Методическая копилка: возможности бумаги

13.03.2024

Методическая копилка: возможности бумаги

Представляем вашему вниманию сообщение «Конструирование и элементы ручного труда» с последующим мастер-классом «Такая разная бумага». Методический материал разработала и прислала Бурмасова Евгения  Валерьевна, воспитатель МАОУ «Гимназия №1», г. Соликамск.

Конструирование и ручной труд так же, как игра и рисование — особые формы детской деятельности. Конструирование несет важный вклад в психическое развитие ребенка. Ребенок овладевает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость.

Ребенок учится творить своими руками. Бумага — один из наиболее приемлемых материалов для занятий с детьми, прекрасное средство для формирования у них интереса к творческой деятельности.

Начиная со второй младшей группы можно выделить следующие задачи по конструированию:

  • Способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов;
  • Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.

Работа осуществляется по двум направлениям:

  • Создание условий для самостоятельных практических действий детей;
  • Проведение специально организованного обучения.

Во второй младшей группе мы учим детей работать с бумагой: отрывать или отрезать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств, делать различные аппликации (простые и объемные), коллажи.

В средней группе выделены следующие задачи:

  • Формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
  • В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и элементов сотрудничества со сверстниками;
  • Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек (работа по рисунку).

На специально организованных занятиях в средней группе детям предлагается сделать следующие поделки из бумаги.

  • Игрушки из полосок бумаги;
  • Игрушки из сложенной в разных направлениях бумаги; учим сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (например, пригласительный билет, альбом);
  • Летающие игрушки;
  • Плавающие игрушки;
  • Игрушки забавы;
  • Игрушки, изготовленные по способу оригами;
  • Открытки, пригласительные билеты.

Обязательно на занятиях нужно знакомить детей с различными свойствами бумаги. В результате такого знакомства ребенок получает опыт, который затем помогает ему придумывать интересные поделки и многофункционально использовать один и то же материал.

Если в младшей и средней группах предлагается специально организованное обучение и совместное конструирование взрослого и ребенка по конструированию, то в старшем дошкольном возрасте работа ведется по конструированию в самостоятельной и совместной деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей возрастает интерес к конструированию, деятельность становится содержательной. Ребенок стремится овладеть способами конструирования, экспериментирует, запоминает. В этой группе у детей начинают воспитывать умение конструировать по рисункам, чертежам, выкройкам. В процессе коллективной работы, дети начинают планировать свою деятельность, договариваясь о том, кто какую часть работы будет выполнять. Основным в работе с дошкольниками, становятся словесные методы (беседа, описание, напоминание). Воспитатель помогает советами, вопросами, подсказывает отдельные приемы конструирования. В старшей группе обязательны занятия по конструированию с бумагой по замыслу. Помимо этого, дети занимаются самостоятельной конструктивной деятельностью, которая не планируется, но контролируется и анализируется.

В подготовительной к школе группе ребенок становится более наблюдательным, любознательным, у него повышается работоспособность, потребность узнавать что-то новое, чему-то учиться. Движения становятся более координированными. По сравнению со старшей группой возрастает роль коллективной деятельности. На данном возрастном этапе шире, чем в предыдущей группе, используются чертежи, схемы, выкройки. Они учатся читать схемы, чертежи, выкройки самостоятельно. Создание конструкций из бумаги по чертежам, схемам и выкройкам способствует закреплению у дошкольников умения соотносить чертежи с реальным представлением. В подготовительной к школе группе дети пользуются при работе разными видами техники, они соединяют два вида деятельности — это аппликация и конструирование — оригинальные поделки для подарков или игр, для общего панно или картины.

Я предлагаю отправиться в путешествие, где мы узнаем о происхождении бумаги и будем с ней экспериментировать: рвать, мять, резать. 

С бумагой вы встречаетесь каждый день. Тетради, учебники, блокноты, альбомы, газеты и журналы, обои и упаковка — целое бумажное море окружает нас. Сейчас невозможно представить мир без бумаги. А ведь бумагу изобрели всего 2000 лет назад в Китае. Китайцы не любили делиться своими секретами, и в Европе бумагу научились делать лишь в Средние века.

