15.05.2023
Представляем вашему вниманию конспект занятия «Технология тико-моделирования в образовательной деятельности». Разработала и прислала методический материал Матвеева Елена Юрьевна, воспитатель с/п ГБУ Самарской области СОШ №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский Самарской области – детский сад «Колокольчик».
Интерес к занятиям с конструктором дети проявляют с ранних лет. Им не терпится принять активное участие в этом интересном и увлекательном процессе. Начальное техническое моделирование — первая ступень в подготовке детей в области технического творчества. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира и расширению кругозора, развивают конструкторские способности, мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
На изучении конструирования в детском саду делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные инновационные методики и технологии обучения. Одной из такой инновационной технологии является технология «Тико-моделирования», на базе которой построена представленная непосредственно образовательная деятельность.
Актуальность определяется потребностью в занятиях у детей техническим творчеством, конструированием и моделированием.
Новизна занятия заключается в тематическом подходе, который объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по формированию математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, и занятиям по изобразительной деятельности, но и углубляют их
Педагогическая целесообразность данного занятия состоит в том, чтобы при помощи готового набора конструктора «ТИКО» раскрывать возможности творческого преобразования их собственного мира, формировать навыки изобретательского мышления с помощью проектных технологий и создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.
Занятие построено с учетом индивидуальных особенностей детей. Дети старшего дошкольного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач педагога
Тема: «В гостях у сказки»
Цель: закрепить умения работать с «ТИКО» конструктором в процессе совместной деятельности путем выполнения творческих заданий
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Направление: художественно-эстетическое
Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):
Форма проведения НОД: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приёмы:
Применяемые педагогические технологии: здоровьесьеберегающая, развивающего обучения, технология моделирования.
Материалы и оборудование:
Группа: старшая .
Количество участников: 12
Время реализации: 25 минут.
Место реализации: групповая комната.
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
|
|
|
Педагог с воспитанниками заходит в группу, останавливается на ковре. Обращаясь к воспитанникам: - Здравствуй, солнце золотое, |
Заходят в группу вслед за воспитателем. Приветствуют педагога и друг друга
|
Сформирован положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность
|
|
|
|
Интересуется: - Ребята, а Вы любите сказки? Сообщает: - Я сегодня хочу показать Вам сказку, но не скажу какую. А вы попробуете отгадать, как эта сказка называется. Педагог делает вид, что хочет достать из мешка героев сказки, удивляется: - А-А-А!!! дырка. Все по дороге растеряла, вот только одна деталь и осталась. |
Поддерживают беседу. Включаются в работу
|
Сформирован познавательный интерес к предстоящей работе
|
|
|
|
Рассказывает: - Я хотела показать вам сказку с героями, но все атрибуты к сказке потерялись. Спрашивает: - Что же делать? Предлагает сконструировать персонажей сказки из Тико- конструктора, чтобы, как называется эта сказка. Приглашает помочь |
Слушают сообщение, включаются в беседу, дают согласие на помощь, обсуждают предстоящую работу.
|
Сформировано внимание, навыки слушать собеседника.
|
|
|
|
Приглашает подойти к столу, чтобы узнать, кто главный герой этой сказки, выполнить задание. Обьясняет: - Перед вами лежат детали конструктора. Я буду диктовать вам диктант, а вы последовательно выполнять действия. Устный диктант (заяц) 1. Возьмите прямоугольник, положите его вертикально 2. Найдите пятиугольник. Прикрепите его сверху к прямоугольнику. 3. Возьмите еще два пятиугольника 4. Прикрепите сверху к прямоугольнику слева, и справа 5. Найдите прямоугольник, прикрепите его к нижней стороне прямоугольника горизонтально по центру 6. Возьмите два остроугольных треугольника. Прикрепите к верхнему пятиугольнику слева и справа. Помогает при затруднении Спрашивает: - Вы догадались кто же главный герой этой сказки?! (размещаем зайцев на полянке) |
Подходят к столу, слушают инструкцию воспитателя, выполняют устный диктант, собирают фигуру по словесной инструкции, называют героя сказки, по совету воспитателя размещают его на полянке
|
Развито слуховое внимание, навыки ориентировки на плоскости. Сформированы способности плоскостного конструирования
|
|
|
|
Сообщает: - Ребята, а в этой сказке есть еще герои, но их можно сделать по схеме. Предлагает выбрать любую понравившуюся схему и сконструировать других персонажей сказки. В ходе работы педагог контролирует, помогает детям, которые испытывают затруднения Хвалит детей |
Слушают сообщение воспитателя, рассматривают схемы, выбирают себе, выполняют работу
|
Сформированы навыки восприятия наглядной информации с целью развития конструктивных способностей, представления о схемах и навыках их чтения.
|
|
|
|
Предлагает: - А теперь нужно посчитать. Сколько конструкций мы сделали? - А теперь давайте посчитаем их по порядку. Например, какая по счёту твоя коза? И т.д. |
Считают конструкции, совершенствуют количественный и порядковый счет
|
Сформированы навыки количественного и порядкового счета
|
|
|
|
Предлагает: - Ребята, а вы догадались какая это сказка? Называет: - Это сказка «Мешок яблок» и написал ее детский автор Владимир Сутеев. Сообщает: - Сюжет этой сказки происходит в лесу, и нам не хватает декораций. Нам надо сконструировать объемные елочки по образцу. - А для этого нам необходимо разделиться на группы по 3 человека. Выбирайте понравившиеся схемы елочек, и приступайте к работе. |
Обсуждают, совещаются и называют сказку Обсуждают сюжет сказки, делятся на группы по 3 человека, согласованно выбирают схему елочки и конструируют елки из ТИКО конструктора
|
Сформированы навыки использовать ранее полученный опыт в работе, пользоваться речью для разговора. Сформировано умение работать в коллективе, высказывать согласие или несогласие по поводу выполненной работы своих товарищей.
|
|
|
|
Подводит итог: - Ну вот все декорации и персонажи к сказке готовы. Хвалит детей: - Какие вы молодцы! Сообщает: - Но на нашей полянке не хватает самого главного, это яблок, которых заяц набрал для своих зайчат. Сейчас я предлагаю вам выбрать яблоко:
И прикрепить эти яблоки на яблони Завершает занятие: - Спасибо ребята! Вы сегодня старались, помогли мне создать новых персонажей к сказке. Я хочу подарить вам эту сказку, после сна вы сможете прочитать ее, рассмотреть иллюстрации. А с помощью персонажей из конструктора Тико, которых вы мне помогли сделать, вы можете обыграть ее. |
Участвуют в подведении итогов занятия. Обсуждают этапы занятия, делятся впечатлениями, оценивают свою работу, с помощью яблок. Получают книгу В.Сутеева «Мешок яблок»
|
Сформировано умение высказывать свое мнение и отношение о разных частях мероприятия, адекватно оценивать себя.
|
Во второй половине дня проводится театрализация по сказке, с использованием созданных декораций и персонажей |
Приложение к занятиям схемы «Тико»
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!