Методическая копилка: изучаем профессию военнослужащего

13.11.2024

Методическая копилка: изучаем профессию военнослужащего

Представляем вашему вниманию методическую разработку проектной деятельности научно-технической направленности с детьми 5-го года жизни на тему «Кто наш город защищает?». Авторский материал прислали Леванцова Оксана Алексеевна и Филькина Светлана Евгеньевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 41», г. Саров Нижегородской области.

Направленность: Научно-техническая, познавательная.

Состав участников: Дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: Краткосрочный.

Возраст детей: 4-5 лет.

Проблема: Дошкольники имеют недостаточно представлений о профессии «военный», что может отрицательно сказаться на их общем культурном развитии и патриотическом воспитании.

Цель проекта: Создание условий для развития технического творчества обучающихся по расширению их представлений о профессии «военный», военной службе для культурного развития детей и необходимости формирования правильных представлений о данной профессии посредством парциальной модульной программы «СТЕМ – образование».

Задачи:

  1. Расширять знания о военных профессиях, их специальностях и роли армии в обществе.
  2. Привлечь интерес к изучению истории и современных достижениях военной техники.
  3. Развивать технические навыки детей через создание моделей военной техники.
  4. Формировать патриотические чувства и уважение к защитникам Родины.

Формы реализации проекта:

  • Игровая,
  • Познавательная,
  • Продуктивная,
  • Двигательная,
  • Коммуникативная,
  • Работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширится кругозор детей о военных профессиях и воинской службе;
  • Обогатится словарь детей;
  • Овладеют техническими навыками; научатся элементам программирования.

Ход проектной деятельности

В ходе беседы о «Людях смелых профессий» мы спросили у детей, что в их понимании означает слово «смелый». Услышали разные варианты ответов и пришли к выводу, что это люди храбрые и отважные, которые могут выстоять в любых ситуациях и справится с любой проблемой. На вопрос, какие профессии людей они считают «смелыми», назвали такие профессии, как: пожарный, полицейский, военный.

Стали выяснять, где эти люди проявляют свою смелость и отвагу. Пожарные — борются с огнем и тушат пожары. Полицейские — защищают нас от преступников. Военные — защищают нас от врагов нашей Родины. Во время беседы мальчик задал вопрос: «Что делают военные в нашем городе и от кого они нас здесь защищают?» После этого мы решили подробно разобраться в этом вопросе.

I. Копилка

На данном этапе нам нужно было найти как можно больше сведений о профессии военный и военных специальностях.

Предложили родителям вместе с детьми дома поискать нужную нам информацию и принести в детский сад. Организовали вставку книг «Аты-баты, шли солдаты…». Один мальчик принес книжку «Былины о богатырях русских». Прочитав эту книгу, дети узнали о том, что издревле существовали воины — защитники Руси, и называли их русскими богатырями.

Рассматривали альбомы «Гордится Армией страна», «Армия России», энциклопедии, журналы. Раскрашивали раскраски по теме, принесенные из дома детьми. Смотрели презентации: «Защитники Родины», «Армия России». Играли в дидактические игры: «Кто где работает?», «Военная техника», тематическое лото «Профессии». Обыгрывали с детьми проблемные игровые ситуации к сюжетно-ролевой игре «Армия». Пригласили родителей, которые несут службу в рядах вооруженных сил РФ. Из беседы папы-военнослужащего ребята узнали, что на территории города находятся войска национальной гвардии Российской Федерации и их основной задачей является охрана важных государственных объектов.

II. Анализ

Проанализировав полученные знания, мы решили закрепить их в совместной деятельности, используя образовательные модули СТЕМ-технологии.

1.Образовательный модуль «Лего-конструирование»

Рассматривая альбомы, смотря презентации, дети узнали, что Российская Армия имеет несколько видов войск и у каждого вида есть своя боевая техника: у военно-воздушных войск — самолеты и вертолеты, у военно-морского флота — корабли, катера и подлодки, у сухопутных войск — танки, бронемашины. Ребята решили сами построить боевую технику, используя конструктор Lego DUPLO, LEGO EDUCATION «Планета STEAM», конструктор Аврора «Первые механизмы». Дети презентовали свои модели, рассказав о принадлежности к определенному роду войск и ее функции.

  1. Образовательный модуль «Математическое развитие»

На занятие по ФЭМП в гости к ребятам пришел десантник и принес цветные счетные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша. Он рассказал детям, что для выполнения боевой задачи десантникам нужно построить боевые самолеты, но для этого необходимо соблюдать определенные условия (учитывали количество и длину палочек; величину, форму и толщину блоков). Дети справились с заданием, и боевая задача была выполнена.

  1. Образовательный модуль «Робототехника»

Перед детьми возник вопрос, как защитить военную базу от противника 24 часа в сутки. Ребята решили создать робота — солдата, который будет нести службу не уставая. Проанализировав робототехнические конструкторы, дети пришли к выводу, что роботом-солдатом будет выступать программируемый мини-робот Bee-Bot «Умная пчела». Ребята выложили с помощью набора для программирования «Кубо-Бот» алгоритм движения мини-робота по периметру военной базы и запрограммировали его.

  1. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Собирая и анализируя полученные знания, у ребят возник вопрос: «Как солдат находится на выполнении своего боевого задания в любую погоду?» Предположили, что все дело в одежде. И мы решили провести опыты с разными видами материалов.

Опыт 1. «Все ли ткани промокают?»

Дети капали водой на лоскутки из разных видов ткани. Сделали вывод: некоторые ткани впитывают воду, а другие не впитывают. Значит одежда у солдат сделана из определенных материалов, которые помогают им справится с различными природными явлениями.

III. Создание модели

Чтобы систематизировать полученные знания решили составить таблицу «Рода войск»

(Таблица составляется и заполняется вместе с детьми с помощью схем).

После заполнения таблицы ребята сделали вывод: в нашем городе служат сухопутные войска, так как моря у нас нет и нет военного аэродрома. Но из разных источников мы с детьми узнали, что и каждый вид войск имеет свою специализацию, в зависимости от назначения войск.

Папа Матвея служит в нашей воинской части, которая располагается на территории нашего города. Мы попросили его рассказать о том, какие войска служат в нашем городе, и какая у них задача.

Станислав Викторович рассказал нам, что в нашем городе служат Войска национальной гвардии Российской Федерации и их основной задачей является охрана важных государственных объектов.

После полученной информации мы стали рассуждать, что в нашем городе может являться объектом государственной важности. Начали с того, что вспомнили, где работают родители наших ребят. И оказалось, что у большинства детей родители работают на заводах. В нашем городе их три, и они имеют военную направленность. Сделали вывод, что на заводах нашего города производят что-то, что является очень важным для нашего государства. Соответственно они и являются важными государственными объектами. Поэтому наш город охраняется со всех сторон, и чтобы в него попасть нужно пройти контрольно-пропускной пункт. А несут службу на контрольно-пропускных пунктах солдаты Росгвардии.

IV. Продукт

В итоге, объединив свои постройки, детским продуктом стала общая модель «Безопасного закрытого города» по периметру которого действует система караулов, а также и на охраняемых объектах внутри города роботами-солдатами. Ребята решили на военной базе оставить боевые самолёты и вертолёты, так как на территории города есть небольшой аэродром. И военные катера — в городе протекают реки Сатис и Саровка. Тем самым защитить город со всех сторон.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!