке пространства и времени, возможностью использовать разнообразный арсенал выразительных средств профессионального мультипликационного кино.
Создание мультфильма — это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Процесс создания мультфильма — это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Занятия мультипликацией помогают формировать у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, даря ему положительный заряд, энергию и желание достигать новых высот, так как ребёнок создаёт историю, оживляет героев.
Целью создания студии детской мультипликации является обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательных, речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильмов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для осуществления поставленных цели и задач необходимо создание в ДОУ соответствующих условий:
Сроки и этапы реализации проекта: октябрь 2019 г. — ноябрь 2019 г.
Оборудование: ноутбук с мультипликационной программой, ноутбук, вебкамера с микрофоном, лампа настольная, материал для изготовления фона: ватман, краски, кисти; конструктор лего-сити.
Организационно-методическое обеспечение: подготовка участников проекта к проведению мероприятия по созданию мультфильма;
Программно-методическое обеспечение работы студии: разработка программы деятельности мультипликационной студии, установка компьютерной программы для создания мультфильма, подготовка необходимых материалов для детской деятельности;
Сотрудничество с воспитанниками: обогащение представлений детей об особенностях создания мультипликационных фильмов.
Взаимосвязь с другими социальными и образовательными учреждениями посёлка: презентация результата совместной деятельности детей, педагогов на муниципальном уровне.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: учителя-логопеда, воспитателей, детей дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов:
Подготовительный
Возникновение идеи
В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. Хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. С детских лет необходимо учить ребенка бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Современные дети часто не догадываются, какой долгий путь проходит хлеб, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, смолоть зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему потому, что чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им.
В кейсе мультфильмов детского сада уже более 16 мультфильмов с применением различных видов анимации: это и пластилиновая анимация, и рисованная, и предметная, и сыпучая анимация, и теневая. И снова встал вопрос, в какой анимации снять мультфильм. Все дети любят строить из лего-конструктора, так как возможности творца при сборке моделей не ограничены ничем, играя в лего-конструктор, дети воплощают свои фантазии в реальность. И мы решили снять обучающий мультфильм в лего-анимации.
Практико-ориентировочный
Разработка сюжета мультфильма
На данном этапе дети познакомились с профессиями людей, связанных с получением хлеба, узнали, какая техника задействована, этапы получения хлеба, какие виды хлебобулочных изделий существуют, что можно испечь из муки, объясняли значение пословиц о хлебе, прочитали рассказ «Откуда хлеб пришел» (Приложение1), прослушали литовскую сказку «Как волк вздумал хлеб печь» (Приложение 2).
Прочитав рассказ «Откуда хлеб пришел» и литовскую сказку «Как волк вздумал хлеб печь», ребята решили соединить эти два произведения и создать свой обучающий мультфильм «Как волк вздумал хлеб печь» (Приложение 3).
Изготовили фоны, собрали персонажи мультфильма из лего -конструктора и приступили к съемке.
Съёмка мультфильма
В этот период идет работа руководителя студии с малыми подгруппами детей, при этом используется техника: лего- анимация. Ребята работают в команде. Передвигают фигурки по чуть-чуть, следят, чтобы руки не попали в кадр. После каждого движения делают снимок. В начале мультфильма пишем название, а в конце – титры с именами всех создателей мультфильма.
Озвучивание мультфильма
Во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается музыка, распределяются роли между детьми. Делается запись текста, которая накладывается на соответствующие кадры.
Рефлексивно-обобщающий
Монтаж мультфильма
Руководитель студии монтирует все части мультфильма вместе.
Результатом творческой коллективной деятельности становится мультфильм в Лего- анимации, который настолько интересен, что воспринимается как полноценное произведение искусства. Демонстрация результата проекта на институциональном фестивале мультфильмов, которые делают сами дети «Мультфест 2019», а далее на муниципальном конкурсе мультфильмов «Мультяшки-зоряшки».
Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен для любого ребенка, так как он становится главным художником и скульптором этого произведения, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта — мультфильма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М.: Издательство Робинс, 2012. - 66с.
2. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. - №5. - С.54-59
3. Ишкова Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. - № 8. - С.20 – 23
4. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 2007 - 175 с.
5. Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. - 64 с.
6. РониОрен Секреты пластилина. – М.: Махаон, 2010г. – С. 56
7. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. - № 10. - С. 25 – 28
8. Интернет-ресурсы.
Приложение 1
Беседа с детьми «Откуда пришел хлеб».
(старший дошкольный возраст 6-7лет)
1. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, о чем мы с вами будем говорить:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет». (Хлеб)
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
(мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)
2. Знакомство с пословицами о хлебе.
Воспитатель: А вы знаете пословицы о хлебе? Как вы их понимаете?
- Много снега — много хлеба
- У кого хлеб родится, тот и веселится
- Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
-Хлеб — всему голова.
-Хлеб — наше богатство.
-Без хлеба — половина обеда.
-Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
-Хлебушек ржаной — отец наш родной.
-С хлебом русский человек — богатырь из века век.
