Конспект урока информатики в 9 классе по теме: "Алгоритмы и исполнители"

26.10.2015

Конспект урока информатики в 9 классе по теме: "Алгоритмы и исполнители"

Андреева Марина Юрьевна, учитель информатики МОУ СОШ № 51 г. Комсомольск-на-Амуре

Цель урока: Повторить и обобщить знания по теме «Алгоритмизация».

Тип урока: Обобщение знаний

Подготовительный этап урока:

  1. Собрать базовые модели роботов.
  2. Разделить ребят на группы по 3-4 человека.

Оборудование:

  • Интерактивная доска interwrite,
  • Проектор, компьютеры,
  • Наборы программируемого конструктора Лего-Робот,
  • Интерактивная презентация,
  • Раздаточный материал на цветной бумаге,
  • Пластиковая или магнитная доска.

Оформление пластиковой доски: большая блок-схема линейного алгоритма, по ходу урока она будет заполняться учениками.

Ход урока:

Первый этап: формулировка темы урока.

Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску.
Учитель задает вопросы, требующие однозначного ответа.

  • Что мы видим на доске? / блок-схема/
  • Что такое блок-схема? /блок Начало/
  • А как называется тема, где мы изучаем блок-схемы? /Программирование/
  • Как вы думаете, а зачем нужно изучать программирование каждому ученику? /Ребята отвечают на вопрос./ Предлагаю более полно ответить на этот вопрос.
  • Что означает первая фигура? /Название программы/
  • Что пишем внутри этой фигуры? /Из условия задачи/

У вас на столах, на красных листах задача, которую мы будем решать на уроке.
/Ученики читают условие задачи и при помощи наводящих вопросов учителя формулируют название программы, которое одновременно является темой урока, один из учеников маркером записывает тему урока в блоке Начало./

Итог этапа: Сформулирована тема урока.

Второй этап: объявление переменных

Учитель задает вопросы, требующие однозначного ответа.

  • Что означает второй блок? /Объявление переменных/
  • Что такое переменная? Дайте характеристику переменной. /Тип, имя, значение/
  • Что мы указываем в блоке объявления переменной? /Имя и тип/
  • Какие переменные мы можем выделить в задаче? Предлагаю заполнить таблицу.

На интерактивной доске слайд с таблицей.

Имена переменных

Тип переменной

Ход выполнения задания: все слова, необходимые для заполнения таблицы расположены внизу. Ученики выбирают слова, являющиеся именами переменных и поставить им в соответствие типы.

Слова для справок: ученик, конструктор, разработчик (создатель алгоритма, робота), модель робота, компьютер, исполнитель программы, программа, алгоритм, сведения по теме «Алгоритмы», знания.

Итог этапа: Ученик маркером заполняет блок объявления переменных.

Третий этап: ввод исходных данных

  • Следующий блок - исходные данные.
  • Что такое исходные данные? /ответы/
  • Что, на нашем уроке, будет исходными данными, с чем мы с вами будем работать?

/Ученики отвечают на вопросы, по ходу заполняется на маркерной доске блок исходные данные. При затруднении можно предложить ребятам слова для справок, распечатанные на отдельных лисах: конструктор, язык программирования, инструкция, знания./

Итог этапа: Заполнение блока исходных данных

Четвертый этап: тело программы или решение основной задачи.

Организационный момент:

Для организации работы на уроке, необходимо, чтобы вы выбрали одну из трех ролей, которую вы будете выполнять в своей группе. Роли следующие:

  1. Программист – работа с программным кодом робота (анализ и модернизация).
  2. Конструктор – внесение изменений и оптимизация конструкции базовой модели робота.
  3. Маркетолог – координация работы группы, представление модернизированной модели.

/Ученики внутри своих групп распределяют роли/

Определились с ролями? Выбираем по жребию базовую модель робота, с которой вы будете работать.
/На столе лежат фотографии трех базовых моделей, изображением вниз, представители групп по очереди выбирают модель/

Программисты и конструкторы пройдите, пожалуйста, в индивидуальные рабочие зоны, проанализируйте конструкцию и программный код робота, который вам достался.

А я приглашаю маркетологов на экспресс-курс по созданию рекламы.
/Группа маркетологов занимает места в общей рабочей зоне, организованной в центре класса./

Подпрограмма маркетолог.

Цель подпрограммы:

  1. Повторить определения понятий «алгоритм» и «исполнитель».

