Методическая копилка: «У Лукоморья дуб зеленый»

29.02.2024

Методическая копилка: «У Лукоморья дуб зеленый»

Предлагаем вашему вниманию лего-путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Методический материал подготовила и прислала Курганская Татьяна Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14» муниципального образования Кандалакшский район, г.п. Зеленоборский.

Цель: Формирование активного познавательного интереса, творческих способностей воспитанников.

Задачи:

  • Обогащать представления воспитанников о творчестве А.С. Пушкина;
  • Развивать у дошкольников умения и навыки легоконструирования, логическое мышление, умение работать в команде;
  • Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, чтению литературы.

Предварительная работа: Чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказкам, создание объемных моделей героев сказок А. С. Пушкина

Материал: Конструктор Лего, карточки с примерами в форме орешков, лист с лего-рыбками, цветные карандаши, ларец с лего-предметами (лего-богатырь со щитом, яблоко на тарелке, невод, цепь, кот, рыбка, белка, лебедь), таблица «Шифр для ларца» и набор деталей (2 зеленых кирпича 2 на 3, 2 серых кубика с дополнительным креплением, 2 оранжевых кирпича 1 на 4), таблица для расшифровки и зашифрованное слово.

Для выполнения последнего задания «У Лукоморья дуб зеленый» с использованием карточки «Матрица 3Д» (дерево) для каждой команды необходимо приготовить набор лего-кирпичиков, которые команды получают за правильно выполненное задание.

Ход игры

Воспитатель собирает детей около себя.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по неведомым лего-дорожкам в удивительный мир сказок А.С. Пушкина в Лукоморье. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

(Ответы детей)

Ведущий: Посмотрите, кто встречает нас, да это же кот Ученый! Как вы думаете, почему кота называют Ученым? (Кот умеет говорить, идет направо песнь заводит, налево сказку говорит). Что-то Кот Ученый грустный. Что случилось, котик?

Кот Ученый: Здравствуйте, дети. Добро пожаловать в сказочное лего-Лукоморье. Только вот беда у нас приключилась, дуб наш волшебный спрятал Черномор, негде мне теперь ходить, чтобы сказки говорить.

Ведущий: Дети, как мы можем помочь Ученому Коту?

(Ответы детей).

Ведущий: Котик, давай мы построим для тебя необычный дуб, дуб из лего-конструктора?

Кот Ученый: Здорово, я буду очень рад!

Ведущий: Ребята, чтобы помочь Ученому Коту построить лего-дуб, нам нужно собрать лего-кирпичики, которые Черномор спрятал в сказках А. С. Пушкина, а для этого необходимо выполнить задание героев сказок. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать лего- кирпичики и тогда в конце нашего путешествия сможем построить из них лего-дуб для Ученого Кота. Вы готовы отправиться в путешествие?

Ведущий: В какую сказку мы сейчас отправимся, узнаем, когда послушаем подсказку  Кота.

Кот Ученый: Дети, скажите, в какой сказе было такое чудо:

Ель в лесу, под елью белка.
Белка песенки поет да орешки все грызет
А орешки не просты все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.

Кот Ученый: Правильно, чудо белка жила в «Сказке о царе Салтане».

Задание 1. «Белка и орешки»

Ведущий: Наша лего-белка тоже грызет орешки не простые, а с секретом. Ваша задача добежать до стола, раскрыть орешек (футляр от киндер-сюрприза, в котором находится лего-кирпичик с примером), решить пример: скорлупки сложить в одно ведро, ядрышки в другое.

(Дети решают примеры, за каждый решеный пример получают кирпичик).

Кот Ученый: Какие вы молодцы, как хорошо умеете считать. Белочка в награду вам подарила ларец и приготовила новое задание — попробуйте открыть волшебный ларец.

Задание 2. «Шифр для ларца»

Ведущий: Дети, ларец мы сможем открыть, когда разгадаем шифр.

(Дети получают таблицу и детали, которые необходимо разложить в ячейки таблицы, Приложение 1).

Ведущий: Назовите детали, которые расположены в строчках таблицы.

(Зеленый кирпичик 2 на 3, серый кубик с дополнительным креплением, оранжевый кирпичик 1 на 4).

Ведущий: Для того чтобы разгадать шифр, необходимо в пустые ячейки таблицы расположить детали так, чтобы они повторялись в каждой строке и столбце только один раз.