Бумагу сначала делали вручную из массы, которую варили из старого тряпья. Такая бумага, конечно, стоила очень дорого. Процесс постепенно совершенствовался, и бумага стала доступна многим. Со временем бумагу научились окрашивать, появились специальные сорта бумаги.

С давних времен разные народы использовали бумагу для свободного творчества: ее складывали, вырезали ножницами разные фигурки, орнаменты, украшали жилище. Искусство работы с бумагой было особенно развито на Востоке — в Китае и Японии.

Бумага — волшебный материал в руках мастера, несколько легких движений — и полетела птица, расцвел цветок, затрубил ангел, построен город. Даже сотни таких книг не хватит, чтобы описать все, что можно сделать из бумаги.

Мастер-класс «Такая разная бумага»

Существует множество сортов бумаги: от рыхлой газетной до специальной бумаги для художников и дизайнеров. И из любой бумаги можно что-то сделать. Но при этом надо знать ее свойства или исследовать их на практике. Одна бумага хорошо мнется и складывается, у другой получается красивый кранный край, третья отлично режется ножницами.

Калька — это полупрозрачная, жесткая бумага. В основном ей пользуются для перевода выкроек. Но кроме того (и об этом знают немногие), она прекрасно мнется и скручивается. Кальку можно использовать для ажурных витражей. Если у вас нет цветной кальки, можно покрасить обычную кальку цветными карандашами.  

Цветной картон — это очень плотная бумага. Картон хорошо подходит для фона, рамочек, открыток и пр. У картона получается очень выразительный рваный край, а вот сгибается он плохо. Прежде чем сгибать картон, надо провести по линии сгиба концом ножниц.

Цветная бумага для ксерокса бывает самых разных цветов и оттенков. Она прекрасно складывается, мнется, рвется и режется — то есть годится практически для всех работ. Кроме того, у этой бумаги есть неоценимое преимущество: она двухсторонняя, то есть цветная с обеих сторон.

Рифленый картон (цветной и обычный, упаковочный) хорошо добавлять в коллажи и композиции небольшими элементами.

Оберточную бумагу светло-коричневого цвета обычно используют для упаковки различных простых товаров. Но и она может пригодиться для творческой работы. Особенно хорошо получаются из такой бумаги бумажные скульптуры.

Обои — это тоже бумага, которая может вам пригодится. Обои прекрасно рвутся на кусочки нужной формы и режутся ножницами.

Существует разная техника работы с бумагой:

1. Скрутите…

Давайте поиграем с листом бумаги, в ваших руках он может ожить, превратиться в подзорную трубу, цилиндр, цветок, нос и многое другое. Приготовьте лист бумаги, и…

Возьмите лист бумаги за кончик и потрясите им. Он шумит, как будто жестяной. А если вы будете шуметь не один, а с друзьями, получится очень громко.

Сверните лист бумаги в цилиндр и скрепите края скрепками. Такой цилиндр можно надеть на голову маленькому человечку. А если взять большой лист бумаги, то также можно сделать шляпу-цилиндр и для вас.

А теперь разверните лист бумаги и сверните его, заворачивая край листа вовнутрь. Что получилось? Подзорная труба. Посмотрите в подзорную трубу (смотрите в нее одним глазом, а другой глаз зажмурьте). Все предметы выглядят совершенно иначе!

Посмотрите: из бумажного листа можно скрутить и узкую трубку, и широкий цилиндр, высокий и низкий.

Этим способом можно сделать различные поделки.

2. Сверните

Из листа можно скрутить не только трубку (то есть цилиндр), но и кулечек. Такую фигуру с заостренным концом называют конусом.

Для того чтобы скрутить конус, подверните угол листа вовнутрь, закрутив вокруг него другой край листа. Получится широкий и не очень красивый кулек. Бумажный конус легко превращается в нос…, рожки…, кулек для сладкого подарка…, мороженое…

Чтобы он стал лучше, закрутите его плотнее, но следите, чтобы угол оставался острым. А из нескольких разноцветных конусов можно собрать цветок. Попробуйте придумать сами, что еще можно сделать из конуса?

3. Скатайте

Разверните конус. И снова у вас в руках лист бумаги. Что еще мы с ним сделаем? Скатаем в тонкую плотную трубочку.

