Развитие речи с помощью конструктора ЛЕГО

07.12.2022

Развитие речи с помощью конструктора ЛЕГО

Методический материал «Использование  Lego-конструктора в логопедической работе с детьми с нарушениями речи» разработала и прислала Патрикеева Лариса Ивановна, учитель-логопед МБДОУ детский сад «Тополек», п. Зимовники.

В современном мире, с каждым годом растет процент ребят с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, они дают односложные ответы и многое другое.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные и коррекционные цели и задачи.

На сегодняшний день наборы Lego зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В этот конструктор с удовольствием играют и взрослые, и дети.

  • Преимущества лего-технологий перед другими инновационными конструктивно-игровыми приемами, используемыми для развития речи:
  • Дошкольник может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;
  • Конструктор безопасен: нет риска порезаться, покрытие конструктора не представляет опасности, во время игры руки ребенка остаются чистыми;
  • После игры поделки можно хранить как в собранном, так и в разобранном виде, не представляет труда быстро разобрать поделку и хранить в виде отдельных деталей;
  • Получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков. Это позволяет ощутить состояние успеха;
  • Нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
  • Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознать свои желания и возможность их реализации;
  • Не вызывает у ребенка негативного отношения, и вся работа педагога с ребенком воспринимается как игра.

Применение лего при организации НОД по речевому развитию позитивно отражается на качестве процесса обучения, так как способствует:

  • Закреплению (автоматизации) звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки, слоги, слова и т.д.);
  • Формированию/развитию правильного длительного выдоха;
  • Развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования;
  • Формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами, образование сложных слов и т.д.);
  • Развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида).
  • Знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
  • Овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • Формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела;
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи).

Предлагаю познакомиться с речевыми играми при помощи конструктора на групповых и индивидуальных занятиях.

Речевые игры по развитию звукопроизношения

  1. Игра «Звуковой коврик»

Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «С».

Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек синего и красного цветов равного количества.

Ход игры: ведущий предлагает игроку/игрокам выложить произвольно коврик из лего-фишек. Затем просит «пройти» по коврику и назвать звуки в соответствии с лего-фишками: на фишку синего цвета произносить звук «С», на фишку красного цвета произносить гласные звуки.

  1. Игра «Башенки»

Цель: закрепление произношения изолированного звука «С» громко и тихо.

Оборудование: набор лего-деталей для постройки двух башенок — высокой и низкой.

Ход игры: ведущий объясняет игроку, что при указании на высокую башню игроку нужно громко произносить звук «С», при указании на низкую — тихо (ведущий показывает на башни 6-8 раз, игрок произносит звук с необходимой громкостью).

  1. Игра «Заведи грузовик»

Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «Р».

Оборудование: набор лего-деталей для постройки грузовика и игровое поле.

Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из лего грузовик, которому предстоит «проехать» весь путь, делая остановки около заправочных станций. Грузовик становится на начало игрового поля. Игрок произносит длительно звук Р и продвигается по игровому полю.

  1. Игра «Волшебные кубики»

Цель: закрепление произношения изолированного звука «Р» длительно и коротко.

Оборудование: набор лего-деталей для постройки цепочки из дорожек и отдельных кубиков.

Ход игры: ведущий предлагает игроку рассмотреть цепочку из дорожек и кубиков. Игрок продвигается по цепочке и называет звук «Р» длительно, если попадает на дорожку, и коротко, если на отдельный кубик. Например: Р-Р-Р, Р, Р-Р-Р, Р.

  1. Игра «Петушок»

Цель: закрепление произношения звука «Р» в словах.

Оборудование: набор лего-деталей для постройки петушка и картинка постройки.

Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из деталей петушка. Затем просит назвать части петушка, в названии которых есть звук «Р». Например: борода, крылья, шпоры, гребешок.

  1. Игра «Звуковая дорожка»

Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «К».

Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек размером 2/2 синего цвета в количестве 8-10 шт.

Ход игры: ведущий предлагает игроку выложить на лего-платформе дорожку из синих лего-фишек, затем «пройти» по дорожке и назвать слова на звук «К».

  1. Игра «Волшебная лесенка»

Цель: автоматизация звука Ж в словах.

Оборудование: лесенка, сложенная  из лего-деталей, к которой прикреплены картинки с изображением предметов на звук Ж.

Ход игры: ведущий предлагает игроку подняться по «волшебной» лесенке, а затем спуститься вниз, называя при этом слова на звук Ж.

  1. Игра «Винни-Пух и Пятачок»

Цель: дифференциация звуков П/П’ в словах.

