Педагогическая диагностика

27.03.2023

Педагогическая диагностика

Представляем вашему вниманию педагогическую диагностику представлений детей дошкольного возраста 4-5 лет об основах алгоритмизации и программирования в ЦОС «ПиктоМир». Методический материал разработали и прислали воспитатели МАДОУ «Детский сад № 210 «Ладушки» Вальтер Наталья Сергеевна и Галкина Юлия Александровна из г. Тольятти (Самарская область).

Аннотация

Педагогам предложен диагностический инструментарий для оценки результатов и дидактический материал для проведения педагогической диагностики представлений детей дошкольного возраста 4-5 лет об основах алгоритмизации и программирования в ЦОС «ПиктоМир».

Введение

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика педагогического процесса, направленного на развитие представлений детей дошкольного возраста 4-5 лет об основах алгоритмизации и программирования в ЦОС «ПиктоМир в МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» г.о.Тольятти. В ЦОС «ПиктоМир» дети 4-5 лет получают начальный опыт основ алгоритмизации и программирования без использования планшетов (без планшетного периода), что способствует созданию благоприятных условий для познавательно-исследовательской деятельности, развития когнитивных навыков и пространственного мышления.  Педагогическая диагностика проводится в ходе индивидуальной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • Оптимизации работы с группой детей.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивидуально каждым ребёнком необходимыми умениями:

  • Высокий уровень —2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (показатель сформирован).
  • Средний уровень — 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого.
  • Низкий уровень — 0 баллов, ребёнок не может выполнить все параметры оценки, (показатель не сформирован).

К диагностике прилагаются рекомендованные авторами программы пиктограммы команд, изображения роботов, игры и беседы.

Показатели основ технической компетенции

1. Знакомы с понятием «Робот», имеют представление о том, что роботы бывают разные, каждый понимает и умеет выполнять только свой определенный набор действий (команд).

Диагностический инструментарий:

Педагог предлагает иллюстрации и фотографии с изображением различных роботов (Приложение №1) и фотографии животных, героев сказок.

Задача ребенка рассмотреть иллюстрации и фото, выбрать те, на которых изображены роботы.

В процессе выполнения задания педагог оценивает умение ребенка.

2. Знают особенности управления роботом Двуногом с помощью словесных команд: свой набор команд, которые понимает и умеет выполнять Двуног – «шаг вперёд», «шаг назад», «повернуться налево», «повернуться направо».

Диагностический инструментарий:

Педагог/ Командир отдает команды, произнося вслух. Робот «слышит» команду Командира и начинает движение, докладывая о её выполнении «Готово» или невыполнении «Команда невыполнима. Прекращаю работу».

Педагог оценивает умение самостоятельно правильно выполнять команды.

(Приложение № 2. Шапочка робота).

3. Знакомы с особенностями управления роботом Двуногом на игровом поле от старта до финиша с помощью словесных команд, знают понятия «маршрут», «начальное положение Робота», «старт», «финиш».

Диагностический инструментарий:

Педагог предлагает рассмотреть и назвать знаки-обозначения на схеме игрового поля. Ребенок рассматривает карточки, отвечает на вопросы: «Что означают знаки-обозначения «Ф»,   , стрелки?»

Игра «Задания для робота Двунога»

Педагог предлагает стать роботом Двуногом и с помощью словесных команд дойти до финиша, используя понятия «маршрут», «начальное положение Робота», «старт», «финиш»

(Приложение №3)

4. Знакомы с легендой робота Вертуна (набором команд, особенностями управления).

Диагностический инструментарий:

Беседа «Узнай робота»

В ходе беседы педагог задает вопрос: «Какой Робот среды ПиктоМир, передвигаясь по платформе-космодрому, ремонтирует поврежденные плиты- клетки? Педагог побуждает рассказать о Вертуне, выбрать карточку на которой изображен робот и оценивает данное умение.

Игра «Пиктограммы команд робота Вертуна» Педагог предлагает выбрать пиктограммы команд робота Вертуна и рассказать об их назначении.

5. Знакомы с легендой робота Двигуна (набором команд, предназначением и особенностями управления на игровом поле).

Диагностический инструментарий:

Беседа «Назови робота». Педагог предлагает назвать игрушку – робота. Побуждает рассказать о Двигуне и его предназначении.

Игра «Пиктограммы команд робота Двигуна».

Педагог предлагает выбрать знаки-обозначения для робота Двигуна («Исходное положение ящика», «Место, куда нужно задвинуть ящик», «Исходное положение бочки», «Место, куда нужно задвинуть бочку», «Финиш» (место для «зарядки» робота Двигуна по завершению выполнения задания среди других пиктограмм.

Педагог наблюдает и оценивает результат.

6. Знакомы с легендой робота Тягуна (набором команд, предназначением и особенностями управления на игровом поле).

Диагностический инструментарий:

Игра «Черный ящик».

В ящике находится игрушка – робот Тягун. Педагог предлагает угадать робота Тягуна по описанию и рассказать о его предназначении.

Игровая ситуация «Пиктограмма команды робота Тягуна». Педагог предлагает найти знаки-обозначения в заданиях для робота Тягуна («Исходное положение ящика», «Место, куда нужно задвинуть ящик», «Исходное положение бочки», «Место, куда нужно задвинуть бочку», «Финиш» (место для «зарядки» робота Тягуна по завершению выполнения задания);  

Знакомы с понятиями «маршрут», «старт», «финиш», «начальное положение Робота», «пиктограмма команды»

Педагог наблюдает и оценивает результат.

7. Знакомы с легендой и командами реального и экранного (виртуального) робота Ползуна.

Диагностический инструментарий:

Педагог задает вопрос: «Какой Робот среды ПиктоМир передвигается по клетчатому полю с цифрами? Какой робот ползает по коврикам-клеткам клетчатого поля на экране компьютера?»

Педагог создает проблемную ситуацию: «Помоги Ползуну найти дорогу к коврику-клетке «финиш»»

Педагог наблюдает и оценивает умение.

8. Знают, понимают и умеют выкладывать маршрут с помощью пиктограмм.

Диагностический инструментарий:

Игра «Проложи маршрут роботу» Педагог предлагает выбрать по желанию робота, надеть шапочку своего робота и выложить маршрут при помощи пиктограмм команд, ориентируясь на изображение схемы игрового поля с заданием для Робота.

(Приложение 5)

В ходе наблюдения анализирует и оценивает результат.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Шапочка робота

Приложение 3

Игра «Задания для робота Двунога»

Приложение 4

Приложение 5

Карточка «Схема игрового поля с задание для робота Вертуна»

Проверочная карточка «Программа-лента к заданию для робота Вертуна»

Карточка «Схема игрового поля с задание для робота Двигуна»

Карточка «Программа-лента к заданию для робота Двигуна»

Карточка «Схема игрового поля с задание для робота Тягуна»

Карточка «Программа-лента к заданию для робота Тягуна»

или

Литература

  • Навигатор к учебно-методическому комплексу «Алгоритмика для дошкольников и учащихся начальных классов с использованием робототехнического образовательного набора и цифровой образовательной среды ПиктоМир» под редакцией А.Г. Кушниренко.-Самара: ООО «НТЦ»,2021.-69 с.
  • Календарно-тематическое планирование. Первый год обучения (средняя группа)

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!