Методическая копилка «Лента времени»

04.07.2024

Методическая копилка «Лента времени»

Представляем вашему вниманию методическое пособие для детей 4-5 лет «Лента времени: по следам игрушек». Методический материал разработали Моисеева Гузель Ринатовна и Борисова Наталия Георгиевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №153» г.о. Самара.

Структура пособия

Введение: Объяснение концепции времени и истории через игрушки.

Теоретическая часть: Краткий обзор истории игрушек от древности до современности.

Практические задания: Различные игры и упражнения, направленные на развитие конкретных навыков.

Временные ленты: Визуальные материалы для демонстрации эволюции игрушек во времени.

Ролевые игры: Сценарии для вовлечения детей в активное изучение истории через игру.

Методы и подходы

Индивидуализация: Адаптация заданий под индивидуальные особенности каждого ребенка.

Интерактивность: Использование интерактивных методов для повышения вовлеченности и интереса.

Игровая форма: Обучение через игру для лучшего усвоения материала.

Целевые навыки:

Понимание времени: Осознание последовательности событий и их продолжительности.

Социальные навыки: Умение общаться и взаимодействовать с другими.

Когнитивные навыки: Развитие памяти, внимания и мышления.

Моторные навыки: Улучшение мелкой моторики через манипуляции с игрушками и выполнение заданий.

Преимущества использования пособия

Увлекательное обучение: Игрушки делают процесс обучения более интересным и менее стрессовым.

Гибкость: Материалы и задания могут быть легко адаптированы под разные условия обучения.

Поддержка развития:

  • Пособие способствует комплексному развитию детей с ТНР.
  • Методическое пособие «Лента времени: ПО СЛЕДАМ ИГРУШЕК» используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  • За счет того, что все папки-конверты с заданием отдельные, с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических заданий и упражнений пособие можно будет использовать и с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
  • Удобно в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения.

Работу с данным методическим пособием рекомендуем проводить в три этапа:

1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности.

2 этап: «Я играю сам!». Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами карточек задания.

3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данными пособиями, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Введение: Маленькие путешественники во времени

Добрый день, маленькие друзья! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Но мы не будем путешествовать на поезде или самолёте. Мы отправимся в путешествие во времени с помощью волшебных игрушек, которые приехали к нам на сказочной машине.

Каждая игрушка, с которой вы играете, это как маленький ключик к прошлому. Они могут рассказать нам о том, как жили дети много-много лет назад. У нас есть мягкие мишки, которые помнят тёплые объятия детей сто лет назад, и яркие кубики, которые только недавно появились в игровых комнатах.

Сегодня мы возьмём в руки эти игрушки и представим, что они наши машины времени. Каждая игрушка откроет нам дверь в разные времена. Мы увидим, как менялись игры, какие новые игрушки появлялись, и как всё это помогает нам узнать больше о волшебном мире времени.

Так что держите свои игрушки крепко, ведь сейчас начнётся наше приключение! Готовы ли вы стать маленькими путешественниками и открыть для себя тайны времени? Тогда вперёд, в мир истории и волшебства!

Теоретическая часть: «Игрушки сквозь время»

Давайте отправимся в увлекательное путешествие по истории игрушек, чтобы узнать, как они менялись с древних времён до наших дней.

Древние времена

Когда-то давно в древних цивилизациях дети играли с игрушками, сделанными из глины, камня и дерева. Они могли представлять животных или людей, и каждая из них была сделана вручную.

Средние века

В эти времена появились рыцари и принцессы в виде кукол, а также деревянные мечи и щиты для игр в рыцарей.

Новое время

С изобретением машин игрушки стали делать быстрее и дешевле. Появились первые мягкие медведи и куклы, которые можно было обнимать и заботиться о них.

Современность

Сегодня у нас есть игрушки, которые могут говорить, двигаться и даже учить нас новым вещам! Они сделаны из разных материалов и могут быть очень разнообразными.

Это было короткое путешествие по истории игрушек. Каждая игрушка рассказывает свою историю и показывает, как менялся мир. Теперь, когда вы играете со своими игрушками, вы можете представить, какие истории они могут рассказать!

Практические задания: игры и упражнения, направленные на развитие конкретных навыков.

Упражнения на развитие понимания времени:

«История в картинках»

Цель: Развитие визуального восприятия и понимания последовательности.

