Легоконструирование в детском саду! Опыт педагога

23.04.2021

Легоконструирование в детском саду! Опыт педагога

Внедрение легоконструирования в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Исследование прислала Коршунова Софья Андреевна, учитель-дефектолог МБДОУ № 18 п. г. т. Мурмаши (Мурманская область).

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним дошкольникам предстоит:

  • Работать по профессиям, которых пока нет;
  • Использовать технологии, которые еще не созданы;
  • Решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям и требованиям опережающего развития. А современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть легоконструирование.

Актуальность введения легоконструирования в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью развития широкого кругозора детей дошкольного возраста и формирования предпосылок формирования универсальных учебных действий.

С начала учебного года в нашей дошкольной образовательной организации мной стала реализовываться образовательная деятельность по легоконструированию в соответствии с рабочей программой.

Целью внедрения леготехнологии выступило создание условий для развития познавательной активности детей.

С помощью конструктора Лего решаются задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:

  • Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  • Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
  • Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
  • Расширение своих представлений об окружающем мире — об архитектуре, транспорте, ландшафте.
  • Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.
  • Обучение воображению, творческому мышлению.
  • Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  • Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

Занятия посещают дети 4-6 лет. В распоряжении детей среднего и старшего дошкольного возраста находятся такие виды конструктора, как: «Lego Duplo», «Lego Classic». Один из конструкторов для старших групп «Простые механизмы», с помощью которого дети имеют возможность понять, что такое подъёмная сила, равновесие, стойкость конструкции, знакомятся с такими деталями, как: рычаг, зубчатые колеса, шестеренка, изучают простейшие механизмы, которые окружают нас в повседневной жизни.

Работа ведется, начиная с простых манипуляций с деталями лего и элементарных игр с конструктором, и постепенно, переходя к более сложным формам организации обучения дошкольников к конструированию.

Зинаида Васильевна Лиштван предлагала разные формы организации обучения с целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок:

  • Конструирование по образцу;
  • Конструирование по модели;
  • Конструирование по условиям;
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
  • Конструирование по замыслу;
  • Конструирование по теме.

Данные формы активно используются на занятиях по легоконструированию и робототехнике.

Робототехника начинается с конструирования. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Воспитанники нашей дошкольной образовательной организации часто принимают участие во многих очных и заочных конкурсах по робототехнике, становятся призерами. Немаловажным будет отметить, что применение робототехники в детском саду как инновационной методики обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

Занятия проходят в легкой и непринуждённой обстановке. Ребята с большим интересом запоминают названия деталей и способы крепления конструктора, создают свои конструкции и строят по схеме. После завершения постройки я предлагаю детям рассказать о ней, отвечая вопросы:

  • Расскажи, что у тебя получилось?
  • Расскажи, что ты делал сначала, что потом?
  • Расскажи, какие детали лего ты выбрал? Почему?
  • Расскажи, как скреплял детали?
  • Расскажи, что ты еще хочешь добавить.

Также поощряла детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности. После занятия обязательно отвожу время для обыгрывания построек, поощряя стремление ребят к совместной игре. Например, предлагаю им объединить постройки в общий сюжет.

Родителям воспитанников доступно сообщество «Виртуальный детский сад МБДОУ 18», созданный в период пандемии в социальной сети Вконтакте, где я регулярно демонстрирую небольшие видеоролики с занятий по легоконструированию. Зайдя в группу, каждый родитель может увидеть, как его ребенок справляется с задачами, поставленными педагогом на занятии. Количество просмотров увеличивается, как и число понравившихся им публикаций. Некоторые законные представители не ограничиваются только лишь отметками под постами. Многие держат обратную связь со мной, оставляя комментарии под постами в социальной сети. Там они чаще описывают эмоции ребят после проведенных занятий, а также отношение детей к разным формам организации легоконструирования. Некоторые даже к написанным комментариям прикрепляют результаты конструктивной деятельности своих детей в домашних условиях.

Многие родители отмечают, что после введения организованной образовательной деятельности по легоконструированию в нашей дошкольной образовательной организации, дети стали чаще играть в конструктор, который, по их мнению, реально может оторвать детей от гаджетов, что полезно для них самих и отрадно для их родителей. Собирать башни, кораблики или машинки дошкольники могут часами.

Legoконструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.

Литература:

  1. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала — М.: Мозаика — Синтез, 2017;
  2. Фешина Е. В. Лего‐конструирование в детском саду. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2018.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!