(Дети выполняют задание).

Ведущий: Кот Ученый, проверь, пожалуйста, правильно ли мы разгадали шифр.

Кот Ученый: Да, какие вы молодцы, вы правильно разгадали шифр, и теперь мы можем открыть волшебный ларец.

Задание 3. «Назовите сказку»

Ведущий: Открыли ларец, а в нем предметы.

Как они туда попали?
И кому принадлежали?
Я их буду доставать,
Ну, а вы – их называть!
Правильно сказку называем и кирпичик получаем.

(Из ларца ведущий достает лего-предметы, дети называют сказку:

  • Лего-богатырь с щитом («Сказка о царе Салтане);
  • Яблоко на тарелке («Сказка о мертвой царевне»);
  • Кот («Руслан и Людмила»);
  • Невод («Сказка о золотой рыбке»);
  • Петушок («Сказка о золотом петушке»);
  • Белка («Сказка о царе Салтане);
  • Цепь («Руслан и Людмила»);
  • Лебедь («Сказка о царе Салтане);
  • Рыбка («Сказка о золотой рыбке»).

Кот Ученый: Молодцы, ребята, все сказки назвали правильно! Золотая рыбка приглашает вас в свою сказку, где ждет вас новое испытание.

Ведущий:

Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит,
Но жадность, ребята, к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.

Задание 4. «Сосчитай рыбок»

Ведущий: Закинул старик в море свой невод и пришел невод не с тиной морской и не с травой, а с необычной рыбой — это лего-рыба. Давайте поможем старику сосчитать, сколько же рыбок попало в невод. Посмотрите и скажите лего-рыбки какого цвета поймал старик?

(Красного, зеленого, желтого, оранжевого, голубого).

Ведущий: Для того чтобы сосчитать лего-рыбок, необходимо сосчитать все кирпичики — рыбки одного цвета и их количество вписать в квадратик соответствующего цвета (количество красных «рыбок» в красный квадрат, зеленых — в зеленый и т.д.).

(Приложение 2. Дети выполняют задание).

Ведущий: Давайте проверим, сколько красных лего-рыбок поймал старик? Зеленых? Голубых? Желтых? Оранжевых?

Кот Ученый: Молодцы, вы справились и с этим заданием, и золотая рыбка дает вам еще по одному кирпичику.

Задание 5. «Узнай имя героя»

Кот Ученый: Следующую сказку вы узнаете, когда расшифруете имя героя сказки. Для этого у вас есть таблица, в которой каждая лего-деталь обозначает букву. Соотнесите детали с буквами и вы узнаете имя героя сказки.

(Приложение 3. Дети выполняют задание).

Ведущий: Какое имя у вас получилось? (Соколко) Кто знает, в какой сказке жил Соколко?

(Соколко так звали собаку семи богатырей в «Сказке о мертвой царевне». Верный пес пытался спасти царевну, не дать ей откусить отравленное яблоко, которое принесла злая мачеха).

Кот Ученый: Молодцы, и вы получаете еще по одному кирпичику.

Задание 6. «У Лукоморья дуб зеленый»

Ведущий: Дети, у нас теперь с вами есть много лего-кирпичиков, но не все они пригодятся для конструирования лего-дуба. Перед вами таблица, внимательно рассмотрите ее: в первом столбце указана форма деталей, во втором — их цвет, в третьем количество (сколько деталей необходимо для постройки). По моей команде отберите только те детали, которые будут использоваться при постройке модели. Все лишние детали необходимо убирать. По окончании выполнения задания поднимите флажок.

(Дети выполняют задание).

Ведущий: Молодцы, с первым этапом задания вы справились, теперь переверните карточку с моделью в 3Д формате. Из кубиков, которые вы отобрали на первом этапе, постройте модель. По завершении выполнения задания поднимите флажок.

(Дети выполняют задание).

Кот Ученый: Какой замечательный лего-дуб получился у вас, и цепь золотая есть на нем. Теперь я снова смогу и днем, и ночью по цепи ходить кругом. Пойду направо — песню заведу, налево — сказку буду говорить. Спасибо большое, ребята!

Приложения

 

Приложение 1. «Шифр для ларца»

Приложение 2. «Сосчитайте всех рыбок» 

Приложение 3. «Узнай имя героя»

Таблица для расшифровки

Приложение 4. Карточка «Матрица 3Д»

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!