Методическая копилка: как научить детей правильно действовать при пожаре

03.09.2024

Методическая копилка: как научить детей правильно действовать при пожаре

Представляем вашему вниманию «Протокол проектной деятельности по СТЕМ – образованию «Чтобы не было беды». Опытом работы с детьми 6 лет поделилась Яшина Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 41» г. Сарова Нижегородской области.

Цель: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности;
  • Создание в группе ППРС, благоприятной для формирования и развития основ пожарной безопасности.

Развивающие:

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность;
  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
  • Способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
  • Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.

Направление проекта: творческо-информационный.

Ход проекта

В детском саду проходила учебная пожарная эвакуация, в ходе которой дети быстро собрались, вышли из помещения детского сада. Далее с ними проходило обучение: сотрудники ПЧ показывали, как пользоваться огнетушителем. Для дошкольников это было очень весело и познавательно.

После возвращения в детский сад воспитатель задал вопрос: «Как бы вы поступили, если бы остались одни дома и вдруг случился пожар?» Дети оказались в замешательстве и не смогли дать определенного ответа. И тут возник вопрос: «Как спастись от пожара?»

1 этап «Копилка»

На данном этапе мы занимались сбором информации, чтобы ответить на вопрос «Как спастись от пожара?»

Проведенные мероприятия:

  • Беседа с детьми «Пожарная безопасность в быту».
  • Чтение художественной литературы Л. Толстой «Пожарные собаки», В. Шефнер «Лесной пожар», Б. Житков «Пожар».
  • Просмотр видеоролика о работе пожарных, спасение людей из горящего многоэтажного дома.
  • Занятие по методике «Технология спасения жизни», «Пожар».
  • Организация мини-музея «Пожарная безопасность».
  • Изготовление информационного плаката по пожарной безопасности родителями для детей.
  • Эстафета по ПБ, проведенная сотрудниками ПЧ.
  • Выставка творческих работ на тему «Пожарная безопасность» (аппликация, рисунок).

2 этап «Анализ»

С детьми провели анализ конкретных действий при пожаре: как нужно поступать, а как нельзя. Изученный материал мы оформили в виде папки-раскладушки.

3 этап «Создание модели»

Практическая деятельность:

Образовательный модуль «Математическое развитие»

  • С помощью «Палочек Кюизенера» и «Блоков Дьенеша» дети выкладывали пожарные машины.
  • Используя пособие «Дары Фребеля», ребята построили гараж для пожарных машин.

Образовательный модуль «Экспериментирование»

Экспериментирование в рамках проекта прошло в виде просмотра детьми видеоматериалов:

  • «Для горения нужен доступ кислорода» (горящая свеча помещается под стеклянную банку и постепенно затухает). Благодаря этому опыту дети получили объяснение, почему же необходимо закрывать окна и двери при пожаре.
  • «Тушение огня газом» (при смешивании уксусной кислоты, соды образуется шипящая смесь с выделением едкого газа, который невидим, но может потушить огонь-свечу). Таким образом показали принцип действия огнетушителя.

Образовательный модуль «Лего-конструирование»

В ходе проектной деятельности мы вели речь о средствах тушения пожара. Одним из этих средств является спецтехника. Ребята сделали постройки из лего: пожарные машины, самолет.

Образовательный модуль «Робототехника»

Работа проходила с использованием робота Bee-Bot. Пчелка была представлена детям в виде пожарного спасателя. Задача состояла в том, что нужно было собрать на поле все предметы, которые могут пригодиться при тушении пожара.

Образовательный модуль «Мультстудия»

Создание видеоролика с участием детей «Если вдруг пожар случился». Дети рассказывают о правилах поведения при пожаре.

4 этап «Создание продукта»

Составление «Алгоритма действий при пожаре» в помещении в виде плаката.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!