Методическая копилка: строительство подъемного крана

17.11.2024

Представляем вашему вниманию конспект занятия по конструированию «Построение модели подъемного крана» для детей старшей группы №2. Методический материал разработала и прислала Исмаилова Эльмира Расимовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 153» г.о. Самара.   

Цель: развитие способности детей к конструированию строительных машин с помощью деталей игрового конструктора «Полесье», плоскостных частей головоломки «Танграм».

Задачи

Обучающие:

  • Актуализировать знания детей о строительстве домов и строительных профессиях.
  • Создать условия для получения детьми знаний о строительных машинах.
  • Дать возможность детям при помощи взрослого узнать об основных частях подъемного крана (опоры, башни, кабины машиниста и балочной стрелы).
  • Мотивировать детей к самостоятельному изучению модели крана по образцу и чертежу, изготовленному педагогом.
  • Познакомить детей с конструктивными приемами построения подъемного крана с использованием готовых деталей конструктора «Полесье», плоскостных частей головоломки «Танграм».
  • Сформировать понимание зависимости конструкции предмета (высота башни) от его назначения.
  • Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
  • Закрепить навыки скрепления деталей.
  • Продолжить формирование элементарных математических представлений у детей с использованием деталей конструктора «Полесье».
  • Мотивировать детей к формулированию самооценки конечного результата.

Развивающие:

  • Развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление.
  • Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание.
  • Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых моделей.
  • Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.
  • Развивать наглядно-действенное мышление.

Воспитательные:

  • Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности.
  • Воспитывать интерес к конструированию.
  • Продолжать воспитывать внимательность, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Продолжать формирование терпения и усидчивости.
  • Продолжать воспитывать выдержку, взаимопомощь, умение помогать друг другу.

Материал:

  • Раздаточный — набор необходимых деталей конструктора «Полесье» для каждого ребёнка, плоскостные части головоломки «Танграм», образец и чертежи подъемного крана, изготовленные педагогом, фотографии строительных машин.
  • Демонстрационный — крупные картинки машин, образцы моделей, собранные из деталей конструктора «Полесье» и плоскостных частей головоломки «Танграм» педагогом, игрушечные машины, презентация «Подъемный кран».

Оборудование:

  • Конструктор «Полесье».
  • Ноутбук.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.

Ход занятия

  1. Введение в игровую ситуацию

Психологическая игра «Подари улыбку другу».

Педагог: Здравствуйте, ребята.

(Дети здороваются).

Педагог: Давайте встанем в круг и за руки возьмемся.

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.

Педагог: Ребята, давайте подарим улыбки и нашим гостям.

Педагог: Ребята, посмотрите, что находится на столе?

Дети: Это машинки.

Педагог: Выберете себе любую, какая вам нравится.

(Дети делают выбор).

Педагог: Давайте внимательно рассмотрим машинки, они одинаковые?

Дети: Нет! На них разное количество кубиков!

Педагог: Правильно! Посчитайте сколько кубиков на ваших машинах.

Дети: Считают, называют количество (1, 2, 3).

Педагог: Найдите эти цифры в группе и встаньте рядом.

(Дети выполняют задание педагога).

Педагог (прикрепляет эмблемы): Вот таким образом вы разделились на строительные бригады: «Строители 1», «Строители 2, «Строители 3». Каждая строительная бригада будет строить свой подъемный кран, а результатами поделитесь с другими строительными бригадами и оцените работу каждого строителя.

  1. Затруднение в игровой ситуации

Дети: А что мы будем делать?

Педагог: Чтобы узнать тему нашего занятия, необходимо собрать пазл. Согласны?

Дети: Да!

(На интерактивной доске дети собирают картинку с изображением строящегося дома).

Педагог: Что изображено на данной картинке?

Дети: Строящийся дом!

  1. Актуализация знания детей о строительстве домов и строительных профессиях

Педагог: Что мы делали на прошлом занятии?

Дети: Строили дом, говорили о том, кто работает на стройке.

Педагог: Давайте вспомним, кто работает на стройке?

Дети: Строители.

Педагог: Строитель — это одна профессия?

(Дети дают ответы. Если отвечают, что одна, то педагог предлагает детям снова собрать пазлы. На интерактивной доске дети собирают картинки с изображением строителей разных профессий (каменщик, сварщик, маляр).

Педагог: Так строитель — это одна профессия?

Дети: Существует много разных строительных профессий.

Педагог: Правильно. Из какого материала строят дома?

(Дети дают ответы).

Педагог (предлагает выбрать на интерактивной доске картинку): Выберете картинку с изображением дома, в каком вы живете.

(Дети выполняют задание педагога).

Педагог: Как называются эти дома?

Дети: Многоэтажные.

Педагог: Правильно, а может человек один, самостоятельно, построить многоэтажный дом?

Дети: Нет, нужна строительная техника.

Педагог: Какая?

(Дети дают ответы).

Педагог: Отгадайте загадки. На интерактивной доске по очереди появляется строительная техника.

Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом,
Где пройдёт там станет гладко,
Будет ровная площадка.

Дети: Бульдозер.

Педагог:

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот,
Если крот откроет рот.
Тонна в рот земли войдёт.

Дети: Экскаватор.

Педагог:

Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый захвачу.
Где прикажут, положу —
Человеку я служу.

Дети: Подъемный кран.

  1. Создание учебно-проблемной ситуации

Педагог: Ребята, у нас гость. Встречайте!

(На интерактивной доске появляется Строитель).

Строитель: Здравствуйте, ребята, у нас беда!

Дети: Какая?