Оборудование: набор лего-деталей для постройки Винни-Пуха и набор карточек с изображением предметов со звуками П/П’.

Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать медвежонка Винни. Далее предлагает игрокам разобрать все карточки с изображением предметов со звуками П/П’. Ведущий предлагает назвать предмет на карточке и «отдать» карточку Пятачку (если есть в слове звук П’) или Винни-Пуху (если в слове есть звук П).

  1. Игра «Коврик для Винни-Пуха»

Цель: дифференциация звуков В/В’ в словах.

Оборудование: лего-платформа, набор из 9 лего-фишек синего и зеленого цвета, игрушка (картинка) Винни-Пух.

Ход игры: ведущий предлагает игроку послушать слова и сложить коврик для Винни-Пуха (коврик выкладывается с верхней строки).

Например: волк, вишня, валенки, виноград, ветка, водолаз, завод, слива….

Речевые игры по развитию звукового анализа

  1. Игра «Посели в домик»

Цель: развитие умений простого звукового анализа.

Оборудование: лего-домики с крышами синего, красного и зеленого цвета.

Ход игры: ведущий предлагает назвать предмет на картинке и определить первый звук в слове, затем «поселить» в домик. Например: утка — первый звук У нужно поселить в домик с красной крышей; ракета — первый звук Р, в домик с синей крышей, перец — в домик с зеленой крышей.

  1. Игра «Гласный-согласный», аналогично игра «Твердые-мягкие согласные»

Цель: развитие умения дифференцировать гласные и согласные звуки.

Оборудование: лего-фишки красного и синего цвета по 2 на каждого ребенка.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам послушать звуки и поднять лего-фишку определенного цвета: красную — на гласный звук, синюю — на твердый согласный звук.

  1. Игра «Где живет звук Ш?»

Цель: закрепление знаний о расположении звука в слове.

Оборудование: лего-платформа и синие лего-фишки.

Ход игры: ведущий предлагает игроку послушать слова и определить место звука в слове.

  1. Игра «Вагончики для картинок»

Цель: закрепление умения определять первый звук в слове, дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.

Оборудование: вагончики синего и зеленого цвета (по 2 каждого цвета), набор предметных картинок на пару согласных звуков.

Ход игры: ведущий предлагает распределить картинки по вагончикам. Например: перо — звук П’ к зеленому вагончику, пушка — к синему.

  1. Игра «Подбери картинку к схеме»

Цель: развитие умений простого звукового  анализа.

Оборудование: картинки с изображением предметов,  3 лего-схемы из деталей желтого цвета размером 2×6, 3 лего-фишки синего цвета размером 2×2.

Ход игры: ведущий предлагает игроку назвать предмет на картинке, определить, в названии каких картинок есть звук Б, положить картинку под соответствующую лего-схему.

Речевые игры по развитию слогового анализа

  1. Игра «Слоговички»

Цель: развитие умений слогового анализа.

Оборудование: лего-схемы из деталей конструктора желтого цвета размером 2×2, 2×4, 2×6 в соответствии с количеством слогов в слове.

Ход игры: ведущий предлагает послушать слова и поднять соответствующую лего-схему.

  1. Игра «Поезд»

Цель: развитие умений дифференцировать слова, состоящие из 1,2,3 слогов.

Оборудование: набор деталей для постройки паровоза и трех вагонов. А также набор карточек с изображением предметов.

Ход игры: ведущий просит игроков собрать паровоз и вагоны. Затем предлагает перевезти животных в поезде с 1,2,3 вагончиками, в зависимости от количества слогов в их названиях, и назвать предметы на карточках.

Примерный перечень: кит, лиса, олень, корова, рысь, волк, бегемот, верблюд, курица (можно использовать игрушки).

Речевые игры по развитию словаря

  1. Игра «Сравни постройки»

Цель: закрепление навыка образования слов-антонимов.

Оборудование: наборы лего-деталей для построек 2 башен, 2 мостиков, 2 дорожек, 2 горок.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Каждой паре необходимо сделать диаметрально противоположные постройки, сравнить их между собой и назвать.

Примерные ответы: широкая арка — узкая арка, высокая арка — низкая арка, узкая дорожка — широкая дорожка, высокая лестница — низкая лестница, длинная дорожка — короткая дорожка, высокий дом — низкий дом.

  1. Игра «Часть и целое»

Цель: закрепление знаний о частях предметов, развитие словаря существительных.

