«Катапульта»: обучаем, играя

15.02.2024

«Катапульта»: обучаем, играя

Конспект занятия по конструированию «Катапульта» в старшей группе детского сада по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Методический материал разработала и прислала Князева Лариса Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Игринский детский сад №10», п. Игра.

Тема занятия: «Катапульта». 

Цель занятия: Создание условий для конструирования «Катапульты» из бросового материала.

Задачи:

  • Развивать навыки сотрудничества
  • Продолжать формировать умение работать в инженерной книге
  • Развивать навыки работы с бросовым материалом, умение скреплять детали между собой, закрепить умение работать по схемам;
  • Обогащать и активизировать словарь: катапульта, катапультируется
  • Дать знания о частях катапульты (стойка, ось, рычаг), об их назначении

Оборудование: Бросовый материал, схема построения катапульты, сюрприз — игра (кольца с цифрами), стартовая площадка (коврик).

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Пояснительная записка

Непосредственно-образовательная деятельность организована в старшей группе с 16 детьми. Образовательная деятельность решает задачи образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в интеграции с познавательным, социально-коммуникативным и речевым развитием.

Соответствует тематическому планированию. Название тематического блока: «Авиационная и ракетно-космическая техника и  содержанию программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Санитарно-гигиенические условия организации НОД соответствует требованиям САНПиН ؙ— длительность 25 минут.

Мотивационная часть занятия началась с сюрприза. Ситуация помогла заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Одновременно дошкольники актуализировали имеющиеся знания. Проблемный вопрос: «Что же можно стрелять?»  побудил детей к предстоящей деятельности и позволил сформулировать детям цель деятельности. 

В ходе беседы актуализировала знания детей по теме, погрузила их в содержание изучаемого материала. В процессе беседы дети познакомились с новым словом «катапультироваться». Переход к работе в инженерной книге позволил расслабиться детям и сменить позу.

Работа в инженерной книге необходима для повтора правил безопасности, так как предстоящая работа предполагала работу в парах и с бросовым материалом. Планирование предстоящей деятельности происходило во время построения схемы катапульты в инженерной книге: дети проанализировали составные части будущей постройки и обозначили для себя необходимые материалы для создания конструкции. 

Для достижения цели были предусмотрены условия, в которых будет проходить образовательная деятельность: конструирование катапульты с использованием бросового материала и работу в паре. На данном этапе работы по Программе целесообразно поставить некоторые условия для оптимизации времени, в дальнейшем предполагается самостоятельный выбор состава группы, самостоятельный выбор материала, самостоятельное составление схем.

В практической деятельности использовала приемы пояснения, показа, поощрение, помощь ребенку для получения результата. 

На этапе конструирования был предусмотрен дифференцированный подход: в случае если дети будут испытывать затруднения при конструировании. Для этого были подготовлены заготовки: схемы контейнеры с бросовым материалом.

Инициатива детей проявилась в выборе пары, выборе материала и оборудования.

Образовательная деятельность включала приемы, которые предусматривают смену деятельности, смену положения. Вследствие того, что во время занятия по конструированию у детей была частая смена деятельности, не было необходимости в использовании физминутки. Пыталась предоставить возможность выполнить задания в динамичной форме, чтобы дети не чувствовали усталости. На каждом этапе старалась направлять ребят на поиск решений задач, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Во время НОД стремилась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать у детей интерес к деятельности на протяжении всего времени.

Формы работы: индивидуальная (вопросы, работа в инженерных книгах), фронтальная (беседа), работа в парах (конструирование катапульты)

В качестве рефлексии дети организовали игру-эксперимент. По окончанию занятия у всех групп катапульты получились, характеристики сохранились: стойка, рычаг, опоры.

Следовательно, образовательную цель, поставленную перед собой, выполнила.

Ход НОД

Воспитатель: Кто любит играть, становитесь в круг.

(Дети становятся в круг).

Воспитатель: Правила игры простые. Вам нужно продолжить предложение, например: «Я лучше всего умею делать…».

(Каждый ребенок говорит: «Я лучше всего умею играть в футбол…»).

Воспитатель: А я лучше всего умею делать сюрприз и сегодня у меня для вас есть сюрприз. Я для вас приготовила игру «Попади в цель». Кто догадался, как в нее играть?

Дети: Бросать камешки, шарики.

Воспитатель: Правильно. А чем можно забрасывать шарики?

Дети: Руками, катапультой.

Воспитатель: Какие вы догадливые. Хотите поиграть забрасывать шарики катапультой?

Дети: Да.

Воспитатель: А где нам ее взять?

Дети: Построить.

Воспитатель: Из чего можно ее построить?

Дети: Из бросового материала, конструктора.

Воспитатель: Хорошо мы ее построим и поиграем, а еще проведем эксперимент и увидим, чья катапульта стреляет дальше. А для начала давайте вспомним, что же такое катапульта?

Дети: Старинная метательная машина.

Воспитатель: Для чего раньше использовали катапульту?

Дети: Для осады крепости.

Воспитатель: Где сейчас ее применяют?

Дети: Для спасения летчика с самолета и для взлета самолета с палубы корабля (авионосец).

Воспитатель: Я вижу, вы много знаете о катапульте. Ребята, а когда летчик спасается, это называется катапультирование. Он катапультируется. Повторите.

Дети: Катапультируется. (Хоровой ответ и индивидуальные (2-3 ребенка).

Воспитатель: Вы должны запомнить, катапульта состоит из опоры, оси и рычага. Опора может быть на колесах и без них. На опоре расположен рычаг. Один конец рычага закреплен к оси, а другой свободен. Свободный конец оснащен ложкой, либо корзиной в нее кладут камень (ядро). Рычаг натягивают до предела, отпускают, и ядро отправляется в полет. А сейчас найдите себе пару и садитесь вместе работать в инженерной книге.

(Работа в инженерной книге).

Воспитатель: Приступайте к конструированию катапульты, кто затрудняется, можете воспользоваться схемой сборки.

(Дети конструируют  катапульту из бросового материала, тем, кто затрудняется, предложена схема сборки катапульты).

Воспитатель: Катапульты готовы к эксперименту! Ставим модель на  стартовую площадку, при стрельбе придерживайте катапульту, чтобы не прыгала. Один стреляет, а другой держит и меняемся.

(Дети стреляют из катапульты).

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!