-Не трудиться, так и хлеба не добиться.
(дети говорят пословицы и объясняют их значение).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете приметы о хлебе
1.Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим — заберешь его счастье и силу.
2. Нельзя есть за спиной другого человека — тоже съешь его силу.
3.Дашь во время еды хлеб со стола собакам — постигнет бедность.
4.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим — растоптать эту крошку ногами.
5.Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
6.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
3. Воспитатель: А вы хотите узнать, как хлеб попал к нам на стол? Может, он на дереве вырос?
Дети: Нет!
Воспитатель: Может на грядке?
Дети: Нет!
Воспитатель: Раньше машин не было, и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины.
Беседа о тракторе
Главная машина — трактор. Почему главная? (предположения ребенка).
Трактор — удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач. Он тянет груз за собой. Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как вы думаете, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.
Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые — их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые — их сеют весной, то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются — «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!
Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. В сеялку хлеборобы засыпают семена. Сеялка засыпает в землю семена.
Затем трактористы вывозят на поле удобрения для будущих всходов. Удобрения для зернышек, как витамины для ребят. Удобрение попадёт в землю, а семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые — пора собирать урожай хлеба.
Тогда приходит на поле другая машина — настоящий великан. Ее называют «комбайн».
Беседа о комбайне и комбайнерах
Раньше людям было трудно собирать урожай — они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины — великаны «комбайны».
Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой — не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный». А управляет комбайном — комбайнер.
А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.
Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где зерно хранят. Зерно нужно перемолоть, превратить его в муку. Затем зерно везут на мельницу, где из него сделают муку. А кто работает на мельнице? Мельник.
А готовую муку отвезут в пекарню. Где пекарь из муки замесит тесто и испечет хлеб или булочки, батоны, баранки, пироги, сушки и т.д. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.
4. А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски (полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
5. Чтение рассказа
Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно, потом мне перескажете.
Откуда хлеб пришёл?
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.
Беседа по рассказу:
-Какое время года наступило?
Кто выехал в поле?
Какую работу выполняют трактористы?
Что делают хлеборобы?
Какую работу выполняет самолет?
Что произойдет к концу лета?
Кто выйдет в поле?
Что сделают с намолоченным зерном?
Что с зерном сделают в пекарне?
Куда отвезут хлеб?
6. Игра «Назови профессию»
Кто работает на тракторе?
Кто работает на комбайне?
Кто выращивает хлеб?
Кто работает на мельнице?
Кто работает в пекарне?
7. Анализ ситуации «Как обращаться с хлебом»
Воспитатель: Ребята, хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. Но есть люди, которые не очень хорошо обращаются с хлебом. Послушайте, и сделайте вывод.
(Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом).
Например:
1.На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.
2. Мальчик кушал хлеб и вышел с ним на улицу. Дети позвали его играть в футбол. Недоев кусочек хлеба, он бросил его на землю.
(Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек).
8.Итог:
Воспитатель:
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен, и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Богатая у нас страна! Богатые урожаи выращивают наши хлеборобы! Честь им и слава! А вы, ребята, должны научиться беречь хлеб и уважать труд хлеборобов. Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей.
Ветер спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ, колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
Воспитатель: Чем вам запомнилось сегодняшнее занятие? Что вы расскажите о сегодняшнем занятии дома?мА сейчас, кому было трудно на занятии, возьмите «колосок», а кому было легко — возьмите «зернышко».
Приложение 2
Чтение Литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь»
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Приложение 3
Сценарий Мультфильма «Как волк вздумал хлеб печь»
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…Землю пашет тракторист на тракторе
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо пшеницу посеять. Хлеборобы засыпают зерно в сеялки, и трактористы рассеивают его по полю.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. Агроном подбирает удобрения, тракторист снова выйдет в поле, чтобы удобрить землю. Удобрение попадет в землю, а пшеница будет расти и к концу лета поле заколосится.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать. Выйдут в поле комбайнеры, поплывут по полю комбайны, как по синему морю.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить. Водитель отвезет зерно на мельницу, где мельник смелет зерно в муку.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб. Муку отвезут в пекарню, и пекарь испечет душистый, вкусный хлеб. Потом его отвезут в магазин.
— И тогда уже можно его есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Приложение 3
Сценарий Мультфильма «Как волк вздумал хлеб печь»
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…Землю пашет тракторист на тракторе
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо пшеницу посеять. Хлеборобы засыпают зерно в сеялки, и трактористы рассеивают его по полю.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. Агроном подбирает удобрения, тракторист снова выйдет в поле, чтобы удобрить землю. Удобрение попадет в землю, а пшеница будет расти и к концу лета поле заколосится.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать. Выйдут в поле комбайнеры, поплывут по полю комбайны, как по синему морю.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить. Водитель отвезет зерно на мельницу, где мельник смелет зерно в муку.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб. Муку отвезут в пекарню, и пекарь испечет душистый, вкусный хлеб. Потом его отвезут в магазин.
— И тогда уже можно его есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!