01.10.2024
Дошкольный возраст представляет собой важнейший период в становлении личности ребенка, он должен быть освещен творчеством, а, следовательно, искусством. В настоящее время в музыкальном образовании происходят значительные изменения: современным компонентом обучения становятся информационно-коммуникативные технологии, применяются новые педагогические методы, считает Ольга Викторовна Кузнецова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №41» г. Сарова Нижегородской области.
Хочу процитировать слова режиссера-мультипликатора Инессы Ковалевской: «Человек, который живет без сказки, музыки и фантазии, несчастлив. Он ничего хорошего в жизни не сделает». Я, как музыкальный руководитель, выбрала в работу с детьми образовательный модуль «Мультстудия. Я творю мир», и считаю, что мультстудия успешно реализуется на практике в силу своей технической доступности, решая задачи детского музыкального творчества.
Одним из проявлений творчества в музыке считается создание собственных уникальных композиций как результат отражения пережитого художественного впечатления. И пусть далеко не каждый ребенок может себя проявить в данной сфере, но если у ребенка появился интерес к музыкальному творчеству, ему необходимо дать шанс себя попробовать.
Раньше, когда не было мультстудии, детские «сочинялки» оформлялись в книжки, иллюстрированные самими детьми, а также по ним ставились мини-спектакли. А сейчас, благодаря этой современной технологии с использованием мультимедийных и технических средств (мультипликационный комплекс), детский речевой продукт становится искусством мультипликационного кино.
Работа по созданию мультфильма проходит в свободное от занятий время. Основной целью работы по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста я ставлю развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность — искусство музыкальной сказки.
Создание антуража
В отдельной комнате перед началом деятельности я создаю среду — атмосферу для творчества: оформляя центры детской активности. Отдельно оформляю центр мультипликации (здесь сосредоточены стол, лампа, ноутбук, камера, макеты, куклы для съемки мультфильма, иллюстрации, т.е. все для технического оформления детского продукта). Литературный центр содержит детскую художественную литературу для рассматривания иллюстраций, прочтения ярких эпизодов, которые помогают окрасить сюжет собственной сказки. В нем присутствуют атрибуты костюмирования для разыгрывания мини-сцен: фуражки, пилотки, сарафаны и т.д. (мы часто проигрываем сюжет придуманной сказки.
Центр творчества включает в себя альбомы, блокноты, карандаши, фломастеры, ручки, кисти разного размера, акварель, гуашь, палитра, бумага разного цвета и формата, картон, фольгу, т.е. самые разнообразные средства художественной выразительности, а также наборы открыток, альбомы и раскраски с росписями, схемы для рисования людей, животных, явлений природы и др.)
Центр конструирования. Его я оснащаю разным видом конструктора: пластмассовым, деревянным, лего-конструктором, а также бросовым материалом. В центре даже могут быть робототехнические наборы.
Работа над мультиком
Начинаем мы ее с обсуждения сценария в литературном центре: какие будут герои, что они будут делать, как интересно рассказать их историю. Совместно придумываем, кто будет главным персонажем, а кто второстепенным, в каком месте это будет проходить и какие диалоги будут между героями. Я дополняю диалоги познавательной информацией, дополняю рассказы детей. Волшебники превращают историю в сказку. И так рождается детский продукт — детская авторская сказка. Ребята сами зарисовывают диалоги, это помогает детям лучше запомнить содержание сказки. Разыгрываем мини-сцены.
Следующая совместная деятельность посвящена подготовке персонажей и приготовлению декораций. Она проходит в центре творчества. Никому не секрет, что герои могут изготавливаться из самого разного материала: пластилина, цветного картона и бумаги, ЛЕГО конструктора. Образами героев могут быть и мелкие игрушки. В своей работе я использую мини роботов Мататалаб Тейлбот и Мататалаб Просет. Они могут самостоятельно передвигаться, а еще создавать мелодии, используя настоящие ноты. Декорации дети изготавливают своими руками, рисуют, делают объемные аппликации. Атрибуты к сказке мы часто изготавливаем из Лего-конструктора.
Далее в центре мультипликации мы занимаемся распределением ролей и самой съемкой мультфильма. При съемке мультфильма решаем совместно: кто будет сегодня выступать в роли оператора, кто будет переставлять героев, кто отвечать за смену декораций, а кто займется озвучкой. Покадровая съемка занимает много времени, но ребята, не теряя интерес, доводят начатое до конца.
Стоп, снято!
Итак, создается раскадровка — меняется положение персонажей и декораций. Цифровая камера фиксирует изображение по кадрам! Все! Снято! Это большая командная работа! У нас все получилось!
С помощью программы Clipchamp кадры монтируются, и получается мультфильм. Clipchamp — это видеоредактор, разработанный для того, чтобы сделать создание видео простым для всех, даже у кого нет опыта редактирования. Он позволяет комбинировать видео, изображение и аудиофайлы, а также добавлять текст и эффекты.
В нашем сундучке мультфильмов есть мультфимы «Как музыкальная ложка полюбила пианино», «Лошадка и барабан», «Как белочка Пушинка научилась петь».
Подводя итог, хочу сказать, что использование мультимедиа в музыкальном образовании дошкольников обеспечивает формирование музыкального вкуса и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!