Что такое реклама? /ответы/

  • Ваша задача создать слоган для робота своей группы. Солган предлагаю создать в виде синквейна. Что такое синквейн и правила его создания на листе-подсказке.

Давайте потренируемся и составим синквейны для понятия «алгоритм».

/Работаем вместе с маркетологами на интерактивной доске./

  • А сейчас попробуйте на листах составить синквейн понятия «исполнитель» самостоятельно. Листы со своими синквейнами разместите в блоке Тело программы и возвращайтесь в свои группы.

Результат работы подпрограммы Маркетолог: в блоке тело программы синквейны понятия «исполнитель».

/Во время работы с маркетологами конструкторы изучает базовую модель робота и определяют конструктивные изменения, программисты изучают программу и составляют по ней блок-схему/

Подпрограмма программист.

Цель подпрограммы:

  1. Выявить связь между работой каждого датчика и алгоритмических структур.
  2. Проанализировать исходную программу.

Приглашаю в рабочую зону программистов. Ваша задача поставить в соответствие программному коду каждого датчика определенную алгоритмическую структуру.
/Задание выполняется на интерактивной доске/
А сейчас, проанализировав программный код своей модели, составьте блок-схему по исходной программе на листе, листы разместите в блок Тело программы и возвращайтесь в свою рабочую зону.

Результат работы подпрограммы Программист: На блоке Тело программы размещены блок-схемы исходных программ.

/Во время работы с программистами конструкторы вносят изменения в конструкцию робота своей группы, маркетологи изучают внесенные изменения, помогая конструкторам./

Подпрограмма конструктор.

Цель подпрограммы: Установить взаимосвязь между внесенными изменениями и алгоритмическими структурами.
Приглашаю в рабочую зону конструкторов. На интерактивной доске блок-схемы основных алгоритмических структур и изображения датчиков конструктора. Установите соответствие между ними.

/Выполняется задание на интерактивной доске/

Вы внесли изменения в конструкцию свой модели? Что вы при этом делали? /Ребята кратко описывают ход своей работы./ Давайте подумаем какими алгоритмическими конструкциями вы можете описать свои действия. Попробуйте составить блок-схему своей деятельности. Результат разместите на доске в блоке Тело программы.

Результат работы подпрограммы Конструктор: На блоке Тело программы размещены алгоритмы деятельности конструкторов

/Во время работы с конструкторами программисты создают программный код своей модели, исходя из внесенных конструкторами изменений, и тестируют его, маркетологи придумывают и оформляют на листе синквейн для представления своей модели./

Пятый этап: вывод результатов.

Прошу группы подготовить модернизированных роботов для демонстрации /Ученики приводят в порядок индивидуальное рабочее место, выставляют роботов/

Демонстрация результатов работы группы будет проходить по следующей схеме:

  1. Конструктор – краткий рассказ о внесенных изменениях;
  2. Программист – анализ обновленной программы;
  3. Демонстрация работы робота;
  4. Маркетолог – представляет синквейн, который после демонстрации крепим в блок Вывод результата.

/Демонстрация модернизированных роботов./


Прошу занять места в общей рабочей зоне. Перед вами вопрос и несколько вариантов, выберите правильные варианты и запишите их номера на стикерах, которые разместите в блоке Вывод результата.

/Ребята выполняют задание/.

А можете ли вы сейчас ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Зачем нужно каждому ученику изучать программирование?»

/Ребята делают свои выводы, исходя из своей деятельности на уроке./

Предлагаю вам заполнить анкету. Отметьте те высказывания, которые описывают вашу деятельность на уроке.

Анкета.

  1. Сегодня на уроке я:
    1. Узнал что-то новое.
    2. Привел в порядок знания по теме урока.
    3. Хорошо провел время.
  2. На уроке было:
    1. Интересно.
    2. Скучно.
    3. Не задумывался, просто выполнял задания.
  3. Самое трудное это:
    1. Работать в команде.
    2. Работать индивидуально.

Заполненные анкеты разместите. Как вы думаете, в какое место блок-схемы вы можете поместить свои анкеты?

/Ребята высказывают свои предположения. В результате стикеры размещаем на блоке Вывод результата./

Какой блок остался не заполненным? /Блок конца программы./
Что нужно написать в этом блоке? /Конец. Один из учеников маркером заполняет блок Конца программы./
Блок-схема заполнена? Задача решена?

Вы молодцы! Спасибо за урок. Урок окончен.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!