Оборудование: наборы лего-деталей для постройки предметов мебели: например: стул, кресло, диван, кровать.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам определить, какой предмет мебели каждый из них будет собирать. После сборки называют предмет мебели, который они собрали, и части этого предмета.

Например: это стул, у него есть спинка, сиденье, ножки.

  1. Игра «Гномики и великаны»

Цель: развитие умений словообразования существительных.

Оборудование: 2 лего-человечка, один большой — великан, другой маленький — гномик.

Ход игры: ведущий предлагает игроку рассмотреть 2 игрушки: великана и гномика, рассказывает игроку о том, что нужно распределить предметы, изображенные на картинках.

Примерный перечень предметов на картинках: дом, домик, стол, столик, стул, стульчик, кровать, кроватка, диван, диванчик, брюки, брючки, рубашка, рубашечка, шкаф, шкафчик.

  1. Игра «Выбираем одежду для Маши и Миши»

Цель: развитие словаря по теме «Одежда», дифференциация женской и мужской одежды.

Оборудование: 2 шкафчика, сделанные из лего-конструктора. На одном шкафчике эмблема «девочка Маша», на другом «мальчик Миша». Набор предметных карточек с изображением одежды.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам разделиться на две команды: девочки и мальчики. Девочкам нужно отобрать одежду для Маши, мальчикам – для Миши.

  1. Игра «Ферма»

Цель: развитие навыка словообразования существительных при помощи суффиксов.

Оборудование: схемы и наборы для конструирования домашних животных и птиц: утка, гусь, индюк, кошка, коза или готовая схема набора «Ферма».

Ход игры:

1-й вариант: ведущий предлагает рассмотреть элементы набора «Ферма», расставить их согласно сюжету и назвать птенцов у домашних птиц и домашних животных.

2-й вариант: ведущий предлагает игрокам составить из деталей птиц и животных. После составления моделей ведущий предлагает назвать детенышей домашних животных и птенцов домашних птиц.

Примерный перечень: гусь-гусенок, утка-утенок, индюк-индюшонок, кошка- котенок, коза-козленок.

  1. Игра «Кто что делает? Кто как голос подает?»

Цель: развитие глагольного словаря.

Оборудование: наборы лего-деталей для постройки домашних животных и птиц.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам выполнить постройки, ответить на вопрос «Что делает? Например, «Курица что делает? Ходит, клюет, бегает, квохчет, кудахчет, сидит (на гнезде) и т.д. Кто как голос подает? Лошадка ржет, собака лает и т.д.

Речевые игры по развитию грамматического строя речи

  1. Игра «Какой, какая, какое?»

Цель: закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.

Оборудование: лего-наборы для построек 2 башен, 2 мостиков, 2 дорожек, 2 горок.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Каждой паре необходимо сделать противоположные постройки, сравнить их между собой и назвать: высокая башня-низкая башня, высокий мостик-низкий мостик, длинная дорожка-короткая дорожка, узкая дорожка-широкая дорожка и т.д.

1-й вариант: ведущий предлагает назвать еще предметы, которые могут быть высокими и низкими, длинными и короткими, широкими и узкими.
2-й вариант: ведущий предлагает отобрать карточки, изображающие предметы, про которые можно сказать так же, как о выполненной постройке.

Примерные ответы: высокая башня, высокий дом, высокая ваза, высокое дерево, высокий человек, высокая гора и т.д.
Низкая башня, низкий дом, низкая ваза, низкое дерево, низкая гора и т.д.

  1. Игра «Как Легик и Легоша делили игрушки»

Цель: развитие умений согласования местоимений ОН, ОНА с существительными.

Оборудование: девочка Легоша и мальчик Легик и набор карточек с изображением игрушек.

Ход игры: ведущий предлагает игроку назвать игрушки на полке и определить, пригодится игрушка Легоше или Легику. Если об игрушке можно сказать ОНА МОЯ – ее забирает девочка Легоша, если ОН МОЙ – мальчик Легик.

  1. Игра «Где петушок»

Цель: развитие предложно-падежных конструкций.

Оборудование: набор конструктора для сборки макета, набор фигурок и игрушечный петушок (можно из конструктора).

Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать макет деревенского двора. Затем назвать предметы на макете: забор, деревья, ели, дома. Потом ведущий предлагает определить, где бы мог быть петушок.

Примерные ответы: петушок на крыше дома, петушок около дома, петушок за домом, петушок между деревьями и т.д.

  1. Игра «Посчитай и назови»

Цель: развитие умения согласования количественных с существительными.

Оборудование: наборы лего-деталей для сборки цифр 1,2,3,5 и карточки с предметами.

