18.04.2017
Опрышко Наталья Николаевна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 г. Сочи
Пояснительная записка
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие и развитие.
Такую стратегию обучения удобно реализовать в образовательной среде LEGO WEDO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО WEDO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную обще-развивающую концепцию.
Работа с образовательными конструкторами LEGO WEDO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
В процессе активной работы детей по конструированию и робототехнике, исследованию, постановке вопросов и совместному творчеству не только существенно улучшаются «традиционные» результаты, но и открывается много дополнительных интересных возможностей. Работая в мини-группах, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.
Учащиеся начинают работать с LEGO - наборами: первые конструкции, первые механизмы. Конструкторы эти достаточно простые, но уже тогда учащиеся знакомятся с механизмами, которые встречаются в повседневной жизни, и в дальнейшем будут изучать на уроках физики, технологии и математики.
Работа проходит в группах по 3 – 5 человек. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Главная идея состоит в том, чтобы через насыщение школьного пространства новыми технологиями изменить содержание учебно-воспитательного процесса, создать новую внутри-школьную коммуникационную среду, попадая в которую учащийся и учитель был бы более успешен, более компетентен, более современен.
Главной целью использования LEGO WEDO в системе дополнительного образования учащихся является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.
Основные задачи :
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
1. Совершенствование движений.
2. Развитие отдельных сторон психической деятельности:
3. Развитие основных мыслительных операций:
4. Развитие различных видов мышления:
5. Развитие эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
7.Развитие речи, овладение техникой речи.
8. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Условия эффективной реализации программы:
Принципы организации курса
Организация работы с продуктами LEGO WEDO базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.
Формы проведения занятий
Первоначальное использование конструкторов LEGO WEDO требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.
В дальнейшем, учащиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фан-тазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной модели компенсируется возрастающей актив-ностью любознательности учащегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень. Попытаться выполнить творческое задание.
При выполнении творческого задания модели создают не по инструкции, а опираясь на полученные знания и свой жизненный опыт.
Основные этапы разработки Lego - проекта:
При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.
Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Обучение LEGO всегда состоит из 4 этапов:
На каждом из вышеперечисленных этапов учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Структура занятия с использованием конструктора выглядит следующим образом:
Режим проведения занятий:
С учетом психо - физических особенностей младших школьников, программа рассчитана на три года обучения по два часа в неделю:
всего 204ч. 2кл-68 3кл-68 4кл-68
(Следует начинать обучение со 2 класса, т.к. учащиеся первого класса проходят адаптационный период)
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс (68ч)
Тема 1 Введение в робототехнику часов( 5часов)
Вводное занятие. Что такое робот. Идея создания роботов. Роботы в мультипликации. Робот для меня и для моих друзей.
Тема 2 Первые шаги в робототехнику ( 34 часа)
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO - основные составляющие части среды конструктора. Подробное знакомство с ЛЕГО- деталями, с цветом ЛЕГО- элементов, с формой ЛЕГО- деталей и варианты их скрепления. Составление ЛЕГО- словаря. Выработка навыка различий деталей в коробке и ориентации в деталях, их классификация, умения слушать инструкцию. Мотор и ось. Выработка умения поворота изображений и подсоединение мотора к ЛЕГО- коммутатору. ЛЕГО- коммутатор. Построение моделей по инструкции и по картине. Зубчатые колеса. Понижающие и повышающие зубчатые передачи. Понятие ведомого колеса. Выработка навыка запуска и остановки выполнения. Панель инструментов, функциональными командами. Составление программ в режиме Конструирования. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения. Датчик поворота. Датчик наклона. Структура и ход работы.
Тема 3. Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы» (12 ч)
Танцующие птицы(сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов) . Тестирование модели. Умная вертушка (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов).Тестирование модели. Обезьянка-барабанщица (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.
Тема 4. Работа с комплектами заданий «Звери» (12 ч)
Голодный аллигатор (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. Рычащий лев (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. Порхающая птица (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.
Тема 5. Итоговая работа. (5 часов)
Подбор темы для индивидуального проекта. Определение плана работы. Проектирование модели . Тестирование проектной работы.
3 класс (68ч)
Тема 1 Введение в робототехнику часов( 5часов)
История роботов. Виды современных роботов. Применение роботов в современном мире.
