14.05.2015
Автор: Волкова Ирина Вячеславовна
Пояснительная записка
Программа «Лего-Land» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по легоконструированию с детьми 4-7 лет в условиях лего-класса. Настоящая Программа разработана на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014/, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Характеристика программы «Лего-Land»:
Концептуальная идея Программы:
Предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных потребностей для реализации новых компетенций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов, посредствам конструкторской и проектной деятельности с использованием LEGOконструктора.
Отличительная особенность Программы: при проектировании содержания программы «Лего-Land» учитывается календарь памятных и знаменательных дат, краеведческий принцип:обучение легоконструированию позволяет соединить образовательную деятельность с современными событиями, происходящими в городе и ближайшем окружении детского сада, включать воспитанников в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей Родине.
Условия реализации Программы:
Наполняемость групп - не более 16 человек.
Продолжительность обучения:
Содержание обучения:
Первый год обучения. В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO DUPLO: знакомятся с основными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Во второй половине года добавляется форма работы - это конструирование по образцу, схеме.
Второй год обучения. Дети знакомятся с основными деталями конструктораLEGO 4+. В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники создают конструкции по образцу, условиям, инструкции и собственному замыслу.В старшем дошкольном возрасте добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.
Третий год обучения. В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям.
Формы и режим образовательной деятельности: обучение начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая.
В первый год обучения – 1 раз в 2 недели, во второй и третий года обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность академического часа для детей 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет - 30 минут.
Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы - по мере усвоения материала Программы предусматривается участие детей в городских конкурсах-выставках по легоконструированию.
Цели и задачи Программы:
Цель Программы: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе легоконструирования.
Задачи:
1.3. Принципы, на которых строится программа «Лего Land»
2. Планируемые результаты освоения Программы
К пяти годам:
К шести годам:
К семи годам:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЯЯ ГРУППА (пятый год жизни)
Задачи образовательной деятельности
Описание образовательной деятельности
Развитие умений принимать замысел будущей модели, предложенный педагогом или поставленный самостоятельно.
Развитие умений выделять общие, типичные, характерные признаки предметов и явлений природы, человека; сенсорных, эстетических свойств(разнообразие форм, размеров, пропорций); устанавливать ассоциативные связи между свойствами предметов, деталями конструктора и образами.
Развитие умений создавать модели отдельных предметов и простые сюжеты, передавать пространственно-структурные особенности постройки.
Умение анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие постройку. Создание вариантов знакомых моделей из готовых деталей конструктора, разных по форме и цвету. Умение выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности использование перекрытий.
Использование несложных схем, частичное преобразование постройки, в соответствии с условием.
Проявление индивидуальных предпочтений в создании модели. Поощрение детей эстетически воспринимать созданную работу. Обыгрывание построек. Опыт участия в совместном со взрослыми и детьми творчестве, сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективных работ.
ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(дети 4-5 лет)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Вводное занятие. Знакомство с ЛЕГОШЕЙ и лего-классом. |
1 |
1 |
|
2. |
Конструирование по показу разных видов растений: деревья, цветы. |
2 |
2 |
|
3. |
Конструирование по показу животных |
3 |
3 |
|
4. |
Машины помощники (конструирование транспортных средств) |
2 |
2 |
|
5. |
На границе тучи ходят хмуро. (конструирование военной техники по показу) |
1 |
1 |
|
6. |
Мы построим новый дом (конструирование по схеме) |
2 |
2
|
|
7. |
Конструирование по схеме (совершенствование умений) |
3 |
3 |
|
8. |
Конструирование по образцу |
1 |
1 |
|
9. |
Конструирование по образцу и схеме |
1 |
1 |
|
Итого: |
16 |
СТАРШАЯ ГРУППА (шестой год жизни)
Задачи образовательной деятельности
Описание образовательной деятельности
Развитие умений определять замысел будущей модели, самостоятельно отбирать детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его.
Освоение новых более сложных способов скрепления деталей. Создание моделей по схеме, образцу, творческому замыслу. Умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки, придумывание сюжетных композиций.
Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми способами создания прочных, высоких сооружений.
Освоение плоскостного и объемного конструирования.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ. Развитие умений адекватно оценивать результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(дети 5-6 лет)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Вводное занятие. Разноцветная лесенка |
1 |
1 |
|
2. |
Конструирование по схеме |
12 |
12 |
|
3. |
Конструирование по образцу |
7 |
7 |
|
4. |
Конструирование способом «Мозаика» |
4 |
4 |
|
5. |
Конструирование по образцу и схеме |
2 |
2 |
|
6. |
Конструирование по творческому замыслу |
2 |
2 |
|
7. |
Конструирование по образцу и творческому замыслу |
2 |
2 |
|
8. |
Конструирование по технологической карте |
2 |
2 |
|
Итого: |
32 |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (седьмой год жизни)
Задачи образовательной деятельности.
Описание образовательной деятельности
Умение самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.
Проявление инициативы, высказывание собственных суждений и оценок.
Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его.
Самостоятельно использовать различные способы скрепления деталей. Умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки, придумывание сюжетных композиций.
Самостоятельно конструировать постройки по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Применение способов создания прочных, высоких сооружений.
Освоение плоскостного и объемного конструирования. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование умений планировать процесс создания модели.
Совместное со взрослыми и детьми коллективное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата. Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремиться к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(дети 6-7 лет)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
|
2. |
Конструирование по схеме |
10 |
10 |
|
3. |
Конструирование по образцу |
5 |
5 |
|
4. |
Конструирование способом «Мозаика» |
3 |
3 |
|
5. |
Конструирование по образцу и схеме |
4 |
4 |
|
6. |
Конструирование по творческому замыслу |
5 |
5 |
|
7. |
Конструирование по образцу и творческому замыслу |
1 |
1 |
|
8. |
Конструирование по технологической карте |
2 |
2 |
|
9. |
Составление схем |
1 |
1 |
|
Итого: |
32 |
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих уровнях дошкольного образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Количество наборов совпадает с количеством занимающихся детей плюс демонстрационный комплект на каждую тему.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!