Проектная деятельность в старших классах

14.02.2023

Проектная деятельность в старших классах

Практическим опытом вовлечения в проектную деятельность и профориентационной работы через конструирование CNC-станков поделился Ефимов Сергей Владимирович, учитель физики и математики МАОУ «Лицей №5» г. Перми

В 2019 году в рамках подготовки к школьной научно-практической конференции со старшеклассниками был сконструирован ЧПУ-станок для построения изображений. Станок представляет собой устройство, работающее на основе 3-х шаговых двигателей типа NEMA17 под управлением платы Arduino Uno c CNC-шилдом.

Рабочая область станка 300х300 мм.

Каждый шаговый двигатель соединен с платой CNC-шилд посредством драйвера шагового двигателя A4988. Для питания станка используется блок питания 12В (максимальный ток 2А).

Варианты применения

Робот-художник

В курсе школьной информатики используется среда программирования «Робот-исполнитель». Станок для переноса изображений представляет собой воплощение этой учебной модели и позволяет провести параллели между использованием программных алгоритмов в компьютерной среде и материальным воплощением кода в реальности. Станком можно управлять в ручном режиме, а также загрузить в него заранее созданный алгоритм для автоматического выполнения. Вариантами использования станка могут стать также:

  • Изготовление чертежей электрических схем
  • Гравировальный станок
  • Фрезерный станок
  • Станок для выжигания по дереву с программным управлением

Изучение нового программного обеспечения

В процессе запуска и отладки чпу-станка у ребят сформировались навыки работы со специализированным программным обеспечением:

  • Программы для конвертации изображения в gcode формат
  • Программное обеспечение для управления ЧПУ-станком
  • Программа для работы с контроллерами Arduino.

Усовершенствование принтера до 3D-принтера. Новые возможности

Новый проект воплотил в себе 3-хосный станок на все тех же шаговых двигателях типа NEMA 17 с добавлением шагового двигателя для экструдера, осуществляющего подачу пластикового прутка в печатный узел. В качестве управляющей электронной схемы станка используется плата Arduino Mega с платой RAMPS 1.5. Каждый из шаговых двигателей соединены с платой RAMPS с использованием драйвера шагового двигателя A4988.

Новые знания

С получением возможности печати пластиком потребовались дополнительные специфические знания:

  • Особенности механики конструктивных элементов станка
  • Физические свойства различных типов пластика
  • Электронные устройства, применяемые в 3D-принтере
  • Создание 3D-моделей

Доработки

В ходе дальнейшей модернизации полученного 3D-принтера силами учащихся была реализована возможность использования нагреваемого стола. Размер стола 150x150 мм.

В перспективе дооснащение 3D-принтера концевыми выключателями для исключения аварийных ситуаций и сбоев в работе.

Перспективы развития проекта. Новые идеи

В процессе эксплуатации 3D-принтера появилась идея сборки станка для изготовления филамента из пластиковой бутылки. Варианты различных устройств представлены в интернете.

Параллельно группа ребят начали работу по созданию собственной модели станка для переноса изображений. В конструкцию внесены изменения, необходимые для уменьшения вибрации и повышения скорости работы устройства.

Вторая команда ребят в этом учебном году начала работу по созданию собственного 3D-принтера. На данном этапе происходит подбор материала и необходимых компонентов. Выбор оптимальной конструкции. Создание 3D-модели устройства.

Выводы

Появилась возможность привлекать в проектную деятельность подростков, интересующихся технологиями 3D-моделирования и 3D-печати.

Конечно, существуют готовые решения, которыми было бы воспользоваться намного проще. Качество исполнения готового 3D-принтера фабричного устройства значительно выше, соответственно, выше и качество, и скорость печати получаемых при печати пластиком деталей.

Возможность получения высокотехнологичного устройства собственными руками, осознание личного вклада в создание конечного продукта в результате командной работы.

Вовлечение подростков в инженерное творчество, освоение новых современных технологий, работа с современными микропроцессорными устройствами предопределяет возможный дальнейший профессиональный выбор учащихся. Ситуации, возникающие в процессе овладения современными технологиями, связанными с CNC-технологиями, помогают разглядеть необходимость получения уверенных предметных знаний в области физики, информатики, математики, умений работать с различными материалами и инструментами. Помимо этого, у ребят должны быть развиты способности работать в команде, распределять роли и время, при работе над проектом.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!