Рабочая программа легокружка для детского сада

28.04.2021

Рабочая программа легокружка для детского сада

Рабочую программу творческого объединения «LEGOразвивайка» для детей младшей группы разработала и прислала Князева Лариса Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Игринский детский сад № 10» (п. Игра).

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Россия нуждается в инженерах, а не в юристах. Инженеры, специалисты-компьютерщики, биологи, физики, химики — люди, которые должны сформировать инновационную среду…» (Д.А. Медведев).

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию и с аналитическими способностями. С умением выстраивать правильные цепочки, анализировать и приходить к нужным результатам. 

Программа творческого объединения «LEGOразвивайка» направлена  на умственное развитие — оно одно из важнейших направлений в формировании психики детей дошкольного возраста. Освоение программы позволяет развивать технические знания и навыки, стимулировать любознательность, умение исследовать проблему, анализировать, выдвигать гипотезы, целенаправленно думать, удовлетворять потребности в познавательной деятельности, развивать психические функции, языковые навыки. Также ребенок учится сотрудничеству и выполнению как лидерских, так и исполнительских функций в совместной деятельности, проявляет ответственность за начатое дело, умение слышать других. Задачи программы переплетаются с целевыми ориентирами, представленными ФГОС ДО. 

Все перечисленные задачи решаются через знакомство детей с пространственными отношениями, через использование моделей и систем, через решение конструкторских задач, логических задач на развитие умения классифицировать, систематизировать, сопоставлять. Решить эти задачи можно, руководствуясь двумя принципами. Принципом игры, который является одним из ведущих, и принципом системности, т. е. освоение программы идет во взаимосвязи с речевым развитием.

Программа «LEGOразвивайка» включает в себя 5 разделов.

Первый раздел программы

Логические закономерности

И включает он следующие игры и упражнения:

  • Что лишнее (из одной детали: по форме, размеру, по цвету)
  • Какая фигура лишняя и почему? (из двух деталей: по цвету, форме, по положению. Цвет+форма. Форма+положение) 
  • Найди две одинаковые фигуры
  • Что у фигур общего? (выделение общих признаков: форма, размер, цвет и т.д.)
  • «Закончи ряд» (найди закономерность и продолжи ряд изображений).
  • На основе сравнения и выявления закономерностей найди недостающую фигуру( по форме, по цвету, по размеру)
  • «Выдели похожие» 
  • Светофор 
  • Составь флаги

Игры на развитие творческого воображения, фантазии

  • Придумывание фантастических объектов и установление связей с реальным миром.
  • Например: Кто что умеет делать. (Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и придумывают свой сказочный сюжет).
  • «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано».

Конструктивная деятельность

  • Составление плоского узора по образцу.
  • Составление объемных фигур по схеме.
  • Составление фигур с помощью изображения.
  • Волшебные узоры (симметрия)

Пространственное ориентирование

  • Ориентировка на плате
  • Сравнительные характеристики предметов: большой-маленький, левый-правый, длинный короткий, верхний-нижний, вверху-внизу, впереди-сзади, рядом-между,  первый-последний, перед-за-между, на-под, слева от, справа-от.
  • Найди клад (составление на большой плате макета группы (обговорив с детьми какие детали будут обозначать окна, двери и предметы мебели)).

Игры на развитие познавательных основных психических процессов

  • Графические диктанты
  • Угадай, что изменилось?
  • Запомни и построй (рассматривают модель и собирают по памяти)
  • Запомни и выложи (рассматривают образец с соблюдением закономерности и выкладывают на плате).

1.2 Задачи и принципы реализации программы « LEGOразвивайка» для детей младшего возраста

Цель программы: создать условия для умственного развития детей с помощью конструктора LEGO.

