19.03.2024
Представляем вашему вниманию чек-лист «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды технической направленности в ДО». Методический материал подготовили и прислали специалисты СП ГБОУ СОШ №9 д/с №10 «Планета детства» (г.о. Чапаевск): педагог-психолог Чернова Александра Юрьевна и педагог дополнительного образования Чернова Анна Сергеевна.
Развитие предпосылок инженерно-технического мышления дошкольников является важнейшей составляющей частью современной системы образования. Инженерное мышление предполагает хорошее развитие сенсомоторных возможностей, пространственного, логического и творческого мышления, самостоятельности, инициативности и активности в области создания конструкторских моделей, реализации творческих идей в процессе овладения базовыми навыками работы с разными видами техники и механизмов.
Конструктивное мышление начинает развиваться именно в дошкольном возрасте. Для формирования предпосылок технического мышления необходимо создавать специфическую образовательную среду, в которой ребенок будет развиваться. С учетом требований ФГОС модель организации образовательной деятельности ДО для развития технического мышления включает в себя множество компонентов, одним из которых является использование возможностей развивающей предметно-пространственной среды.
Организация предметно-развивающей среды технической направленности в ДО происходит в соответствии со следующими принципами:
№ |
Задачи проектирования |
Организационные условия |
1 этап — целевой |
||
1. |
Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового пространства. |
1.Составить список имеющихся материалов и оборудования. 2.Упорядочить содержание и количество материалов и оборудования в соответствии с требованиями основной образовательной программы детского сада. |
2. |
Определить проблемные области предметно-развивающей среды, направления организации содержания среды.
|
1. Определить дефицитарные области и материалы. 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. 3. Для развития инженерного мышления дошкольников традиционно используют следующие направления в работе с детьми: конструирование, техническая деятельность, формирование элементарных математических представлений, логического мышления, опытно-экспериментальная деятельность. 4. Групповое пространство рекомендуется разделить на 3 сектора: активный, спокойный и рабочий. Граница каждого сектора могут быть подвижными, должны расширяться, трансформироваться. |
3.
|
Сформулировать цели и задачи проектирования предметно-развивающей среды, направленной на формирование технического мышления дошкольников на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей . |
Целью создания предметно-развивающей среды технической направленности является организация условий для формирования инженерно-технического мышления дошкольников. Задачи:
|
2 этап - содержательный |
||
1. |
Составить план – схему размещения технического оборудования по секторам группового пространства.
|
1. Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает центры игры, двигательной активности, конструирования. В этом секторе рекомендуется разместить:
2. В рабочем секторе размещается центр конструирования, центр знакомства с техническими профессиями, экспериментирования, развивающих и математических игр, региональный компонент. 2.1. Центр экспериментирования предназначен для создания благоприятных условий для практических исследований дошкольников и их заинтересованности в самостоятельном поиске информации. Компонентами центра экспериментирования в зависимости от возраста являются:
2.2. Центр «Конструкторское бюро» включает в себя:
2.3. Центр знакомства с техническими профессиями наполняется:
2.4. Центр развивающих игр включает кейсы дидактических и игровых пособия, направленные на развитие:
2.5. Содержание регионального компонента позволяет постоянно расширять возможности познания окружающего мира, в том числе родного края, страны.
3.Спокойный сектор включает в себя книжный уголок, наполненный справочной, познавательной литературой, общими и тематическими энциклопедиями для дошкольников. |
2. |
Организовать предметно-развивающей среды группового пространства |
|
3 этап — результативный |
||
1. |
1. Анализ предметно-развивающей среды
|
|
2.Оценка самостоятельности и активности детей в свободной деятельности в центрах технической направленности. |
Педагогическое наблюдение свободной деятельности детей в центрах технической направленности с целью определения уровня сформированности самостоятельности и инициативности, творчества.
|
Литература
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!