Lego-игра

25.04.2017

Представляем вам статью опытного педагога, которая разработала методику преподавания и более интересного подхода к детям ОВЗ.

Опрышко Наталья Николаевна.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 г. Сочи

Аннотация программы

LEGO- самая популярная настольная игра на планете. У слова «LEGO», в переводе с латыни, два значения: « я учусь» и «я складываю».

Введение ФГОС предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых , является LEGO-технологии.

Главная идея данной программы состоит в том, чтобы через насыщение школьного пространства новыми технологиями изменить содержание учебно-воспитательного процесса, создать новую внутришкольную коммуникационную среду, попадая в которую обучающиеся и учитель был бы успешен.

Главной целью программы является использование конструктора LEGO по робототехнике в системе внеурочной деятельности учащихся.

Сегодня одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей ОВЗ. Поэтому в данную программу включены цели и задачи для развития и детей ОВЗ. Дети данной категории занимаются одновременно с детьми базового уровня. Программа учитывает все условия для таких детей.

Содержание программы стоится от простого к сложному и включает срок реализации три года. Каждый год логически завершен и продолжает следующий. Группы формируются по уровню подготовки учащихся, что дает возможность равномерно развиваться каждому ребенку.

Основным ожидаемым результатом является участие в соревнованиях по робототехники на различных уровнях, самостоятельное создание моделей и их представление.

Пояснительная записка

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие и развитие.

Такую стратегию обучения удобно реализовать в образовательной среде LEGO WEDO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО WEDO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную общеразвивающую концепцию.

Работа с образовательными конструкторами LEGO WEDO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

В процессе активной работы детей по конструированию и робототехнике, исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая в мини-группах, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.

На занятиях по программе данного кружка могут принимать участие , как учащиеся базовых классов , так и дети с ОВЗ одновременно. Занятия строятся по принципу от простого к сложному и «сделал сам – помоги другому».

Декларация ООН о правах ребенка и Конституция РФ, гарантируют всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ)

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".

Ограничений и противопоказаний на участие в освоении программы для детей младшей школы и детей ОВЗ нет.

Учащиеся начинают работать с LEGO - наборами: первые конструкции, первые механизмы. Конструкторы эти достаточно простые, но уже тогда учащиеся знакомятся с механизмами, которые встречаются в повседневной жизни и в дальнейшем будут изучать на уроках физики, технологии и математики.

Работа проходит в группе от 8 -12 человек. Внутри группы дети могут заниматься по одному - индивидуально или образуют мини-группы от 2-3 человек. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Главная идея состоит в том, чтобы через насыщение школьного пространства новыми технологиями изменить содержание учебно-воспитательного процесса, создать новую внутришкольную коммуникационную среду, попадая в которую учащийся и учитель был бы более успешен, более компетентен, более современен.

Главной целью использования LEGO WEDO в системе дополнительного образования учащихся является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.

Основные задачи :

  • обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
  • развивать творческие способности и логическое мышление детей;
  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел
  • развивать умения творчески подходить к решению задачи;
  • развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

Основные направления работы:

1. Совершенствование движений.

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

2. Развитие отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков соотносительного анализа;
  • навыков группировки и классификации 
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекционные задачи для детей ОВЗ

  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
  • социализация в детском обществе.

Условия эффективной реализации программы:

  1. Профессионализм и умение общаться педагога с коллективом учащихся, постоянное повышение этих качеств.
  2. Направленность деятельности педагога на повышение заинтересованности учащихся.
  3. Соблюдение режима работы и ритмичности нагрузки во время занятий.

Принципы организации курса

Организация работы с продуктами LEGO WEDO базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.

Формы проведения занятий

Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников.

В заключительный год обучения, учащиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Основными видами занятий являются подготовка к выставке творческих проектов и всем допустимым видам соревнований для данного конструктора Lego WEDO.

При выполнении творческого задания модели создают не по инструкции, а опираясь на полученные знания и свой жизненный опыт.

  • Сначала ребята продумывают модели, которые они хотят создать, обговаривают технические характеристики и функции.
  • Затем создают эти модели. Одновременно происходит корректировка первоначального замысла (у некоторых он совершенно меняется).
  • Следующая ступенька - «оживление» моделей. Придуманные истории, происходившие с их творениями, возможное «место жительства» моделей – все это позволяет представить свои модели на защите проекта .

Основные этапы разработки Lego - проекта:

  • Обозначение темы проекта.
  • Цель и задачи представляемого проекта.
  • Разработка механизма на основе конструктора Lego WEDO.
  • Составление программы для работы механизма в среде Lego WEDO.
  • Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.