Задачи программы:

  • Развивать технические знания и навыки 
  • Стимулировать любознательность, умение исследовать проблему
  • Учить анализировать, выдвигать гипотезы, целенаправленно думать
  • Развивать потребность в познавательной деятельности
  • Развивать психические функции, языковые навыки
  • Развивать умения к сотрудничеству и выполнению как лидерских, так и исполнительских функций в совместной деятельности
  • Воспитывать ответственность за начатое дело и умение слышать других. 

2.1 Комплексно-тематическое планирование совместной деятельности для детей младшей группы.

Задачи

Образовательные:

  • Продолжать знакомство с деталями конструктора
  • Научить размещать в пространстве 
  • Научить видеть образ и соотносить его с формами конструктора
  • Продолжать знакомство с приемами создания конструкций. Крепление деталей конструктора
  • Обучить созданию конструктивных образов

Развивающие:

  • Развивать чувство формы при создании построек
  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.
  • Способствовать овладению конструктивными умениями: расположение деталей в различных направлениях на плоскостях, надежное соединение деталей, соотношение постройки со схемами

Воспитательные:

  • Сформировать интерес к конструированию
  • Привить умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений
  • Воспитывать аккуратность
  • Сформировать умение выполнять коллективную работу

 

Месяц Тема Содержание занятий

Сентябрь

Знакомство с кирпичиками ЛЕГО.

3 неделя Игра «Принеси и покажи» - учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание: воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.  

4 неделя Игра «Выложи дорожку» - закрепить умение крепить кирпичики к плате; закрепить знания цветов;  

Описание: воспитатель предлагает выложить дорожку определенного цвета для красной шапочки и для волка. Сравнить дорожки по длине.

Октябрь

Классификация

1 неделя Игра Чудесный мешочек» - продолжать знакомство с деталями конструктора; закрепить знания цветов; развивать зрительное внимание.

Описание: восп-ль показывает деталь, которую надо найти. Ребенок на ощупь определяет кирпичик и сообщает цвет.

неделя Игра «Чудесный мешочек» - развивать слуховое внимание, зрительную и тактильную память.

Описание: воспитатель не показывает, а только называет необходимую деталь. Ребенок на ощупь находит.

3 неделя Игра «Собери башенку» - знакомит с приемами создания конструкций их крепление. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Описание: воспитатель называет цвет кирпичика. Например: возьмите красный кирпичик, желтый кирпичик положите на красный, синий кирпичик положите под красный, зеленый- положите на желтый и т. д.

4 неделя Игра «Выдели похожие» - закрепить знание цвета и размера; учить объединять кирпичики в группу по цвету и величине.

Описание: воспитатель показывает набор кирпичиков на плате и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали. Например: так чтобы внутри оказались только красные детали или только маленькие.

Ноябрь

Развитие внимания и памяти

1 неделя Игра «Что изменилось» - развивать речь, внимание и память.

Описание: 1. Воспитатель выкладывает кирпичики одного размера разных цветов (5-7 кирпичиков) Дети закрывают глаза в это время убирается один или два кирпичика, дети определяют изменения.

2 неделя Игра «Что изменилось» - развивать внимание и память.

Описание: воспитатель показывает конструкцию из 3-5 кирпичиков. Дети определяют что изменилось в конструкции по цвету, размеру, расположению.

неделя Игра «Собери по памяти»- развивать зрительную память и внимание.

Описание: воспитатель показывает башенку из 3-4 кирпичиков одинаковых по размеру и двух цветов. Показывает в течение нескольких секунд, убирает. Дети собирают модель и сравнивают с образцом.

неделя Игра «Собери такую же» - развивать зрительную память и внимание, умение найти ошибку и исправить ее.

Описание: воспитатель показывает на несколько секунд модель из кирпичиков разной величины и одного цвета. Дети собирают модель и сравнивают с образцом.

Декабрь

Симметрия

1 - 4 неделя Упражнение «Выложи половинку» - познакомить с принципом симметрии, формировать умение выкладывать вторую половинку узора.

Описание: воспитатель выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину.

Цветок, елочка., яблоко, снежинка.