Подверните уголок бумаги и, плотно прижимая к столу, начинайте скатывать его в очень тонкую трубочку, продвигаясь к противоположному углу. Придерживая уголок, внимательно рассмотрите эту трубочку. В ней таятся неисчерпаемые возможности. И попробуйте придумать, что из нее можно сделать?

Если подклеить уголок, получится прочная палочка. К палочке можно приклеить разноцветные полоски бумаги и бегать так, чтобы они развевались по ветру.

А из множества трубочек можно построить дом.

4. Сложите

Разверните трубочку (или возьмите другой лист бумаги) и продолжим наши исследования. Бумагу можно не только скручивать, но и складывать: пополам, в несколько раз и прочее. Так можно сделать замечательные гармошки.

Загните орт края листа гармошку. Сгиб сильно прогладьте пальцем так, чтобы он стал острым.

Переверните лист и по ширине полосы, загните еще одну полоску наверх.

Снова переверните лист и загните еще одну складку. И так далее, до конца листа, каждый раз проглаживая сгиб пальцем.

Если сложить гармошку пополам и склеить края, получится красивый цветок.

Из двух гармошек можно сделать не менее красивую бабочку и многое другое.

5. Сомните…

Разверните гармошку или возьмите еще один лист бумаги. Сейчас мы сомнем лист и посмотрим, что из этого получится.

Сомните лист так, чтобы он спрятался в ладошках. Получился замечательный бумажный шарик, который можно бросать.

Осторожно, чтобы не порвать, разверните шарик и посмотрите, на что стала похожа бумага. На кору дерева, на морщинистую шкуру слона, на горы?

Разгладьте бумагу и снова сомните ее. Потом снова разгладьте и снова сомните, до тех пор, пока бумага не станет мягкой, как тряпочка. Если потрясти такой лист, он уже не будет греметь, а только тихо шуршать.

Из мятой бумаги можно сделать замечательных зверушек, человечков – любые фигурки, какие захочется. Мятая бумага очень пластична, из нее можно лепить, как из пластилина или глины. Чтобы бумага стала пластичной, лист нужно сильно смять и разгладить несколько раз. Нужно даже потереть ее в руках, будто вы ее стираете, и когда бумага станет похожа на мятую тряпочку, можно считать, что она готова к работе. Особенно красивые фигурки получаются из тонкой упаковочной бумаги и цветной бумаги для ксерокса. Это замечательный тренинг для детских пальчиков.

6. Оригами и каригами

Это сложный вид деятельности. Он предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, так как ошибку почти невозможно исправить. Обычно взрослые несколько раз показывают и объясняют «шаг за шагом» всю последовательность создания фигурки (конструкции), а дети механически повторяют и часто уже через два-три дня ничего не могут вспомнить и сделать без подсказок (этими способами можно сделать очень красивые, интересные, забавные поделки). Я предлагаю сделать способом оригами игрушку-забаву «Лягушонка» по схеме (см. схему «Лягушка»).

7. Разрывание

Или рваная бумага, замечательный материал для творчества. Рваный край делает простой контур особенно выразительным. Работать вы будете только пальчиками. Пальчики — главный инструмент. Даже просто рвать бумагу надо уметь.

Во всякой работе есть свои секреты. Пальчики могут отрывать и отщипывать бумагу по контуру, скатывать шарики, скручивать веревочки, скатывать гармошки.

Я предлагаю этим способом сделать красивую салфетку на стол.

8. Вырезаем из бумаги

Удивительное, увлекательное занятие. Оно похоже на волшебство. Для этого нужны ножницы, которые мы так долго откладывали. Вырезанные из тонкой цветной бумаги фигурки можно приклеить, намазав кусочками мыла на оконное стекло. Свет просвечивает сквозь бумагу и кажется, что на окне настоящий витраж. Фигурки, вырезанные из более плотной бумаги, можно подвесить на ниточках — они будут покачиваться и поворачиваться от малейшего движения воздуха.

Все виды техники мы с вами используем в работе, делая украшения для группы — это коллажи, поделки для игры, подарки, открытки, украшения для группы и коридора. Вот и закончилось наше путешествие в страну бумаги.

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!