О Лего для педагогов: семинар-практикум

12.03.2024

О Лего для педагогов: семинар-практикум

Предлагаем вашему вниманию семинар-практикум для педагогов «Лего – конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей ребенка в образовательном процессе ДОУ». Методический материал разработала и прислала Бурмасова Евгения  Валерьевна, воспитатель МАОУ «Гимназия №1», г. Соликамск.

Построение семинара – практикума:

  • 1 этап — теоретическая часть
  • 2 этап — проведение практического занятия с педагогами, создание творческих групп, конструирование первых механизмов «Вертушки», «Конструирование волчка с пусковым механизмом» и др.

Цель: ознакомление и обучение педагогов теоретическим и практическим аспектам применения конструкторов нового поколения в развитии конструкторских и творческих способностей личности ребенка. Провести практическое занятия с педагогами.

Задачи:

  • Сформировать общие теоретические представления о конструкторах нового поколения и их использование в дошкольных организациях, в работе с детьми 6-7лет;
  • Сформировать навыки представления о конструировании роботов, использования конструкторов нового поколения в совместной деятельности педагога и детей;
  • Познакомить с основными приемами обучения в области образовательной робототехники;
  • Приобщить педагогов к лего-конструированию и обучить способам конструирования;
  • Овладеть практическими навыками применения робототехники и различными вариантами конструирования.

Оборудование: конструктор LEGO Education, памятки.

Ход семинара-практикума (теоретическая часть)

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать. Сегодня наш семинар-практикум посвящен теме: «Лего – конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей ребенка в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО».

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии.

На базе нашего ДОУ организована работа клуба «Робототехника» — это первый шаг к приобщению дошкольников к техническому творчеству. Работа клуба является дополнительным образованием, но занятия могут проводиться, как основная образовательная деятельность. Например, конструирование — это деятельность, которая занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей. Ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Роль педагога состоит в соблюдении всех требований ФГОС, чтобы грамотно организовать (график работы, списки детей и т.д.) и умело оборудовать среду (техника безопасности, выставки, конкурсы, досуговая деятельность).

Цель обучения: развитие технического творчества и формирование элементарной научно-технической профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста, средствами робототехники.

Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются.

Задачи:

  • Развивать у детей конструктивную деятельность к робототехнике.
  • Формировать элементарные навыки соединения деталей в единую конструкцию, познакомить с основными принципами конструирования.
  • Познакомить детей с понятиями: измерениями скорости, равновесия механического движения, конструкция, сила, энергия.
  • Поддерживать особое творческое настроение ребёнка, пробудить в детях потребность в творческой самостоятельности, прививать вкус к поискам и воплощениям собственных замыслов конструирования.

Основными формами деятельности станут:

  • Образовательная
  • Индивидуальная
  • Самостоятельная
  • Проектная
  • Досуговая

Особые условия: Соблюдение техники безопасности при пользовании оборудованием.

Дополнительные задания на дом: Совместно с родителями выполнить заданную заготовку к занятиям.

Субъект исследования: участники образовательных отношений.

В качестве результатов по робототехнике можно предложить: выставки, конкурсы, проекты, презентации о проделанной работе и другие материалы

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности, нам удастся выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность со школой, работающую на важную для современного общества задачу — воспитание будущих инженерных кадров России.

Применение «Лего» способствует:

  • Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
  • Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

В Lego-конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

Основные приёмы обучения робототехнике

Компания LEGO создала и выпустила много разных серий конструктора для познавательного досуга детей. Мы работаем с обучающей серией LEGO Education, которая предназначена не только для развлечения, но и для развития познавательных способностей детей. В этой серии содержатся три комплекта разных конструкторов. Освоение навыков робототехники дошкольников происходит в три этапа:

Включает 3 раздела обучения:

  • 1 этап «Первые механизмы»
  • 2 этап «Первые конструкции»
  • 3 этап «Сложный - конструктор»

1 этап: Всего 8 тем для обучения

Установление взаимосвязей

Каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои которой, Дима и Катя, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ её решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо привести пример из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.

Конструирование по образцу.

На этом этапе собственно деятельность — дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «Обучение через действие» дети получают подсказки о том, как провести испытание модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

Рефлексия (Для чего же это мы сделали? Экспериментирование)

Дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе исследования они получают «пищу для ума» — учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомиться с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований.

Хорошая идея повторять опыты несколько раз, поскольку их результат может различаться. На этом этапе можно начать оценивать успехи каждого ребенка.

Творчество (Выражается в самостоятельной деятельности детей.)

Творческая активность детей рождает идеи продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели, усовершенствовать их, а так же придумывать игры с ними.

2 этап: Всего 5 тем для обучения

Изучить научные понятия: Прочность, гибкость, устойчивость

  • Баланс конструкции (смотрим, как балансирует, и проверяем устойчивость)
  • Строим конструкции (строим так, чтобы конструкция не ломалась и была прочной)
  • Устойчивость (тросы, подпорки — это понятия)
  • Передача движения внутри конструкции (как сделать её подвижною и устойчивую)
  • Оптимальная форма конструкции (арки, небоскрёбы и треугольные конструкции)

3 этап: Всего 4 темы для обучения (индивидуальная работа)

  • 1 книга — Инструктаж по одному виду передач (после этого дети будут знать: как ускорить и какие колёса ставить вперёд)
  • 2 книга — Колёса и оси
  • 3 книга — Рычаги
  • 4 книга — Ремённая передача

Использование робототехники в общеобразовательном процессе ДОУ

Мероприятия в ДОУ:

  • Встречи с учащимися начальных классов
  • Фотовыставки поделок по робототехнике
  • Развлечения, конкурсы
  • Ярмарки поделок (совместно с родителями)
  • Викторины по робототехнике
  • Рассматривание журналов по робототехнике
  • Презентации о проделанной работе
  • Создание в группе уголка для домашних заданий

Ожидаемый результат

  • Увеличение количества детей, проявление интереса к конструированию и робототехнике.
  • Конструирование первых механизмов по предложенным схемам

В заключении семинара-практикума у педагогов сформировались навыки представления о конструировании роботов, использования конструкторов нового поколения в совместной деятельности педагога, детей и родителей.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!