Строитель: Я работаю на стройке. Моя профессия — строитель-каменщик. Я очень люблю свою работу и с большим удовольствием строю дома для наших жителей. А этой ночью, пока мы спали, местный злодей Злюка уничтожил все подъемные краны, а сможем ли мы без них строить многоэтажные дома??

Дети: Нет!

Педагог: Ну, что, дети, сможем мы чем-то помочь Строителю?

Дети: Давайте построим для них подъемные краны!

Педагог: А из чего будем строить?

Дети: Из деталей конструктора «Полесье» и из частей головоломки «Танграм».

Педагог: Уважаемый Строитель, вы согласны?

Строитель: Конечно! А я вам образец и чертежи подготовил, только начинайте строить быстрее! Вы нам очень поможете!

Педагог: Давайте посмотрим на экран. Выделите основные части подъемного крана (опоры, башни, кабины машиниста и балочной стрелы).

(Дети рассматривают башенный кран, повторяют за педагогом название частей крана).

Педагог: А почему у подъемного крана такая высокая башня?

Дети: Для того, чтобы строить высокие дома и поднимать груз на большую высоту.

Педагог: Вот образцы и чертежи, давайте обсудим, что нам предстоит сделать?

Дети: Мы должны построить кран по образцу и чертежу, которые разработал для нас Строитель

Педагог: Да. Но вы можете построить подъемный кран и по собственному замыслу, при этом в конструкции вы должны отобразить основные функциональные части крана. Давайте разделимся на строительные бригады:

  • Строители 1 и 2 строят краны по образцам из деталей конструктора «Полесье».
  • Строители 3 строят краны по чертежам и образцам из частей головоломки «Танграм».

Ребята, попробуйте самостоятельно изучить модель крана по образцу и чертежу.

Дети: Строить нужно снизу вверх.

Педагог: Какие детали вы будете использовать для построения опоры (ходовой тележки)?

1 строитель: Я буду использовать готовые детали — «кирпичик на колесиках» «Полесье».

2 строитель: Я буду использовать кирпич размером 2х6 «Полесье».

3 строитель: Я буду использовать квадраты головоломки «Танграм».

Педагог: Какие детали необходимо взять, чтобы построить башню крана?

Строитель 1 и 2: Кубики размером 2х2.

Строитель 3: Квадраты головоломки «Танграм».

Педагог: Кабина машиниста?

Строитель 1 и 2: Для строительства кабины машиниста нужно взять кирпичи размером 2х4 и 2х6.

Строитель 3: Квадраты головоломки «Танграм».

Педагог: Как построить балочную стрелу?

Строитель 1 и 2: Для строительства балочной стрелы нужно взять кирпичики размером 2х4 и 2х6.

Строитель 3: Ромбы головоломки «Танграм».

Педагог: Как построить крюковую подвеску?

Дети: Для строительства крюковой подвески нужно взять 2 кубика размером 2х2, второй кубик ставится со смещением в один штырек.

Педагог: А теперь предлагаю поиграть.

(Дети стоят на ковре, выполняют движения по игре).

«Хороводная игра»

Тук да тук — раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Потянули и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда. (разводим ладони рук в стороны)

Педагог: А теперь все по местам, приступаем к конструированию. Поможем нашему Строителю?

Дети: Да!!!

(Все строительные бригады строят подъемные краны по образцу и чертежу, изготовленному педагогом. Педагог оказывает помощь в конструировании данной строительной машины).

  1. Самостоятельное применение нового знания

Педагог: Строительные бригады, прошу подойти ко мне. У нас физкультминутка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы в ладоши дружно хлопнем — 1-2-3
И ногами все притопнем — 1-2-3
Повороты посчитай,
1-2-3, не отставай.
А сейчас мы с тобой
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
Вот наклоны влево-вправо,
Это легкая забава.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте.
1-2, 1-2 — вот и кончилась игра.

  1. Рефлексия

Педагог: Ребята, давайте посмотрим и оценим вашу работу. Давайте каждая строительная бригада представит свою работу.

(Проходит коллективная оценка работы бригад всеми участниками занятия по вопросам: есть ли ошибки в постройке, нравится постройка подъемного крана).

Педагог (обращается к виртуальному Строителю): Уважаемый Строитель, примите работу наших бригад! Нравятся ли Вам наши постройки?

Строитель: Да, очень! Благодарю вас от имени всех жителей нашего городка, теперь мы сможем продолжить строительство домов. Примите от меня титулы Строителя! До свидания!

(Дети прощаются).

Педагог: Ребята, скажите, что мы с вами сегодня делали?

Дети: Мы строили подъемные краны.

Педагог: А зачем мы это делали?

Дети: Мы помогали Строителю, потому что Злюка уничтожил все краны в городе, и жители не могли строить дома.

Педагог: Важно ли то, что вы сегодня узнали?

Дети: Да, мы научились конструировать строительную машину, познакомились с основными частями подъемного крана.

Педагог: Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему? Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?

(Дети дают ответы).

Педагог: Ребята, прежде чем расстаться, я предлагаю вам взять смайлики соответствующих цветов и оценить наше с вами занятие. Выберите смайлик определенного цвета и положите его в коробку. Внимание, условие! Если вам было все понятно и легко, то возьмите зеленый смайлик. Если были затруднения в строительстве, то возьмите желтый смайлик. А если было трудно и непонятно, то возьмите красный смайлик.

(Дети формулируют самооценку конечного результата).

Педагог: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, получите титулы Строителя. Наше занятие закончилось. До свидания, до новых встреч!

(Дети прощаются).

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!