Пальчиковые игры с ЛЕГО! Метод материал для педагогов

08.06.2021

Пальчиковые игры с ЛЕГО! Метод материал для педагогов

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Пальчиковые игры для детей раннего возраста с использованием Lego-деталей» разработали и прислали специалисты МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара: старший воспитатель Остапович Зинаида Федоровна, методист Чуваева Лариса Владимировна и инструктор по физической культуре Коннова Наталья Александровна.

В методических рекомендациях представлены пальчиковые игры по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей раннего возраста с использованием деталей образовательного конструктора. Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных организаций.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений пальцев, согласованности работы пальцев и речи. Благодаря таким играм ребёнок 2-3 лет получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству.

По одной из систем восточной рефлексотерапии кисть руки соответствует голове, а пальцы — головному мозгу. Активный массаж пальцев и ладони, их движения, возникающие при пальчиковых играх, способствуют снятию усталости, улучшению кровообращения, повышения работоспособности, а в конечном итоге — улучшению здоровья и повышения интеллекта. Кончики пальцев — есть второй головной мозг. Включение упражнений по тренировке движений пальцев оказывает стимулирующие влияние на развитие речи, являясь мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. 

Пояснительная записка

Мелкая моторика — развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Нарушение и развитие мелкой моторики являются одним из характерных симптомов нарушения интеллекта. Детям сложно удерживать мелкие предметы, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения с использованием деталей образовательного конструктора.

Задачи:

  • Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Занятие № 1

Тема: «Животные».

Пальчиковая гимнастика «Lego-кошечка»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики««Lego-кошечка»:

Воспитатель проводит беседу с детьми о животных. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочки, попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Lego-кошечка мала
По пальчикам гулять пошла.
По большому и указательному,
По среднему — привлекательному.
На безымянном помурлыкала.
На мизинчике — попрыгала!

Занятие № 2

Тема: «Животные».

Пальчиковая гимнастика «Lego-кошечка»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego — обезьянка»:

Воспитатель проводит беседу с детьми о животных. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочки, попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Lego-обезьянка — хороша!
По пальцам скачет не спеша!
Ты, малыш, не зевай!
За обезьянкой повторяй!

Занятие № 3

Тема: «Друзья».

Пальчиковая гимнастика «Lego-друзья»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-друзья»:

Воспитатель проводит беседу с детьми о дружбе и друзьях. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочки, поочередно одевая Lego-шапочки на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Посмотрите на меня!
Ко мне пришли Lego-друзья!
Обезьянка и котенок,
Вот, щеночек, пингвиненок!
И веселый поросенок!
Мы — хорошие друзья!
Друг без друга нам нельзя!

Занятие № 4

Тема: «Семья».

Пальчиковая гимнастика «Lego-семья»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-семья»:

Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочки, поочередно одевая Lego-шапочки с героями на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

У Lego-котенка есть кошечка-мама!
Есть папочка-кот — смелый он самый!
Сестричка-котенок! И дедушка-кот!
Все дружно живут они из года в год!
И у меня тоже есть семья!
Мы любим друг друга —
И иначе — нельзя!

Занятие № 5

Тема: «Птицы».

Пальчиковая гимнастика «Lego-сова»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-сова»:

Воспитатель проводит беседу с детьми о птицах. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочку, поочередно одевая ее на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Lego-сова
Большая голова!
По полю летела — на пальчики села!
Покрутилась на большом,
На указательном потом!
На средний пальчик прилетела
Попрыгать очень захотела!
А на мизинчике уже
Поспать захотелось нашей сове!

Занятие № 6

Тема: «Овощи».

Пальчиковая гимнастика «Lego-заяц»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-заяц»:

Воспитатель проводит беседу с детьми «Овощи». Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочку, поочередно одевая ее на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Lego-заяц!
Lego-заяц в огород пошел —
Lego-заяц овощи нашел:
Морковку, капусту, огурец, помидор!
Кабачок он погрыз и упрыгал домой!

Занятие № 7

Тема: «Фрукты».

Пальчиковая гимнастика «Lego-обезьянка»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-обезьянка»:

Воспитатель проводит беседу с детьми «Фрукты». Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочку, поочередно одевая ее на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Lego-обезьянка!
Lego-обезьянка фрукты собрала:
Банан, апельсин,
Яблоко и мандарин!
А потом села кушать
Вкусную грушу!

Занятие № 8

Тема: «Зоопарк».

Пальчиковая гимнастика «Lego-зоопарк»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-зоопарк»:

Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочки, поочередно одевая Lego-шапочки с героями на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

В Lego-зоопарк ходили
Все животные там были:
Обезьянка и лисица —
Наша рыжая сестрица!
Панда, милый пингвиненок
Шустрый, беленький зайчонок!

Занятие № 9

Тема: «Игрушки».

Пальчиковая гимнастика «Lego-игрушки»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-обезьянка»:

Воспитатель проводит беседу с детьми «Игрушки». Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочки, поочередно одевая Lego-шапочки с героями на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Lego-игрушки!
В Lego-игрушки мы играли —
Их поименно называли:
Lego-теленок, Lego-зайчонок!
Lego-пингвин и Lego-котенок!
Про Lego-овечку мы не забыли
И травкой зеленой ее накормили!

Занятие № 10

Тема: «Зимние виды спорта».

Пальчиковая гимнастика «Lego-пингвиненок»

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Ход пальчиковой гимнастики «Lego-пинвиненок»:

Воспитатель проводит беседу с детьми «Зимние виды спорта». Предлагает детям поиграть с пальчиками.

Воспитатель показывает движения Lego-шапочку, поочередно одевая ее на пальцы, сопровождая движения словами. Повторяет совместно со всеми детьми. Проводит индивидуальную работу с теми дошкольниками, у кого вызывает затруднения.

Lego-пингвиненок!
Lego-пингвиненок в хоккей играет,
Шайбу смело забивает!
Любит лыжи и снежки
Сноубординг и коньки!

Список использованной литературы:

  1. Игры для малышей от 2 до 6 лет / сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 2000.
  2. Кисёлева М. Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников / М. Киселева [электронный ресурс] /режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=887801
  3. Никифорова И. Р.Консультация для воспитателей на тему: "Рекомендации по применению пальчиковых игр для воспитателей" / И. Р. Никифорова [электронный ресурс] /режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/30/rekomendatsii-dlya-vospitateley-i-roditeley-po
  4. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых наук / О. А. Новиковская. - изд. 3-е, доп. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
  5. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание, 2009. - № 6.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!