09.03.2022
Своим опытом работы, какую роль играют творческие мастерские в развитии инженерных способностей у дошкольников, поделились Герасимова Марина Ильинична и Тайсина Дания Дяхьяновна, воспитатели МАДОУ «Детский сад 11», руководители творческих мастерских, г. Стерлитамак (Республика Башкортостан).
«Творческие мастерские»
По определению И.А. Мухиной, «Мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности».
У мастерской широкие возможности, благодаря ее алгоритму, основными блоками которого являются индукция, само- и социоконструкция, дедукция, социализация, рефлексия.
Творческая мастерская имеет индуктивный характер, т.е. нелинейный, расширяющий возможности каждого участника. Ребенок должен быть включен эмоционально, интеллектуально, погружен в поиск через интригу неопределенности. Все его представления и чувства не оцениваются, а принимаются к сведению, ложатся в фундамент совместного знания.
Самоконструкция — создание собственного интеллектуального продукта (описание собственного опыта, наблюдения, формирования идеи и т.д.).
Основа любого творчества — воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей. И для реализации возможностей детей помогают творческие мастерские в дошкольных образовательных учреждениях.
Целью работы в мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и креативности.
На базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11» городского округа города Стерлитамак функционируют творческие мастерские, способствующие развитию инженерного мышления: Мастерская «Робоʼskills» и Мастерская «Мультстудия».
Мастерская «Робоʼskills»
Творческая мастерская «Робоʼskills» способствует развитию инженерных способностей в процессе конструирования, а происходит это в несколько этапов:
Занятия по робототехнике знакомят дошколят с законами реального мира, развивают сообразительность, мышление, наблюдательность, креативность, способствуют интеллектуальному развитию.
Для работы с детьми в нашей мастерской используется конструкторы LEGO WEDO. Каждый набор содержит электронные элементы: датчики, моторы, блок питания. Работа устроена по принципу от простого к сложному. Темы занятий разнообразны по форме и содержанию. Создавая робота, дети чувствуют себя настоящими инженерами-конструкторами.
Чтобы робот в конце сборки начал двигаться, надо внимательно рассматривать инструкцию, выбрать нужные детали, правильно соединить блоки, мотор, датчик. Дети стараются быть внимательными, помогают друг другу и очень радуются, когда видят сделанную своими руками модель, которая выполняет свою задачу. У нас возникла идея не просто их оживлять, а создавать про роботов мультфильмы, сотрудничая с мастерской «Мультстудия».
Мастерская «Мультстудия»
Все дети любят и смотрят мультфильмы. Мультфильмы для детей — это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Анимация — как вид экранного искусства — дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.
Мультимедийное пространство сегодня стало для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Как включить в дошкольное образование информационно-коммуникационные технологии с минимальными рисками и максимальной пользой? Один из вариантов — это создание собственной мультимедийной студии для совместного творчества.
Воспитанники часто используют для своих мультфильмов изготовленные конструкции в студии Робо'skills, где героями становятся легочеловечки, и сюжет разворачивается необычно и захватывающе. Ведь идеи сценария фильма зачастую к ним приходят уже на этапе изготовления конструкции. В этом и преимущество сотруднической работы творческих мастерских.
Какое творчество приносит ребенку больше всего радости? То, которое он сможет с гордостью продемонстрировать своим друзьям и родителям; что-то необычное, что удивит все его окружение и вдохновит ребенка на новые подвиги.
Такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.
А умение создавать самостоятельно анимационные фильмы совместно со сверстниками позволяет уже с детства постигать азы фото и видеосъемки, что позволяет ребенку проявлять свое творчество и фантазию, а также актерское мастерство, ведущее к развитию творческого и инженерного мышления.
О будущем!
Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше — в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.
Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой и инженерной деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые инженерные формы. Создание востребованных творческих мастерских в каждом дошкольном учреждении способствует достижению этой актуальной цели.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!