Правила проведения соревнований для конструкций из LEGO продолжают изменяться и совершенствоваться каждый год. Появляются новые виды соревнований и новые конструкторы, которые не учтены в предыдущих конкурсах. Поэтому всегда в методической копилке должны быть собраны общие положения для проведения мероприятия с LEGO-конструкциями в школе. 

Целями и задачами при подготовке к мероприятию являются:

  • предоставить возможность детям проявить себя в деятельности по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению;
  • дать возможность ребятам поделиться своими знаниями, навыками и опытом с друзьями и родителями;
  • повысить мотивацию детей к дальнейшему изучению области конструирования и программирования роботов;
  • в ходе выполнения проекта-задания при подготовке к состязаниям отработать систему межпредметного взаимодействия и межпредметных связей информатики, технологии, математики;
  • продемонстрировать возможность быстрого овладения предлагаемым инструментарием участниками разной начальной подготовки.

Правила соревнований:

  • Робот должен быть безопасным для игры и работы. 
  • Робот должен быть крепким по конструкции и не разваливаться в процессе соревнований. Ремонт и изменение программы робота возможны только в перерывах между турами или раундами. 
  • Робот не должен портить оборудование предназначенное для соревнования. 
  • Участники разбиваются по возрастным категориям. 
  • Робот должен соответствовать параметрам, предъявляемым к данному виду соревнований. 
  • Для каждого вида соревнований участникам предоставляются равные условия и оборудование. Каждые соревнования заранее публикуют более точные правила и предъявляют свои требования к условиям проведения и самому роботу. 

Обучение LEGO всегда состоит из 4 этапов:

  • установление взаимосвязей,
  • конструирование,
  • рефлексия,
  • развитие.

На каждом из вышеперечисленных этапов учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

Структура занятия с использованием конструктора выглядит следующим образом:

  • Организационный момент. Проверка готовности к уроку .
  • Постановка цели.
  • Беседа с учащимися. Повторение материала по теме занятия.
  • Работа с конструктором. Изготовление модели . Тестирование модели.
  • Представление моделей. Подведение итогов.

Сроки реализации программы и режим работы:

Программа рассчитана на три года обучения по два часа в неделю в рамках единовременного занятия. Всего 204ч (68ч за каждый год обучения). Каждый год обучения логически завершен, т.к. участниками занятий являются дети от 7- 11 лет и в каждый год обучения группы учащихся могут пополнятся новыми участниками по их уровню подготовки и уменьшаться по желанию участника покинуть данный кружок (потерял интерес, нет возможности, нет терпения и усидчивости).

Занятия в кружке проводятся после основной учебной деятельности и после паузы для отдыха. Время занятий согласуется с администрацией школы , соблюдая все санитарные нормы.

Ответственность, права и обязанности участников программы:

Ответственность специалиста (учителя):

  • отвечает за физическое и психическое состояние учеников и детей ОВЗ;
  • отвечает за технику безопасности учащихся;
  • отвечает за сохранность оборудования (конструкторы, компьютеры).

Ответственность учащихся:

  • отвечает за соблюдение техники безопасности;
  • отвечает за соблюдение правил поведения на занятии;
  • отвечает за заведомо испорченное оборудование.

Ответственность родителей:

  • отвечает за жизнь и здоровье своего ребенка до и после занятия;
  • отвечает за порчу оборудования своим ребенком;
  • отвечает за поведение своего ребенка во время занятий и соревнований.

Права специалиста (учителя):

  • имеет право выбрать день и время занятия, удобное для всех участников программы;
  • имеет право выбора методов и форм проведения занятия;
  • имеет право быть руководителем команды для участия в соревнованиях различного уровня (школьного, муниципального, регионального, всероссийского);
  • имеет право удалить с занятия учащегося , который нарушает правила поведения или сознательно и целенаправленно портит оборудование.

Права учащегося:

  • имеет право посещать занятие;
  • имеет право пользоваться оборудованием;
  • имеет право участвовать в соревнованиях;
  • имеет право получать в полном объеме разъяснения по теме и помощь в создании моделей, в подготовке к соревнованиям;

Права родителей:

  • имеет право получать информацию об успехах своего ребенка;
  • имеет право по желанию присутствовать на занятиях;
  • имеет право оказывать материальную помощь по улучшению оборудования;
  • имеет право сопровождать своего ребенка во время занятий и соревнований (особенно для детей ОВЗ).