Ход игры: ведущий предлагает назвать предметы на карточках, если их бы было 1 (один, одна), 2 (два, две), 5 (пять) (можно использовать предметы произвольно и по определенным лексическим темам).

Примерные ответы: один петух, две собаки, пять цыплят.

  1. Игра «Кто чем питается?»

Цель: развитие беспредложных конструкций.

Оборудование:  лего-наборы для постройки домашних животных и птиц.

Ход игры: ведущий предлагает выполнить постройки домашних животных и птиц. Затем необходимо припомнить, чем можно угостить каждого.

Примерные ответы: барана угостим травой, собаку угостим косточкой, петуха угостим зерном и т.д.

  1. Игра «Составь предложение»

Цель: закрепление навыка составления предложений из 3, 4 слов.

Оборудование: лего-модели: мальчик, девочка, ель, дом, машина, самолет, кот, собака, лошадь; 1 схема предложения из 3 слов, 1 схема предложения из 4 слов; 2 лего-детали желтого цвета 2×6 (для обозначения слова), 2 лего-детали для  обозначения слова в начале предложения с большой буквы и 1 деталь желтого цвета 2×2 (для обозначения предлога).

Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть первую схему предложения из трех слов и составить по ней предложение, отобрав из набора необходимые постройки и лего-детали. Затем аналогично играют со второй схемой предложения из 4 слов, также третья и четвертая схема.

  1. Примерные предложения: Девочка пасет овечку. Девочка гладит собаку.
  2. Примерные предложения: Мальчик подошел к петуху. Мальчик вышел из дома.
  3. Игра «Лего-город»

Предложить ребенку построить лего дома. Каждый квадрат сообщает нам какого цвета должен быть дом и сколько этажей. Например: красный квадрат с цифрой 1 значит одноэтажный дом и т.д.

  1. Игра «Загрузи грузовичок»

Представлен грузовик, цифры от 1-5, 5-10, лего-кирпичики, лего-кубики.

Нужно загрузить заданное количество кубиков или кирпичиков в грузовик, считая их.  Можно загрузить предметы по изучаемой лексической теме, на автоматизируемый звук.

Развитие мелкой и общей моторики

Перед каждой игрой необходимо проводить пальчиковую гимнастику с лего-кирпичиком или кубиком.

Кубик в руки я беру, по ладошке постучу
Покатаю, покатаю
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.   (все то же самое для другой ладошки)

Пошли пальчики гулять (кирпичики лего)
А вторые догонять
Третьи пальчики бегом
А четвертые пешком
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.

Лего-дом мы строим выше, выше
Есть окошко в нем и крыша
Вот помощники мои
Как их хочешь поверни
1,2,3,4,5,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

«Спортивные состязания»

Игровое поле с цветными дорожками со стартом и финишем. 2 игрока,2 дорожки. На каждый цвет пластины дать задание, например: зеленая — прыгнуть, синяя — присесть, красная — стоять на одной ноге и т.д. Игроки стоят на старте и кидают кость.

В этой игре можно закрепить гласные и согласные звуки, например: на красный кирпичик назвать гласный звук и предмет на этот звук (можно по лексической теме), синий — твердый согласный звук, зеленый — мягкий согласный.

Речевые игры по развитию связной речи

Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

  1. Игра «Давай расскажем вместе стихотворение»

Цель: обогащение речевого опыта детей различными формами инициативных и ответных диалогических реплик.

Оборудование: набор лего-деталей для конструирования медведя.

Ход игры: ведущий читает текст стихотворения, игрок поддерживает диалог.

- Я медведя поймал!
- Так веди сюда.
- Не идет.
- Так сам иди.
- Да он меня не пускает.

  1. Д/и «Построим сказку»

Предложите детям на трех пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

  1. Д/и «Объединим постройки»

Предложите детям собрать своё событие на пластинке, не договариваясь друг с другом. А затем предложите составить рассказ, объединив все события в одной истории.

  1. Д/и «Что сначала, что потом?»

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, составлять рассказ о процессе создания постройки, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию. А затем рассказать, как он ее создавал.

  1. «Расскажи что получилось».

Детям предлагается сконструировать из лего любую поделку (или поделку по заданной теме, например, «Космос» — смастерить необычный космический корабль). Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из 5-6 предложений).

Тем самым у ребенка решаются сразу несколько задач: у дошкольников в неназойливой форме развивается связная речь, дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию, развивается мелкая моторика, фантазия и воображение.

Таким образом, применение дидактических игр с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов является эффективным средством развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!