Тема 2 Первые шаги в робототехнику (продолжение) ( 34 часа)
Инструктаж по технике безопасности. Повторение и классификация деталей в наборе. Повторение механизмов, моторов, датчиков поворота и наклона . Повторение панели программного управления механизмами. Расширение ЛЕГО- словаря. Перекрестная и ременная передача. Построение модели по картинке. Сравнение данных видов передач. Снижение и увеличение скорости. Построение модели по картинке. Шкивы в работе со скоростями и передачами. Коронное и зубчатое колесо. Построение модели по картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Червячная зубчатая передача. Построение модели по картинке. Сравнение вращения зубчатых колес при разных передачах. Кулачок и рычаг. Понятие «плечо груза». Построение модели по картинке.
Тема 3. Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы» (12 ч)
Танцующие птицы(сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов) . Тестирование модели. Умная вертушка (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов).Тестирование модели. Обезьянка-барабанщица (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.
Тема 4. Работа с комплектами заданий «Звери» (12 ч)
Голодный аллигатор (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. Рычащий лев (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели. Порхающая птица (сборка базовой формы по инструкции). Проектирование работы (частичное подключение механизмов). Тестирование модели.
Тема 5. Итоговая работа. (5 часов)
Подбор темы для индивидуального проекта. Определение плана работы. Проектирование модели . Тестирование проектной работы.
4класс (68часов)
Тема 1 Введение в робототехнику часов( 5часов)
Виды современных роботов. Применение роботов в современном мире техники. Соревнования роботов.
Тема 2 Первые шаги в робототехнику (продолжение) ( 15 часа)
Блок «Цикл» . Знакомство с понятием «Цикл». Изображение команд в программе на схеме. Блоки « Прибавить к Экрану» и «Вычесть из Экрана». Знакомство с данными блока. Построение модели по картинке. Выработка навыка запуска и остановки выполнения программы. Блок «Начать при получении письма». Назначении данного блока. Использование блока в качестве «пульта дистанционного управления» для запуска другой программы или для запуска одновременно нескольких различных программ. Блок «Мощность мотора». Назначение и использование данного блока. Блок «Вход случайного числа». Назначение и использование данного блока. Блок « воспроизведение». Назначение и использование данного блока.
Тема 3. Работа с комплектами заданий «Забавные механизмы» (в полном объеме с элементами творчества). ( 8 часов)
Танцующие птицы. Умная вертушка. Обезьянка-барабанщица. Карусель. Самолет. Гнездо.
Тема 4. Работа с комплектами заданий «Звери» (8 ч)
Голодающий аллигатор. Рычащий лев. Порхающие птицы. Стрекоза. Жираф.
Тема 5.Работа с комплектами заданий «Футбол». (10ч)
Нападающий. Вратарь. Ликующие болельщики. Механическая рука. Шагающий робот.
Тема 6. Работа с комплектами заданий « Приключения» (10ч)
Спасение самолета. Спасение от великана. Непотопляемый парусник. Космический полет.
Тема 7. Индивидуальные проекты. (8часов)
Выбор темы проекта. Составление плана конструирования проекта. Конструирование и программирование модели проекта. Тестирование модели. Защита индивидуального проекта.
Тема 8. Соревнования роботов. (4часа).
Выбор команды. Обсуждение темы проекта. Конструирование и программирование модели. Показ модели. Обсуждение.
По окончанию курса ребята должны самостоятельно конструировать и программировать модель. Уметь показать в действии свою модель и объяснить ход своей работы. Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся и участие ребят в соревнованиях роботов.
Ожидаемые результаты
Занятия робототехникой помогают учащимся достичь такие УУД результаты, как:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Показатели результативности программы:
По окончанию курса ребята должны самостоятельно конструировать и программировать модель. Уметь показать в действии свою модель и объяснить ход своей работы. Показателем результативности обучения являются готовые модели учащихся.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных LEGO- конкурсах и соревнованиях по робототехнике с ребятами на школьном и муниципальном уровне.
Правила проведения соревнований для конструкций из LEGO продолжают изменяться и совершенствоваться каждый год. Появляются новые виды соревнований и новые конструкторы, которые не учтены в предыдущих конкурсах. Поэтому всегда в методической копилке должны быть собраны общие положения для проведения мероприятия с LEGO-конструкциями в школе.
Целями и задачами при подготовке к мероприятию являются:
Правила соревнований:
Каждые соревнования заранее публикуют более точные правила и предъявляют свои требования к условиям проведения и самому роботу.
Оборудование:
Список использованной литературы:
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!