12.01.2015
Золотарева Елена Валентиновна
Пяткова Елена Геннадьевна
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 12 г. Челябинска
Лего – самая популярная настольная игра на планете. У слова «Лего», в переводе с латыни, два значения: «я учусь» и «я складываю».
Почему мы стали внедрять Лего в образовательный процесс коррекционной школы?
Введение ФГОС предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является Лего-технологии. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде Лего, так как данные конструкторы позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Еще одним из основных требований ФГОС – интегрированные связи между образовательными областями. Эту связь можно осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс Лего-технологий.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает основание утверждать, что у данной категории детей отмечается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, неумение рассуждать, делать выводы, умозаключения. У них снижен познавательный интерес, слабо развиты основные свойства мышления[31] - сравнение, обобщение, классификация. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, а также быстрая потеря информации. Основными чертами являются нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Все это побуждает нас искать различные формы работы, которые бы способствовали развитию познавательного интереса у детей, формированию исследовательского отношения к окружающему миру с целью дальнейшей успешной социализацией.
Ссентября2013годаМБСКОУ школа-интернат II вида №12сталацентромобразовательнойробототехники.Учителя-дефектологи участвуют вреализации инновационного проекта по теме«Системно-деятельностныйподходчерезобразовательнуюробототехникунаиндивидуальныхзанятияхпоразвитиюслухаиформированиюпроизношения».
Одним из важнейшихусловийреализациипроектаявляетсясозданиеразвивающейсреды,котораяпредставленавМБСКОУ кабинетом образовательнойробототехники.
Лего: Mindstorms NXT 2.0 |
Лего: ПервоРобот. Программное обеспечение ROBOLAB 2.5.4. |
Лего Wedo 9580 |
Технология и физика 9686 |
Лего education «Первые конструкции» 9660 |
Лего education 9335, |
Лего education 9348 |
Городская жизнь Лего. 9389 |
Большие строительные платы. Лего. 9286 |
Строительные кирпичики. Лего. 9384 |
Цель проекта: применение элементов образовательной робототехникина индивидуальных уроках, является развитие творческих способностей, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, развитие речи, дальнейшая успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помимо решения общих задач, применение элементов образовательной робототехники позволяет решать и коррекционные задачи:
Ожидаемый результат реализации проекта:
Методические приемы, используемые в работе:
Методические приемы определяются интеллектуальными и речевыми возможностями детей. Они направлены на развитие слухового восприятия и познавательной активности.
Формы заданий, используемые в работе:
Работа с элементами образовательной робототехники стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка.
Применение лего:
Применение образовательной робототехники не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет учителям с детьми составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью.
Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам.
Таким образом, образовательная робототехника – это вид моделирующей творчески продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной, созидательной игры.
Каждый ребенок уникален и рождается со способностями, которые можно и нужно развивать, приобщая учащихся к техносфере. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку с ОВЗ познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.
Включение элементов образовательной робототехники в коррекционные занятия учителей-дефектологов на примере занятий: «Речевой материал с уроков математики», «Звуки С — Ш».