Январь

Логические Закономерности

2 неделя Игра «Что лишнее»- учить определять лишний кирпичик и объяснять свой выбор (по цвету, по форме и размеру)

Описание: воспитатель показывает ряд кирпичиков выставленных на большой плате, и просит определить лишний кирпичик.

3 неделя Игра «Что лишнее»- учить определять лишний кирпичик и объяснять свой выбор (по цвету, по форме и размеру, количеству).

Описание:   воспитатель показывает ряд кирпичиков выставленных на большой плате, и просит определить лишний кирпичик.

4 неделя Игра «Что лишнее»- учить определять лишний кирпичик и объяснять свой выбор (количеству и сдвигу).

Описание:   воспитатель показывает ряд кирпичиков выставленных на большой плате, и просит определить лишний кирпичик.

Февраль

Логические цепочки

1 неделя Упражнение «Волшебная дорожка» - учить устанавливать простую закономерность и выкладывать ее следуя закономерности.

Описание: дети сидят в кругу и делают ход по кругу. Воспитатель передает плату с набранной закономерностью, определив закономерность дети выкладывают по оному кирпичику передавая плату по кругу.

2 неделя Упражнение «Выложи дорожку» - учить устанавливать простую закономерность и выкладывать ее следуя закономерности.

Описание: воспитатель дает каждому большие платы с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по цвету, размеру или по форме, дети должны их продолжить.

3 неделя Упражнение «Запомни и выложи дорожку» - закрепить умение устанавливать простую закономерность и выкладывать по памяти ее следуя закономерности.

Описание: выставляется ряд деталей с соблюдением закономерности (на несколько секунд) дети запоминают и выкладывают на своих платах.

4 неделя Упражнение «Запомни и выложи дорожку» - учить устанавливать простую закономерность и выкладывать ее по памяти следуя закономерности.

Описание: Описание: выставляется ряд деталей с соблюдением закономерности (на несколько секунд) дети запоминают и выкладывают на своих платах.

Март

Пространственное ориентирование

1 неделя. Исследуем плату. Воспитатель показывает верхнюю, нижнюю сторону платы. Серединку нижней стороны и верхней. Правую и левую сторону, серединку левой и правой стороны.

2 неделя Упражнение «Путешествие красного кирпичика на плате»- воспитатель раздает всем детям по плате и одному кирпичику. Затем диктует ребятам, куда поставить кирпичик. (в середину верхней стороны и т.д.)

3 неделя Упражнение «Путешествие зеленого кирпичика на плате»- воспитатель раздает всем детям по плате и одному кирпичику. Затем диктует ребятам, куда поставить кирпичик. (в середину верхней стороны и т.д.)

4 неделя Упражнение «Путешествие разноцветных кирпичиков на плате»- воспитатель раздает всем детям по плате и 6 кирпичиков разного цвета. Затем диктует ребятам, куда поставить определенного цвета кирпичик. (в середину верхней стороны положите красный кирпичик и т.д.)

Апрель

Конструирование 

1 неделя «Колобок» - учить конструировать круглые модели.

2 неделя «Крош» - продолжать учить собирать модели круглой формы.

3 неделя «Нюша» - закрепить умение собирать модели круглой формы.

4 неделя «Лосяш»- закрепить умение собирать модели круглой формы.

Май

Создание конструкции по схеме

1 неделя «Домик» - учить собирать модель по карточке.

2 неделя «Петушок» - продолжать учить строить модель по карточке.

3 неделя «Мышка» - закрепить умение строить по карточке.

4 неделя «Самолет» - закрепить умение строить по карточке.

 

3. Организационный раздел

Занятие проходит 1 раз в неделю 15 минут.

3.1 Список литературы

  1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Шмакова. – Всерос. Уч. – метод. центр образоват. Робототехники. – М.: Изд. – полиграф. Центр «Маска». – 2013 – 100с.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «Линка – ПРЕСС», 2001г. – 88с.: ил.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!