Задание: Создайте картинки с изображениями игрушек разных эпох. Попросите детей расположить их в хронологическом порядке, обсуждая, как игрушки менялись со временем. Примерный перечень вопросов и картинок с изображениями игрушек.

Игра «Угадай игрушку»

Цель: Развитие памяти и внимания.

Задание: Покажите детям картинки с игрушками разных эпох, затем спрячьте их и попросите вспомнить и назвать игрушки.

«Пазлы времени»

Цель: Развитие когнитивных способностей и решения проблем.

Задание: Создайте пазлы с изображениями игрушек разных времён. Попросите детей собрать пазлы, обсуждая, какой эпохе принадлежит каждая игрушка.

Создание собственной игрушки (вариант: совместно с родителями)

Цель: Развитие творчества и мелкой моторики.

Задание: Предложите детям создать игрушку из доступных материалов (ткани, бумаги, пластилина) и рассказать её историю. 

Игра «Временная капсула»

Дети выбирают игрушку, которую они бы хотели отправить в будущее, и обсуждают, почему эта игрушка может быть важна для детей через много лет.

Игра «Рассказчики времени»

Цель: Развитие речи и социальных навыков.

Задание: Попросите детей выбрать игрушку и рассказать историю, связанную с этой игрушкой, используя своё воображение.

Ролевая игра «Музей игрушек»

Цель: Развитие социальных навыков и воображения.

Задание: Организуйте ролевую игру, где дети могут быть экскурсоводами и рассказывать посетителям о разных игрушках. 

Игра «Путешествие во времени»

Цель: Развитие воображения и знаний о прошлом.

Задание: Предложите детям представить, что они путешествуют во времени и встречают детей из разных эпох, играющих в разные игры.      

 «Сенсорный лабиринт»

Цель: Развитие сенсорных навыков и пространственного восприятия.

Задание: Создайте лабиринт, где дети могут исследовать различные текстуры и формы игрушек, находя путь к «сокровищу» — игрушке из прошлого.

Игры и упражнений, которые помогут детям улучшить речевые навыки, исследуя историю игрушек.

«Расскажи об игрушке»

Цель: Развитие навыков рассказывания и словарного запаса.

Задание: Покажите детям игрушки разных эпох и попросите их описать игрушку, её цвет, форму, материал и предполагаемое использование.   

«Игрушечные истории»

Цель: Развитие способности строить логические рассказы.

Задание: Предложите детям придумать и рассказать историю о том, как игрушка путешествовала через время, и какие приключения ей пришлось пережить. На примере «Книжка-раскладушка».  

«Говорящие игрушки»

Цель: Развитие фантазии и эмпатии.

Задание: Предложите детям выбрать игрушку и придумать, что она могла бы сказать, если бы умела говорить. 

«Игрушечный театр»

Цель: Развитие драматических навыков и социального взаимодействия.

Задание: Организуйте мини-спектакль, где каждый ребенок может выразить свою игрушку, используя речь и жесты.  Ролевые игры и социальные взаимодействия.  Сценарий театральной постановки «Волшебный мир игрушек».

«Временной калейдоскоп»

Цель: Развитие понимания причинно-следственных связей.

Задание: Создайте серию картинок с игрушками, где каждая последующая картинка будет показывать изменения в игрушке. Попросите детей описать, что изменилось и почему. «Лента времени: Игрушки» - созданная детьми.

«Поэты времени»

Цель: Развитие творческих способностей и ритмического слуха.

Задание: Предложите детям сочинить стихи об игрушках разных временных периодов.

Эти упражнения не только способствуют развитию речи, но и позволяют детям с ТНР лучше понять историю игрушек, а также развить свои творческие и социальные навыки.

«Что как звучит» (Игры «Поезд», «Надуем мяч», «Оркестр»)

Артикуляционное упражнение на развитие умения произносить звукоподражания и формирование чёткого произношения гласные звуков.

«История по кругу»

В этом простом упражнении история сочиняется сообща всей компанией детей. Первый игрок берет в руки какую-либо игрушку, или «волшебный камушек» и начинает своё повествование. В любой момент он может передать предмет в руки другого участника и тогда тот продолжит повествование. Таким образом, история путешествует по кругу до тех пор, пока игроки не будут довольны концовкой и не решат остановиться. Важно, чтобы участники учились не перебивать друг друга и говорить по очереди. Поэтому взрослому важно ввести основное правило игры:  «Говорит только тот, у кого сейчас в руках есть волшебный предмет».

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!