Технологическая карта учебного занятия
Автор |
Золотарева Елена Валентиновна |
|
Класс |
Подготовительный |
|
Предмет |
Индивидуальное занятие по развитию слуха |
|
Тема |
Речевой материал с уроков математики |
|
Цель |
Развитие слухового восприятия устной речи |
|
Задачи
|
Личностные: - формировать мотивацию к обучению; метапредметные: предметные: |
|
Планируемые результаты |
Осмысленное восприятие на слух фраз (вопросов и поручений) |
|
Основные понятия и термины |
Квадрат, прямоугольник, маленький, большой, один, два, три, четыре, пять, мебель, стол, стул |
|
Источники информации |
Т.С.Зыкова, Е.П.Кузьмичева. Развитие речи / eчебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. -- М.: Просвещение, 2006. |
|
Средства обучения |
Лего-набор 9660 «Первые конструкции» |
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Приветствие. |
- Здравствуйте. Настрой на выполнение заданий. - Я буду слушать и говорить |
Развитие слухового восприятия |
Найди квадрат. |
- Вот квадрат |
Какого цвета квадрат? |
- Зеленый (желтый…) |
|
Сколько квадратов? Посчитай |
- Четыре |
|
Найди большой (маленький) прямоугольник |
- Вот прямоугольник |
|
Какого цвета маленький (большой) прямоугольник? |
- Красный (зеленый …) |
|
Возьми два квадрата |
Ученик выполняет поручение и делает отсчет. |
|
Возьми большой прямоугольник |
Ученик выполняет поручение и делает отчет. |
|
Положи прямоугольник на квадраты |
Ученик выполняет поручение |
|
Что получилось? Что это? |
- Это стол |
|
Что ты сделал? |
- Я собрал стол |
|
Посмотри, что у меня есть. |
- Это стул |
|
Построй такой же. |
Ученик выполняет поручение. |
|
Итог занятия. |
Что ты сейчас делал? |
- Я слушал и говорил |
Технологическая карта учебного занятия
Автор |
Пяткова Елена Геннадьевна |
|
Класс |
2 класс 2 отделение |
|
Предмет |
Индивидуальное занятие по формированию произношения |
|
Тема |
Звуки С - Ш |
|
Цель |
Дифференциация звуков С и Ш |
|
Задачи
|
Личностные: - формировать мотивацию к обучению; метапредметные: - регулятивные; - учить принимать и сохранять учебную задачу; - учить оценивать правильность выполнения действия; познавательные: - осуществлять синтез, как составление целого из частей; - обобщать; коммуникативные: - отвечать на вопросы; предметные: |
|
Планируемые результаты |
Умение дифференцировать в потоке речи свистящие и шипящие звуки. Правильное произнесение звуков Ш – С в самостоятельной речи. |
|
Основные понятия и термины |
Строитель, машинист, швея, сапожник, тракторист, шофер; строит, шьет, водит |
|
Источники информации |
Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева. Развитие речи / eчебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М.: Просвещение, 2006 |
|
Средства обучения |
Легоeducation 9348. Легоeducation 9335 |
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
Здравствуй, Ира. Что ты сейчас будешь делать? |
Здравствуйте. Я буду слушать и говорить |
Чтение слогов Чтение слов Чтение словосочетаний
|
Прочитай слоги. Прочитай слова, подбери к ним картинку. Составь словосочетания из предложенных слов: строитель шьет, строит, водит Кто? строит дом шьет одежду водит трактор шьет обувь водит машину водит поезд
Швея шьет …, а сапожник шьет … . Машинист водит …, а тракторист водит … . |
Ученица читает слоги: Шо-са аши-аси шве-сте Ши-си ише-исе ашпа-иста Ученица читает слова и соотносит их с картинкой. Тракторист, шофер, сапожник, машинист, швея, строитель. Ученица составляет словосочетания: строитель строит Строитель строит дом. Швея шьет одежду. Тракторист водит трактор. Сапожник шьет обувь. Шофер водит машину. Машинист водит поезд. Швея шьет одежду, а сапожник шьет обувь. Машинист водит поезд, а тракторист водит трактор |
Чтение предложений, переход к самостоятельной речи.
|
Закончи предложения. Швея, сапожник, строитель – это… . Трактор, машина, поезд – это … Посмотри, что у меня есть. Что делает? (ед. ч.) Что делают? (мн. ч.) Возьми машиниста. Собери машину. Собери поезд. Подумай. Что нужно? Кому?
Что делает строитель? Что строит строитель? Где тракторист? Что делает тракторист? Что водит тракторист? |
Швея, сапожник, строитель – это профессии. Трактор, машина, поезд – это транспорт.
Это строитель. шьет, строит. шьют, строят.
Я взял шофера. Я взял машиниста. Я собрал машину. Я собрал поезд.
Машина - шоферу.
Строитель строит. Строитель строит дом. Это тракторист. Тракторист водит. Тракторист водит трактор |
Итог занятия |
Что ты сейчас делала? |
Я читала слова, предложения, отвечала на вопросы, строила |
Применение видов работ с использованием элементов образовательной робототехники достаточно эффективно при проведении занятий по коррекции звукопроизношения и развитию слухового восприятия.
Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс
Фортыгина С.Н., ассистент кафедры ПП и ПМ ЧГПУ г. Челябинск
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс является одним из основных требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные информационно-коммуникационные технологии выступают содержательной основой для разработки рабочей программы, поскольку позволяют учителю не только планировать учебно-образовательный процесс, но и контролировать знания обучающихся.
Одним из таких наиболее перспективных направлений в области информационных технологий является робототехника, которое представляет собой одну из распространенных педагогических технологий, использующих трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения развития обучающихся [3].
На сегодняшний день в образовании применяют различные робототехнические комплексы, такие, как ЛЕГО System (9689), ЛЕГО Education. Технология и физика (9686), ЛЕГО Education. TETRIX (W739143), ЛЕГО Education. ПервоРобот WEDO (9580), ЛЕГО Technik. ПервоРобот NXT (9797), ЛЕГО Education. Экоград (9594) [2], которые позволяют охватить практически все возрастные группы обучающихся, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая обучающимися старшего школьного возраста.
Условно обучение робототехнике в рамках учебного процесса образовательного учреждения может быть разделено на три этапа: начальное звено (ЛЕГО Education. ПервоРобот WEDO), среднее звено (ЛЕГО Technik. ПервоРобот NXT) и старшее звено (ЛЕГО Education. TETRIX).
В начальном звене для обучения робототехнике преимущественно может быть использован конструктор линейки роботов Лего Education – ПервоРобот WeDo, который включает в себя стандартные детали робототехнического конструктора Лего, а так же набор специальных датчиков (датчик касания, датчик наклона, датчик освещения) и приводов, подключаемых к USB устройству для построения 12 разработанных моделей. Кроме того, вместе с набором конструктора поставляется программное обеспечение, которое содержит адаптированную среду программирования для младших школьников с подробным пошаговым описанием выполнения той или иной операции.
В среднем звене для обучения робототехнике используют конструктор Лего Technik, который обладает более широкими возможностями по сравнению с предыдущей версией конструктора. ЛЕГО Technik. ПервоРобот NXT состоит из 437 стандартных деталей робототехнического конструктора Лего (планки, оси, колеса, шестерни), сенсоров, моторов и отдельно программируемого блока NXT, используя данные элементы можно создавать и программировать наисложнейших роботов, решающих достаточно трудные задачи. Наличие микрокомпьютера NXT в сочетании с программируемой средой делает данный конструктор серьезным инструментом в построении роботов, поскольку позволяет подобрать необходимые детали практически под любую поставленную задачу либо объединить несколько конструкторов для решения более сложных задач. При этом следует отметить, что в микрокомпьютер NXT можно загружать программу, созданную при помощи настольного компьютера, а также можно обойтись и без помощи компьютера – используя меню NXTProgram (Программы NXT).
В старшем звене для обучения робототехнике может быть использован конструктор ЛЕГО EducationTETRIX, являющийся основным конструктором международных соревнований FIRST Tech Challenge. Базовый конструктор TETRIX содержит более 650 элементов (металлических деталей, сенсоров, сервоприводов и программируемого блока NXT). На основе конструктора TETRIX можно создать металлического робота с дистанционным управлением или, используя микрокомпьютер NXT и специальные датчики, создать автономного робота. Программирование роботов, собранных из данного конструктора, осуществляется на языке RobotC.
С педагогической точки зрения, конструкторы серии ЛЕГО Education имеют широкие возможности для развития физической, коммуникативной и мотивационной сферы деятельности. В процессе работы с конструктором серии ЛЕГО Education у обучающихся развивается мелкая моторика пальцев, логическое мышление, а также мотивация к исследовательской деятельности. Работая над проектом, школьники учатся не только устанавливать причинно-следственные связи, анализировать результаты своей работы, искать новые пути решения поставленной задачи, но и оценивать влияние различных факторов на итоговый результат [1].
Таким образом, конструкторы серии ЛЕГО Education положительным образом влияют на развитие физической, коммуникативной и мотивационной сферы деятельности обучающегося в процессе использования разработанных моделей роботом в образовательном процессе.
Библиографический список:
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!