Конструирование для дошкольников: обучение в игре

09.01.2023

Конструирование для дошкольников: обучение в игре

Представляем вашему вниманию образовательный проект  «Вернисаж — фантазеров ЛЕГО». Методический материал разработала и прислала  воспитатель МБДОУ «Детский сад «Северная сказка» Михайлишин Надежда Васильевна, ЯНАО, г. Новый Уренгой.

Актуальность

Лего-конструирование — одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, дети придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе конструктивной деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Необходимость использования ЛЕГО конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из лего деталей является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

ЛЕГО-конструирование значимо в свете внедрения ФГОС, так как:

  • Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
  • Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Исходя из целей по развитию творческих и конструкторских способностей дошкольников, в процессе овладения приемами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО мы решаем обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Обучающие:

  • Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
  • Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО.

Развивающие:

  • Содействовать развитию креативных способностей детей;
  • Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;
  • Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что в основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, позволяющие детям проявить творческий потенциал.

Процесс овладения приемами ЛЕГО конструирования и развитие творчества осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, НОД, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Занятия рассчитаны на овладение терминологией конструктора, ознакомления с конструктивными свойствами деталей, способами их крепления при выполнении различных конструкций.  

Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений), спонтанных коллективных ЛЕГО-игр, самостоятельного конструирования по замыслу, по схемам, по чертежам.

Методические приемы направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности

Для успешного формирования творческих и конструкторских способностей детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:

  • Использование конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.
  • Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.
  • Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.

Методические указания предназначены для широкого использования ЛЕГО-конструкторов в педагогической практике, в непрерывной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и воспитанников, а также для более расширенной деятельности детей и их родителей.

ЛЕГО-конструктор широко используется в непрерывной образовательной деятельности по конструированию и развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Применение ЛЕГО способствует:

  • Развитию у детей сенсорных представлений  (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета);
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
  • Тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи. Ребенок со взрослым проговаривает то, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.

Освоение ЛЕГО-конструктора ведется последовательно от простого к сложному.

Первая часть освоения ЛЕГО — это упражнение на развитие логического мышления.

Цель первой части — развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть — конструирование.

Цель второй части — развитие способностей к наглядному моделированию.  

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные  особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу — по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Ознакомление с окружающей действительностью педагога
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть — обыгрывание построек.

Дети сначала знакомятся с деталями конструктора, способами крепления двух кирпичиков, затем соединяют много кирпичиков, учатся работать в коллективе. На последующем этапе вносится образец постройки, дети учатся анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Далее используются образцы на карточках .Дети делают анализ образца, изображенного на карточке, подбирают необходимые детали и воспроизводят постройку. Потом идет усложнение через 2-3 темы, например: сборка машинки по карточке.

Можно выделить особенности организации и проведения НОД и совместной деятельности в разных возрастных группах . В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности: по образцу; по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО;  по собственному замыслу. Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.

При организации работы с ЛЕГО конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «Мы строители», «Построй заборчик», «Букетик для мамы», «Моделирование персонажей по сказке Колобок», «Транспорт», «Дом». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми — размер и сложность. После предварительного занятия — конструирование по замыслу проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек — по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками. Проблемные ситуации создаются  такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации НОД самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.

Таким образом, использованием конструктора у детей развивается самостоятельность; открываются широкие возможности для конструктивной деятельности, чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе. Конструктор  ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой — беспрекословным лидером в созданной ситуации. Но главное — игра дает детям обретение уверенности в себе. Дети учатся  анализировать, развивается  речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшается память, более устойчиво становится внимание, дети учатся логически мыслить.

ЛЕГО-конструирование — одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Так как ФГОС дошкольного образования предполагают разработку ведущего вида деятельности дошкольника — игры, то ЛЕГО позволяет детям учиться играя и обучаться в игре.

Играя в LEGO, дети:

  • Развивают мелкую моторику рук, стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности
  • Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
  • Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии
  • Расширяют свои представления об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте
  • Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление
  • Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
  • Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
  • Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд с конструкторами ЛЕГО позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Тип проекта:

  • По деятельности: творческо-познавательный.
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: средней продолжительности.

Участники проекта:

  • Педагоги, дети, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Проблема проекта: Сформировать у детей представление о том, как сооружаются архитектурные постройки и конструкции.

Игровая мотивация проекта: Дидактические игры: «Найди отличия», игровое упражнение «Продолжи» и др.

Цель проекта:

Учить детей строить из лего-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.

Этапы работы над проектом

Предварительная работа: 

  • Продумывание, проблемы и игровой ситуации.
  • Подготовка схем для конструирования.

План реализации проекта

Приложение (фото)

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!