Обязанность специалиста (учителя):

  • обязан принимать в кружок всех желающих детей и детей ОВЗ на равных условиях;
  • обязан создавать условия для занятий детей ОВЗ в группе с другими детьми;
  • обязан проводить занятие согласно расписания , соблюдая временные рамки и ритмическую нагрузку;
  • обязан соблюдать технику безопасности на занятиях;
  • обязан контролировать выполнение техники безопасности учащимися;
  • обязан проводить занятие согласно программе, оказывать помощь учащимся, доступно разъяснять программный материал, подготавливать к соревнованиям, сопровождать во время соревнований.

Обязанность учащегося:

  • обязан соблюдать правила поведения на занятиях;
  • обязан соблюдать технику безопасности;
  • обязан уважительно относиться ко всем участникам кружка;
  • обязан беречь и ценить оборудование для занятий;

Обязанность родителей:

  • обязан обеспечить посещение занятий кружка ребенком;
  • обязан сообщить специалисту (учителю) проблемы своего ребёнка (для детей ОВЗ) и присутствовать на занятии по необходимости;
  • обязан соблюдать уважительное отношение ко всем участникам кружка;
  • обязан обеспечить присутствие своего ребенка на соревнованиях;
  • обязан оказать посильную помощь при подготовке к выступлению.

I год обучения

Информация о количестве учебных часов , на которое рассчитана  программа 

таблица

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

I год обучения (68ч)

Тема 1. Введение в робототехнику часов( 5часов)

  • Вводное занятие. Что  такое  робот. Идея создания  роботов. Роботы  в  мультипликации. Робот для меня  и  для моих друзей.

Тема 2. Первые шаги в робототехнику ( 46 часов)

  • Инструктаж по технике безопасности.  Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO - основные составляющие части среды конструктора. Подробное знакомство с ЛЕГО- деталями, с цветом ЛЕГО- элементов, с формой  ЛЕГО- деталей и варианты их скрепления. Составление ЛЕГО- словаря. Выработка навыка различий деталей в коробке  и ориентации в деталях, их классификация, умения слушать инструкцию. Мотор и ось. Выработка умения поворота изображений и подсоединение мотора к  ЛЕГО- коммутатору. ЛЕГО- коммутатор. Построение моделей по инструкции и по картине.  Зубчатые колеса. Понижающие и повышающие зубчатые передачи. Понятие ведомого колеса. Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Программная панель инструментов, с функциональными командами. Составление простых программ в режиме «конструирования». Управление датчиками  и моторами при помощи программного обеспечения. Датчик поворота. Датчик наклона. Структура и ход работы. Перекрестная и ременная передача. Построение модели по картинке. Сравнение данных видов передач. Снижение и увеличение скорости. Построение модели по картинке. Шкивы в работе  со скоростями  и  передачами.  Коронное и зубчатое колесо. Построение модели по картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Червячная зубчатая   передача.  Построение модели по картинке. Сравнение вращения зубчатых  колес  при разных передачах. Кулачок  и рычаг. Понятие «плечо груза». Построение модели по картинке.

Тема 3. Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы»  (12 ч)

  • Танцующие птицы (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Программирование. Тестирование модели. 
  • Умная вертушка (сборка базовой формы по инструкции).  Проектирование работы. Конструирование. Программирование. Тестирование модели. 
  •  Обезьянка-барабанщица (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Программирование. Тестирование модели.

Тема 4. Подготовка к соревнованию. (5 ч)

  • Знакомство с соревнованиями и их правилами. Подготовка к соревнованиям.
  • Номинация « Лучший  знаток  LEGO конструктора» ( индивидуальная работа).
  • Номинация «Лучшая команда LEGO  конструктора» ( командная работа).
  • Номинация «Моё творчество»: усовершенствование  каждой модели «Забавные механизмы» по индивидуальному  замыслу и выбору.  Проектирование работы. Конструирование. Программирование. Тестирование   модели. Подведение итогов соревнований.

Ожидаемые результаты

Занятия робототехникой помогают учащимся достичь такие УУД результаты, как:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; (познавательные)
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; (регулятивные)
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; (личностные)
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. (коммуникативные)

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно или с помощью решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
  • уметь логически мыслить; 
  • уметь собирать заданные модели по инструкции.

Показатели результативности программы:

По окончании первого года обучения: ребята должны самостоятельно знать название деталей, механизмов их назначение, должны свободно владеть и общаться между собой техническим языком ЛЕГО- словаря, конструировать и программировать модель, уметь показать в действии свою модель и объяснить ход своей работы. 

Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся, изученных конструкций и участие в первых соревнованиях на школьном уровне.

Для учащихся детей ОВЗ: ребята должны знать название деталей, механизмов их назначение, используя памятку, должны владеть и общаться между собой техническим языком ЛЕГО- словаря, конструировать и программировать модель с помощью преподавателя или других учащихся, уметь показать в действии свою модель и попробовать объяснить ход своей работы. 

Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся, изученных конструкций. Участие в первых соревнованиях на школьном уровне.

II год обучения

Информация о количестве учебных часов , на которое рассчитана программа

 таблица1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

II год обучения

Тема 1. Введение в робототехнику часов(2ч)

  • История роботов. Виды современных роботов. Применение роботов в современном мире.

Тема 2. Первые шаги в робототехнику (продолжение) (18ч)

  • Инструктаж по технике безопасности. Повторение и классификация деталей в наборе. Повторение механизмов, моторов, датчиков поворота и наклона . Повторение панели программного управления механизмами. Расширение ЛЕГО- словаря. Блок «Цикл» . Знакомство с понятием «Цикл». Изображение команд в программе на схеме. Блоки «Прибавить к Экрану» и «Вычесть из Экрана». Знакомство с данными блока. Построение модели по картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Блок «Начать при получении письма». Назначение данного блока. Использование блока в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы или для запуска одновременно нескольких различных программ. Блок «Мощность мотора». Назначение и использование данного блока. Блок «Вход случайного числа». Назначение и использование данного блока. Блок «воспроизведение». Назначение и использование данного блока.

Тема 3. Работа с комплектами заданий «Звери» (12 ч)

  • Голодный аллигатор (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели. Рычащий лев (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели. 
  • Порхающая птица (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели. Творческое усовершенствование выбранной модели по индивидуальному замыслу.

Тема 4.Работа с комплектами заданий «Футбол». (12ч)

  • Нападающий. (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели.
  • Вратарь. (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование .Тестирование модели.
  • Ликующие болельщики. (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели. Творческое усовершенствование выбранной модели по индивидуальному замыслу.

Тема 5. Работа с комплектами заданий «Приключения» (12ч)

  • Спасение самолета (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели. Спасение от великана (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели. Непотопляемый парусник (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы. Конструирование. Тестирование модели. Творческое усовершенствование выбранной модели по индивидуальному плану.

Тема 6. Работа по созданию фильма, презентации (6ч). 

  • Знакомство с программой создания фильма, презентации. Знакомство с панелью управления программы. Упражнение в создании фильма, презентации. Самостоятельное создание фильма или презентации. Представление созданного фильма, презентации. 
  • Номинация «Лучший фильм». Номинация «Лучшая презентация».

Тема 7. Подготовка к соревнованию (6ч)

  • Знакомство с правилами соревнования. Подготовка к ним.
  • Номинация «Мое творчество»: усовершенствование изученной модели по выбору и индивидуальному замыслу. Проектирование работы. Конструирование. Программирование. Тестирование модели. Подготовка и оформление созданной модели для выставки.

Ожидаемые результаты

Занятия робототехникой помогают учащимся достичь такие УУД результаты, как:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; (познавательные)
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; (регулятивные)
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; (личностные)
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. (коммуникативные)

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно или с помощью решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
  • уметь логически мыслить; 
  • самостоятельно конструировать и программировать модель по инструкции и с элементами творчества;
  • создавать презентации, фильмы для дальнейшей проектной деятельности.

Показатели результативности программы:

По окончанию второго года обучения: ребята должны самостоятельно конструировать и программировать модель, уметь показать в действии свою модель и объяснить ход своей работы, уметь с помощью или самостоятельно презентовать свою модель, уметь организовать свою команду, работать в команде, распределять роли-действия внутри команды.

Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся и участие в школьных и городских соревнованиях.

Для учащихся детей ОВЗ: : ребята должны самостоятельно или с помощью конструировать и программировать модель, уметь показать в действии свою модель и объяснить ход своей работы, уметь с помощью или самостоятельно презентовать свою модель, уметь принять участие в работе команды, выполнить свою роль- действие внутри команды.

Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся и участие в школьных и городских соревнованиях.

III год обучения

Информация о количестве учебных часов , на которое рассчитана программа

таблица2

Содержание курса

III год обучения (68часов)

Тема 1. Введение в робототехнику часов (2ч)

  • Виды современных роботов. Применение роботов в современном мире техники. Соревнования роботов.

Тема 2. Первые шаги в робототехнику (продолжение) (8 ч)

  • Повторение базовых знаний о механизмах конструктора и их назначении. Закрепление LEGO-словаря. Повторение программной палитры управления. Понятие «Маркировка». Программирование более сложных цепочек действий. Программирование одновременного действия нескольких механизмов и моделей одновременно. Управление голосом. Все звуки. Случайный порядок воспроизведения звуковых файлов.

