15.02.2024
Конспект занятия по конструированию «Катапульта» в старшей группе детского сада по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Методический материал разработала и прислала Князева Лариса Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Игринский детский сад №10», п. Игра.
Тема занятия: «Катапульта».
Цель занятия: Создание условий для конструирования «Катапульты» из бросового материала.
Задачи:
Оборудование: Бросовый материал, схема построения катапульты, сюрприз — игра (кольца с цифрами), стартовая площадка (коврик).
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Пояснительная записка
Непосредственно-образовательная деятельность организована в старшей группе с 16 детьми. Образовательная деятельность решает задачи образовательной области «художественно-эстетическое развитие», в интеграции с познавательным, социально-коммуникативным и речевым развитием.
Соответствует тематическому планированию. Название тематического блока: «Авиационная и ракетно-космическая техника и содержанию программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».
Санитарно-гигиенические условия организации НОД соответствует требованиям САНПиН ؙ— длительность 25 минут.
Мотивационная часть занятия началась с сюрприза. Ситуация помогла заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Одновременно дошкольники актуализировали имеющиеся знания. Проблемный вопрос: «Что же можно стрелять?» побудил детей к предстоящей деятельности и позволил сформулировать детям цель деятельности.
В ходе беседы актуализировала знания детей по теме, погрузила их в содержание изучаемого материала. В процессе беседы дети познакомились с новым словом «катапультироваться». Переход к работе в инженерной книге позволил расслабиться детям и сменить позу.
Работа в инженерной книге необходима для повтора правил безопасности, так как предстоящая работа предполагала работу в парах и с бросовым материалом. Планирование предстоящей деятельности происходило во время построения схемы катапульты в инженерной книге: дети проанализировали составные части будущей постройки и обозначили для себя необходимые материалы для создания конструкции.
Для достижения цели были предусмотрены условия, в которых будет проходить образовательная деятельность: конструирование катапульты с использованием бросового материала и работу в паре. На данном этапе работы по Программе целесообразно поставить некоторые условия для оптимизации времени, в дальнейшем предполагается самостоятельный выбор состава группы, самостоятельный выбор материала, самостоятельное составление схем.
В практической деятельности использовала приемы пояснения, показа, поощрение, помощь ребенку для получения результата.
На этапе конструирования был предусмотрен дифференцированный подход: в случае если дети будут испытывать затруднения при конструировании. Для этого были подготовлены заготовки: схемы контейнеры с бросовым материалом.
Инициатива детей проявилась в выборе пары, выборе материала и оборудования.
Образовательная деятельность включала приемы, которые предусматривают смену деятельности, смену положения. Вследствие того, что во время занятия по конструированию у детей была частая смена деятельности, не было необходимости в использовании физминутки. Пыталась предоставить возможность выполнить задания в динамичной форме, чтобы дети не чувствовали усталости. На каждом этапе старалась направлять ребят на поиск решений задач, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Во время НОД стремилась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать у детей интерес к деятельности на протяжении всего времени.
Формы работы: индивидуальная (вопросы, работа в инженерных книгах), фронтальная (беседа), работа в парах (конструирование катапульты)
В качестве рефлексии дети организовали игру-эксперимент. По окончанию занятия у всех групп катапульты получились, характеристики сохранились: стойка, рычаг, опоры.
Следовательно, образовательную цель, поставленную перед собой, выполнила.
Ход НОД
Воспитатель: Кто любит играть, становитесь в круг.
(Дети становятся в круг).
Воспитатель: Правила игры простые. Вам нужно продолжить предложение, например: «Я лучше всего умею делать…».
(Каждый ребенок говорит: «Я лучше всего умею играть в футбол…»).
Воспитатель: А я лучше всего умею делать сюрприз и сегодня у меня для вас есть сюрприз. Я для вас приготовила игру «Попади в цель». Кто догадался, как в нее играть?
Дети: Бросать камешки, шарики.
Воспитатель: Правильно. А чем можно забрасывать шарики?
Дети: Руками, катапультой.
Воспитатель: Какие вы догадливые. Хотите поиграть забрасывать шарики катапультой?
Дети: Да.
Воспитатель: А где нам ее взять?
Дети: Построить.
Воспитатель: Из чего можно ее построить?
Дети: Из бросового материала, конструктора.
Воспитатель: Хорошо мы ее построим и поиграем, а еще проведем эксперимент и увидим, чья катапульта стреляет дальше. А для начала давайте вспомним, что же такое катапульта?
Дети: Старинная метательная машина.
Воспитатель: Для чего раньше использовали катапульту?
Дети: Для осады крепости.
Воспитатель: Где сейчас ее применяют?
Дети: Для спасения летчика с самолета и для взлета самолета с палубы корабля (авионосец).
Воспитатель: Я вижу, вы много знаете о катапульте. Ребята, а когда летчик спасается, это называется катапультирование. Он катапультируется. Повторите.
Дети: Катапультируется. (Хоровой ответ и индивидуальные (2-3 ребенка).
Воспитатель: Вы должны запомнить, катапульта состоит из опоры, оси и рычага. Опора может быть на колесах и без них. На опоре расположен рычаг. Один конец рычага закреплен к оси, а другой свободен. Свободный конец оснащен ложкой, либо корзиной в нее кладут камень (ядро). Рычаг натягивают до предела, отпускают, и ядро отправляется в полет. А сейчас найдите себе пару и садитесь вместе работать в инженерной книге.
(Работа в инженерной книге).
Воспитатель: Приступайте к конструированию катапульты, кто затрудняется, можете воспользоваться схемой сборки.
(Дети конструируют катапульту из бросового материала, тем, кто затрудняется, предложена схема сборки катапульты).
Воспитатель: Катапульты готовы к эксперименту! Ставим модель на стартовую площадку, при стрельбе придерживайте катапульту, чтобы не прыгала. Один стреляет, а другой держит и меняемся.
(Дети стреляют из катапульты).
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!