Опыт работы: проектная деятельность в детском саду

24.10.2023

Опыт работы: проектная деятельность в детском саду

Опытом работы на тему «Влияние организации проектной деятельности по робототехнике на качество образовательных результатов воспитанников», поделились сотрудники МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма: педагог-организатор Темирева Ирина Александровна и методист Жигалова Алла Леонидовна.

Развитие у воспитанников познавательной мотивации, любознательности и умения совершать познавательные действия — целевые ориентиры, которые обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и легли в основу одной из задач Программы развития детского сада «Журавленок» по созданию условий для развития начального технического творчества детей, что в дальнейшем влияет на качества образовательных результатов воспитанников.

Поставила для себя приоритетные задачи: формировать у детей познавательный интерес к проектной деятельности, развивать внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использования разных способов действия для накопления, расширения знаний и кругозора, изучать основы моделирования и программирования.

Проектная деятельность — это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и новизны.

Это процесс, в ходе которого:

  • Развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
  • Формируется интерес к изобретательству;
  • дети усваивают основы знаний из областей естественнонаучного цикла (математики, информатики, физики);
  • Воспитываются ответственность, целеустремленность, терпение;
  • Растет самооценка ребенка, появляется гордость за итоги своей деятельности.

Мы с воспитанниками участвуем в различных конкурсах технического творчества, к которым готовим с детьми робототехнические проекты.

Для этого я использую различные виды деятельности и занятий:

  • Занятие-эксперимент, когда ребенок, конструируя, подтверждает или опровергает какую-либо поставленную гипотезу (например, как работает датчик, для чего нужна и как работает «материнская плата»);
  • Занятия-сказки, которые проводятся по сюжету какой-то одной сказки с использованием музыки, изобразительного искусства, игры-драматизации;
  • Занятия-путешествия, в ходе которого детям предлагается виртуально отправиться в путешествие;
  • Коллективное творческое дело, когда каждый ребенок создает свою часть макета или, а по окончанию работы ребята объединяют свои модели в единую композицию (например, в зоопарк, город, ферму).

Итак, всю подготовку к проектной деятельности можно условно разделить на 5 этапов.

Первый этап — определение цели. Необходимо определить целевую установку образовательной деятельности — для себя и для детей.

Определяется тема проекта. Дети часто сами выдвигают идеи, предлагают темы, ставят гипотезы, которые хотят проверить в ходе создания проекта.

Второй этап — планирование.

  1. Педагогу необходимо подобрать литературу.
  2. Далее продумываем мотивацию для воспитанников, проблемную ситуацию, проблемные и поисковые вопросы.
  3. Затем подбираем интересные игровые задания, например, что получится, если соединить винт от самолета и скамейку, или … давайте построим ковер-самолет, как он будет выглядеть, что поможет ему взлететь и т.д.

Очень часто ребята предлагают интересные и неожиданные идеи, которые в будущем у нас воплощались, а иногда  на основе задуманных были созданы совершенно новые модели.

Третий этап: выбор конструктора. На данном этапе советую использовать конструктор, с которым знакомы дети и знают его особенности.

Четвертый этап — конструирование и программирование. На этом этапе нужно продумать модель и ее назначение, новизну и полезные свойства.

Пятый этап — презентация проекта. На данном этапе педагог вместе с детьми готовит текст вместе с ребятами, чтобы он был понятный всем — и детям, и взрослым. Дети не только рассказывают о своем проекте, но и презентуют его зрителям. 

Очень важно на всех этапах поддерживать детей и давать их фантазиям воплотиться, ведь из необычной детской идеи может получиться интересный проект.

Воспитанники получают не только знания по сборке и программированию. Особо важным является формирование у детей высокого уровня общего развития, включающего в себя речь, психофизиологическую и интеллектуальную зрелость, концентрацию внимания, самоконтроль и уравновешенность поведения.

Благодаря комплексу вышеперечисленных мероприятий по обучению и воспитанию детей является результативность работы с детьми.

  • 100% освоение воспитанниками рабочих программ по конструированию, робототехнике;
  • Продолжение обучения 9% выпускников детского сада на площадках мобильного технопарка центра детского творчества г. Надыма;

За три последних года (2019-2021 гг.) процент первоклассников (выпускников МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма»), которые продемонстрировали средний или высокий уровень выполнения по всем четырём методикам показывает ежегодное повышение доли детей, готовых к обучению в школе (приложение 1).

По моему мнению, проектная деятельность является эффективным инструментом, и оказывает высокую эффективность на качество образовательных результатов воспитанников.

Посмотреть презентацию

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!