Конструктор «Цветная мозаика»: новые возможности развития дошкольников

20.09.2023

Представляем вашему вниманию опыт работы по использованию конструктора «Цветная мозаика» в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста. Информационный материал прислала Воробьева Людмила Ивановна, воспитатель структурного подразделения ГБУ СОШ №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский Самарской области – детский сад «Колокольчик».

Конструирование в стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей, мышления, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения, познавательной активности, развития коммуникативных умений, конструктивного мышления.

В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки, получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и прочее.

Конструирование способствует развитию пространственного и образного мышления, речи, мелкой моторики, фантазии, воображения, глазомера.

Основная задача обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развить у него творческие способности, формировать познавательный интерес, навыки общения, предоставлять ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Чтобы реализовать задачи конструирования, нужно создать развивающую предметно-пространственную среду по конструированию.

У нас в группе организован центр конструирования, где собран материал для детских построек: схемы, игры и, конечно, различные виды конструкторов. Одним из них является развивающий конструктор «Цветная мозаика», который мы используем с детьми в рамках конструктивной деятельности.

Он состоит из 500 разноцветных деталей одной снежинкообразной формы. С помощью такого конструктора можно построить не только объемные фигуры, но и плоские (как при игре в классическую мозаику). Это достигается за счет того, что детали соединяются как в горизонтальной плоскости с помощью прорезей для соединения, так и по вертикали, надеваясь одна на другую. У игры есть преимущества и даже уникальные свойства, которых нет у других мозаик и конструкторов. Из деталей можно собрать объёмные фигуры, которые не рассыпаются, если их взять в руки. Благодаря этому, их можно переносить с места на место. А можно выкладывать на любой поверхности плоские фигуры.

Очень часто схемы детских развивающих конструкторов предлагают сборку кораблей, самолетов, танков, ракет, кукольных квартир, целых городов. Внимательно изучив инструкцию, даже из необычных по форме снежинок-деталей можно сделать дома, машины, вертолет, ракету, цветы, деревья, мебель и множество других поделок.

Мозаику можно использовать не только как конструктор, собирая поделки по схемам, но и применять в других развивающих играх.

Предлагаю несколько игр с детьми, которые используем в образовательной работе с моими воспитанниками.

  1. Игра «Чья башня выше?»

Цель этой игры заключается в том, что постройка должна быть выше, чем у соперника, выстраивая из имеющихся элементов максимально высокие башни до момента их падения.

  1. Игра «Кукольная мебель»

Из набора мозаики — конструктора можно сконструировать различную кукольную мебель: столы, стулья, скамейки, домики. Эта игра идеально подходит для сюжетно-ролевых игр.

  1. Игра «Собери бусы»

Выкладываем рисунок из деталей определенной последовательности. Ребёнку необходимо достроить цепочку, чтобы получились бусы, уметь находить закономерность.

  1. Игра «Грибники»

Цель этой игры: научиться узнавать и называть цвета,  когда игрок сортирует – собирает фишки по цветам.

  1. Творческая игра «Фоторамка»

Делаем фоторамку для лица разноцветную или одноцветную. Задания могут быть разные. Например, у кого рамка необходимо изобразить эмоцию в рамке с помощью мимики, а остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить водящий. Дети очень любят петь песню, держа рамку или рассказать стихотворение.

  1. Игра «Спиннер»

Построенный спиннер дети крутят, запускают друг другу, устраивают соревнования. Например, кто дальше запустит? Или у кого будет дольше вращаться? Эта игра всегда доставляет детям много эмоций и радости. Игра «Спиннер» развивает глазомер и точность, а также развивает внимание и умение сосредоточиться.

Детский конструктор «Цветная мозаика» стал одним из самых любимых видов конструктора у моих воспитанников, они с удовольствием придумывают что-то новое и интересное.

В процессе игры с конструктором дети переживают всю гамму настроений и положительных эмоций, а совместная деятельность развивает у ребят коммуникабельность, общение и навык работы в команде.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!