Тема: 3. Творческая мастерская (16ч)

  • Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы»:
  • Карусель. Самолет. Гнездо.(по выбору)
  • Определение цели. Проектирование. Конструирование. Программирование. Тестирование.
  • Работа с комплектами заданий «Звери» :
  • Стрекоза. Жираф, Динозавры. (по выбору).
  • Определение цели. Проектирование. Конструирование. Программирование. Тестирование.
  • Работа с комплектами заданий «Футбол». 
  • Механическая рука. Шагающий робот. Меткий хоккеист. (по выбору). Определение цели. Проектирование. Конструирование. Программирование. Тестирование.
  • Работа с комплектами заданий «Приключения» :
  • Космический полет. Канатная дорога. Умная машина. (по выбору). Определение цели. Проектирование. Конструирование. Программирование. Тестирование.

Тема 4. Проект. (4ч) 

  • Что такое проект. Структура проекта. Упражнение в построении и оформлении проекта.

Тема 5. Проектная деятельность. (20ч)

  • Проект на тему «Несуществующее животное» 4ч.
  • Проект на тему «Робот- исследователь» 4ч
  • Проект на тему «Мир динозавров» 4ч
  • Проект на тему «Зоопарк» 4ч
  • Проект на тему « Машина - помощник» 4ч
  • Определение цели. Проектирование. Конструирование. Программирование. Тестирование. Оформление. Защита проекта.

Тема 6. Творческий конкурс (индивидуальные и коллективные проекты на свободную тему) (4ч)

  • Определение цели. Проектирование. Конструирование. Программирование. Тестирование. Оформление. Защита проекта.

Тема 7. Подготовка к соревнованиям. (12ч)

  • Знакомство с видами соревнований и их правилами. Подготовка к соревнованию по выбранной номинации.
  • Номинация «Лучший сборщик» , «Лучший программист».
  • Номинация «Робо- животное».
  • Номинация «Мой робот».
  • Номинация «Роботы помощники, исследователи, творческие».
  • Итоговые соревнования. Выступление. Подведение итогов соревнований.

Тема 8. Выставка творческих работ. (2 ч)

Ожидаемые результаты

Занятия робототехникой помогают учащимся достичь такие УУД результаты, как:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; (межпредметные)
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; (регулятивные)
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; (личностные)
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. (коммуникативные)

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
  • создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу или инструкции.
    Учащиеся должны уметь:
  • самостоятельно или с помощью решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
  • уметь логически мыслить.

Показатели результативности программы:

По окончанию курса: ребята должны самостоятельно конструировать и программировать модель. Уметь показать в действии свою модель и объяснить ход своей работы. Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся.

Для учащихся детей ОВЗ: ребята должны выполнять конструирование , программирование и презентации моделей по общим правилам для обучающихся. Но могут пользоваться помощью одного или группы детей для представления своей модели.

Одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных LEGO- конкурсах и соревнованиях по робототехнике с ребятами на школьном, муниципальном , краевом и всероссийском уровне (РОБОФЕСТ РОССИИ)

Дети ОВЗ принимают участие на всех уровнях соревнований по общим условиям и по уровню готовности.

Оборудование:

  • Комплект LEGO- WEDO - 10-15 шт., ресурсный комплект 2 шт
  • Компьютер 5-8 шт с ПО (по одному на 2 человека) или индивидуально на каждого.
  • Компьютер (учителя) и проектор с экраном для демонстрации-1 шт.
  • Кабинет информатики или отдельные оборудованное помещение.

Список использованной литературы:

  1. Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис. Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный. http://russos.livejournal.com/817254.html,— Загл. с экрана
  2. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный http://robotics.ru/.— Загл. с экрана.
  3. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
  4. ПервоРобот LEGO® WeDoTM - книга для учителя [Электронный ресурс].
  5. Аленина Т.И., Енина Л.В., Колотова И.О., Сичинская Н.М., Смирнова Ю.В., Шаульская Е.Л. под рук В.Н. Халамова
  6. LEGOeducation.com [Электронный ресурс].
  7. Программное обеспечение LEGO ® Education We Do ™
  8. Положения для каждого вида соревнований можно посмотреть на сайте http://wroboto.ru.
  9. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ КРО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Практическая апробация программы: на базе МОБУ СОШ № 82 г. Сочи

Срок апробации 1 года.

Количество участников:

1 младшая (1-2 кл) - 10 чел, 

2 младшая (3-4 кл) – 10 чел

ПРИЛОЖЕНИЕ: фото и видео материалы деятельности кружка - см. фото выше.

 


Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!