Межпредметные связи образовательной робототехники с предметами школьной программы (информатика, физика)

15.04.2015

Межпредметные связи образовательной робототехники с предметами школьной программы (информатика, физика)

Ниязов Эрик Мидхатович

Студент филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет" в г. Таре

Современные технологии получили большое распространение в нашей жизни и решают множество задач, позволяют значительно расширить возможности каждого человека, причем использовать даже те из них, которые ранее по тем или иным причинам были или недоступны или вовсе немыслимы.

Один из ярких примеров развития современных технологий - это развитие робототехники. Получив активное развитие в промышленности, робототехника аккуратно перекочевала в образование. Появляются различные кружки, факультативы и элективные курсы, связанные с обучением робототехнике. Одним из примеров признания робототехники как элемента образования стало то, что в 2014 году на "Днях робототехники в городе Сочи" министром образования Д.В.Ливановым было предложено сделать робототехнику частью учебной программы и ввести в программу школьного предмета "технология".

Д.В.Ливанов отметил: "Мы считаем сейчас крайне важным обобщить тот опыт, который накоплен в регионах. Сейчас наша задача сделать так, чтоб максимально обобщив этот опыт, сделать его доступным для других регионов, для каждой российской школы. Возможности для этого есть..."[2]

Но, на наш взгляд, нельзя считать образовательную робототехнику только частью предмета "технология". Стоит учитывать, что помимо непосредственного конструирования, в робототехнику входит много того, что связывает ее с такими предметами школьной программы, как "информатика" и "физика".

Неограниченные возможности дает образовательная робототехника в таком предмете, как "информатика". Робототехника при своем функционировании использует различные данные, начиная от аналоговых сигналов, поступающих от препятствий и считываемых различными датчиками (ультразвуковыми, инфракрасными, оптическими, звуковыми, температурными и др.), и заканчивая восприятием роботом сигналов, полученных от различных устройств по беспроводной связи. Используя датчики конструктора MindstormsEV3 фирмы LEGO, можно обучить учащихся основам протекания информационных процессов.

Робототехнические конструкторы дают возможность учащимся манипулировать не только виртуальными, но и реальными объектами. Это имеет немаловажное значение для успешного освоения учебного материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия.Обработка информации с помощью датчиков и настройка самих датчиков дают школьникам представление о различных вариантах понимания и восприятия мира живыми системами.

Помимо видов информации, образовательную робототехнику можно и нужно применять при изучении основ программирования.

Программируемый блок конструктора LegoMindstormsEV3 позволяет создавать линейные программы без использования компьютера, что позволяет учащимся осознать практическую значимость создаваемой последовательности команд. В этом случае робот становится универсальным исполнителем. Среда программирования роботов Lego Mindstrorm EV3 основывается на известной среде визуального программирования - LabVIEW и способна стать первой ступенью в дальнейшем изучении популярных языков программирования таких, как С#, VisualBasic, имеющих практическую значимость для будущей профессиональной деятельности[1].

Конструкторский набор позволит сделать более наглядным изучение моделирования. Набор дает возможность обучающимся лучше понять принципы работы устройств, создавая собственноручно уменьшенные и полностью функционирующие модели.

Помимо предмета "информатика", использование робототехники актуально и в других предметах, где робототехнические наборы становятся дополнительным наглядным и лабораторным материалом.

В физике роботы применимы при изучении тем, связанных с движением тел. При наличии программы и звукового датчика можно определять диапазон звуковых волн. Помимо этого, конструкторский набор позволяет создавать достаточно широкий набор физических моделей.

Можно сделать вывод, что использование образовательной робототехники позволит расширить методику преподавания некоторых предметов школе. Использование элементов робототехники при обучении будет способствовать повышению уровня мотивации учащихся к предмету, более легкому пониманию принципов действия алгоритмических конструкций, позволит организовать творческую и исследовательскую работу обучающихся, создаст условия для применения знаний, умений и внешних ресурсов.

Библиографический список

  1. Изучение элементов робототехники в базовом курсе информатики URL
  2. Ливанов: в российских школах начнут преподавать робототехнику URL

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!