Опыты и эксперименты в детском саду! Конспект для педагогов

19.02.2020

Опыты и эксперименты в детском саду! Конспект для педагогов

Как познакомить детей дошкольного возраста с физикой и химией, привить интерес к науке и научно-исследовательской деятельности. Конечно же, при помощи известного цифрового исследователя, маленького мальчика Наураша из страны Наурандия, который покажет зрелищные опыты и интересные эксперименты.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей 6-7 лет с использованием ИКТ технологии «Цифровая Лаборатория «Наураша в стране Наурандии» по теме «Кислотность» разработала и прислала Валентина Яковлевна Мельникова, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ ДС «Буратино» (с. Красноселькуп, ЯНАО).

Цель: создать условия для совершенствования умений детей в проведении лабораторных опытов и исследований с «Кислотностью».

Задачи 

Образовательные:

  • продолжить изучение представления о кислотности;
  • познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты;
  • закрепить знания детей об органах чувств;
  • расширять кругозор детей;
  • закреплять умение работать парами.

Развивающие:

  • совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать вкусовое восприятие;
  • развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска, лоток с набором для эксперимента «Кислотность», стаканчики пластиковые для опытов 30 шт., яблоки – 2 шт, лимоны – 8 шт, апельсины – 2 шт, пищевая сода, пластиковые ложки (маленькие) на каждого ребёнка; 1 бутылка – чистой воды, кока-кола – 1 бутылка, сладкая газированная вода – 1 бутылка, шпажки, скорлупа яиц, влажные салфетки, сок яблочный, сок апельсиновый для опытов.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.

«Друг»

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришёл Любознайкин и принёс нам посылку. От кого хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: В посылке лежит письмо, давайте прочитаем. Ребята — это письмо от Наураши. Ещё там мешочек лежит. Наураша приглашает нас к себе в лабораторию, но прежде, чем вы туда попадёте, нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны выполнить задания?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

Задание № 1 Вы должны отгадать загадки и угадать что лежит в мешочке.

(Воспитатель берёт красивый мешочек, наполненный фруктами и читает загадки).

Я кислый был зелёный,
Созрел и пожелтел,
Из жарких стран, ребята,
Я к чаю прилетел,
Хоть кислый я, но знайте,
Со мною чай вкусней,
Добавлю аромата –
И станем здоровей!

Дети: Лимон.

Воспитатель: Вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке лимон.

Само с кулачок,
Наливной бочок,
Потрогаешь – гладкое,
Откусишь – сладкое!

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке яблоко.

Я оранжевый и круглый, 
Прямо с солнечного юга!
Можешь съесть меня, но только,
Раздели сперва на дольки.
Сам на солнышко похож.
Как меня ты назовёшь?

Дети: Апельсин.

Воспитатель: Вызывает одного ребёнка, который на ощупь ищет в мешочке апельсин.

Воспитатель: Любознайкин похвалил вас, молодцы, первое задание мы выполнили.

Задание №2

Любознайкин: Определите на вкус, какой фрукт самый кислый. (Фрукты заранее разрезаны на тарелочки, на маленькие кусочки, дети берут по кусочку яблоко, лимон, апельсин и пробуют на вкус, и отмечают, какой фрукт самый кислый.)

Дети: Самый кислый – это лимон.

Воспитатель: Ребята, что помогло вам определить вкус лимона?

Дети: Ответы детей.

Задание №3

Любознайкин: Ответьте на вопрос. Что такое органы чувств?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно, это органы, с помощью которых человек воспринимает или чувствует окружающий мир. Какие органы чувств вы знаете?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Какой орган чувств отвечает за распознавание вкуса?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Какие вкусы может распознать язычок?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Горький, кислый, сладкий и солёный, и ещё вкус испорченной пищи. Посмотрите, что прислал нам Наураша (достаёт картинку языка, показывает детям).

На мольберте выкладывается картинка: язык.

Воспитатель: Рецепторы вкуса располагаются в разных местах на языке. Кончик языка чувствует сладкое и солёное, боковые стороны языка чувствуют кислое, корень языка чувствует горькое. При помощи языка пища передвигается в ротовой полости при пережёвывании. Язык является органом речи. Кто знает поговорки про язык?

Дети:

1. Язык не лопатка, знает, что горько, что сладко.
2. Кто хорошо жуёт, тот долго живёт.

Физкультминутка

Мы сегодня в сад пойдем,
(Шагать на месте)
Фрукты разные найдем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем фрукты собирать.
Груши, яблоки и сливы,
(Прыжки на месте)
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать,
(Хлопают в ладоши)
 Всех знакомых угощать. 
(Поднимать по очереди то правую, то левую руку, как бы срывая плоды.
Протянуть руки вперед ладонями кверху).

Воспитатель: ребята мы выполнили все задания Наураши. А теперь он приглашает вас в свою лабораторию. Сейчас мы вместе с Наурашей будем измерять кислотность различных фруктов, газированной воды и воды обыкновенной.

Для измерения кислотности существует шкала измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7) нейтральное значение.

Опыт с апельсиновым соком.

Налить апельсиновый сок в стакан с оранжевой наклейкой. Произвести измерением датчиком. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7. Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму.

Опыт с яблочным соком.

Яблочный сок - налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой. Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

Опыт с лимонным соком.

Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой. Произвести измерения. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: дети, какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям?

Дети:  Лимонный.

Опыт с газировкой.

Налить газировку в стакан с коричневой наклейкой. Произвести измерение. (Вызывается один ребёнок)

Воспитатель: Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков вредно для здоровья человека, особенно детей, т.к. они содержат много кислоты. Для вас Наураша приготовил задания: сделать опыт с кока-колой.

Опыт с кока-колой. 

Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас проведём опыт с кока-колой. Опасна ли кока-кола нашим зубам? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. Одну скорлупу мы поместили в стакан с кока-колой, а другую – с водой. Наблюдения показали, что скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.

Вывод: употребление напитка в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов. Красители Кока-колы очень стойкие и зубы от них темнеют.

Опыт: вулкан из лимона.

Для создания вулкана из лимона нам понадобятся: лимон, сода, пластиковый поддон или широкая плоская тарелка. Разрежем лимон пополам. Из половинки выжмем сок, больше эта часть уже не понадобятся. Теперь добавим туда соду. Лимон начнет пузыриться как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, добавим в сердцевину выжатый сок и соду. Туда же добавить раствор жидкого мыла в воде. Красивого эффекта можно добиться, добавляя в вулкан водные растворы разных пищевых красителе.

Воспитатель: Показатель кислотности увеличился, значит, кислотность снизилась. Свойство соды: при добавлении её в любую жидкость кислотность жидкости снижается.

Итог

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось? Что узнали про кока-колу? Какой орган отвечает за вкус? Какие основные вкусовые качества чувствует язык: сладкое, солёное, кислое, горькое.

ВЫВОД: аскорбиновая кислота полезна для нашего организма, но в умеренных количествах. Самое большое кол-во аскорбиновой кислоты в лимоне. Газировка вредна, т.к. содержит много кислоты, увеличивает кислотность в желудке, что приводит к дискомфорту, плохому самочувствию.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!