18.05.2021
Мастер-класс для воспитателей «Использование лего-конструирования в реализации содержания речевого и познавательного развития старших дошкольников» разработала и прислала Цуркан Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14» из п. Зеленоборский (Мурманская область).
Добрый день, уважаемые коллеги.
Каждый педагог мечтает воспитать ребенка гармоничным, с активной познавательной активностью и творческим началом. Стандарт дошкольного образования предполагает реализацию новых образовательных моделей, в основе которых образовательные технологии, соответствующие принципам развивающего обучения и учета ведущего вида деятельности дошкольника — игры.
Одной из таких технологий, на мой взгляд, является образовательное лего-конструирование и робототехника, предусматривающие чередование практической и интеллектуальной деятельности дошкольников. Образовательная ЛЕГО среда побуждает детей думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться, учит, играя. Посредством использования легоконструктора можно эффективно решать образовательные задачи реализуемой в детском саду образовательной программы дошкольного образования.
Кроме того, деятельность с конструктором Лего позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей в рамках различных видов детской деятельности.
В процессе организации детской деятельности целесообразно использовать следующие конструкторы: лего education: Элтик, «Дупло», «Городская жизнь», представленные разнообразными деталями для постройки машин, зданий, людей, животных. Очень нравится старшим дошкольникам конструкторы Лего «Моя первая история», «Построй свою историю». Мальчикам особенно интересен набор «Первые механизмы», содержание деталей которого позволяет собрать движущиеся конструкции.
Сегодня я хотела бы поделиться с вами практическим опытом работы по организации образовательной деятельности с конструктором Лего в рамках речевого и познавательного развития старших дошкольников.
Уважаемые коллеги, приглашаю Вас совершить увлекательное путешествие в мир Лего.
В рамках организации образовательной деятельности по речевому развитию в процессе обучения грамоты предложите детям составить из кирпичиков Лего первую букву своего имени. Например, девочка по имени Таня, составляет букву Т из легокирпичиков 2х2 на предложенной легопанели.
Далее можно предложить детям с помощью легокирпичиков 2х4 на легопанели выложить количество слогов своего имени. Например, мальчик по имени Саша, выкладывает два легокирпичика на легопанели, оставляя между ними промежуток в одну кнопочку.
Также можно предложить детям составить схему слова (имени) с помощью легокирпичиков 2х2 и провести звуковой анализ своего имени. Важно напомнить детям, что гласные звуки обозначаются кирпичиком красного цвета, твердые согласные — кирпичиком синего цвета, а мягкие согласные — кирпичиком зеленого цвета.
Предложите детям составить предложение с именем, затем с помощью легокирпичиков 1х4 составить схему данного предложения на легопанели, оставляя между словами промежуток в одну кнопочку. Напомните, пожалуйста, детям, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится знак препинания.
Следующее задание, которое можно предложить детям называется «Собери недостающий предмет и придумай свою историю по опорным словам». Предложите детям внимательно послушать название объектов (дерево, мостик, собака) и определить, какого предмета не хватает у них на столе. Предложите детям собрать недостающий предмет из легокирпичиков, построить свою историю и составить рассказ.
В рамках реализации образовательной программы в области «Познавательное развитие» предложите детям задания, направленные на формирование элементарных математических представлений.
Одно из таких заданий называется «Вторая половина». Предложите детям составить вторую половину изображенного на панели предмета (бабочки, ёлки, конфеты, т.е. симметричного предмета), опираясь на образец.
Кроме того, с помощью легокирпичиков двух разных цветов легко закрепить состав числа из двух меньших. Например, предложите ребенку выложить состав числа 5 из легокирпичиков красного и зелёного цвета. Для этого понадобятся легокирпичики красного цвета 1х1, 1х2, 1х3, 1х4 и аналогичные легокирпичики зеленого цвета. Либо можно выложить состав числа 5 с помощью легокирпичиков 1х1. (Для этого Вам понадобятся 10 легокирпичиков 1х1 красного цвета и 10 легокирпичиков 1х1 зеленого цвета). Напомните ребенку, что кирпичики начинаем выкладывать слева направо.
С помощью легоконструктора можно закрепить умение детей составлять и решать задачи, записывать ответы на поставленный вопрос задачи. Прочитайте детям задачу. Попросите детей выделить условия задачи, составить вопрос и решить её. Предложите детям выложить решение задачи и ответ на легопанели с помощью легокирпичиков разного цвета. Например, на столе лежало 3 красных яблока и 2 желтые груши. Сколько всего фруктов лежало на столе. На легопанели ребенок выкладывает 3 легокирпичика 2х2 красного цвета и 2 легокирпичика 2х2 желтого цвета, оставляя между ними промежуток для знака +, который можно выложить с помощью одного легокирпичика 1х3 и двух легокирпичиков 1х1. Знак = можно выложить с помощью двух легокирпичиков 1х2. Предложите детям составить ответ на легопанели в виде цифры с помощью легокирпичиков.
Данные задания способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умения ориентироваться на поверхности, закрепляют такие понятия, как «лево-право, верх-низ», прямой счет до 10, сенсорные эталоны (цвет, форма, размер) и т.д.
Уважаемые коллеги, я думаю, что Вы смогли убедиться, что увлекательная легоигра позволяет повысить интерес к освоению достаточно трудных для дошкольников понятий, таких, как: слог, звуковой анализ слова, слово, предложение. Дети в процессе легоконструирования достаточно успешно овладевают умениями составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, легко усваивают состав числа из двух меньших.
В процессе игры юные лего-констукторы имеют возможность проявить не только творчество в познавательной деятельности, изобретательность в продуктивной деятельности, но и речевую активность. Кроме того, в процессе лего-конструирования дети приобретают социальный опыт: умение работать в паре, договариваться, решать конструктивные задачи в группе сверстников.
Таким образом, работа с лего-конструктором, построенная на основе увлекательного игрового процесса, является великолепным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов детской деятельности и содержания образовательных областей, несет в себе большой воспитательный потенциал.
Уважаемые педагоги, спасибо за внимание.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!