Развитие способностей детей

26.03.2015

Развитие способностей детей

Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети.

В.А.Сухомлинский

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

В нашей системе работы представлен опыт интеграции игровой и конструктивной деятельности ребенка в решении педагогической задачи по развитию детских способностей.

1. Основополагающие понятия:

способности, игра-фантазироване, лего-консруирование

В данной системе работы мы выделяем три основополагающих понятия: способности, игра-фантазирование, лего-конструирование. Коротко остановимся на каждом из них.

1.1. Способности

Одно из определения способностей ребенка звучит так: «Способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности: положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой». В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, во время не выявленные и не раскрытые, утрачиваются. К тому же у каждой способности свое время, упустишь – потом не наверстаешь.

Способность мыслить, творить – это величайший из полученных человеком природных даров. Этим даром в разной мере наделен каждый ребенок. Однако, творческий интеллектуальный потенциал ребенка может быть не реализован в полной мере в силу того, что педагоги, родители не обратили должного внимания на тонкие движения души ребенка, а возможно им не хватило для этого знаний, терпения, неординарности подхода к развитию индивидуальности малыша.

Актуальность развития способностей, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути к личности, отвечающей современным требованиям. И развивать качества личности, востребованные в недалеком будущем нужно уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это обогатить и разнообразить детскую деятельность, которая является основой для развития способностей ребенка.

Средством для достижения нашей цели (развитие способностей ребенка) мы выбрали лего-конструирование, как одну из эффективных технологий в развитии ребенка, которая помогает развивать пространственное мышление, логику, творчество, умение решать задачи различного характера (воспроизведение образца, создание замысла по теме, проблемные ситуации), а также коммуникативные навыки. Кроме того, мы исследовали и развивали такую интегративную деятельность детей, как игра-фантазирование на основе построек из лего-конструктора.

1.2. Игра-фантазирование

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, которая сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Несмотря на свою «несерьезность», именно игра в первую очередь способствует развитию ребенка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.

Что же является основной составляющей, характеризующей игру? Это наличие воображаемой ситуации, то есть ребенок действует в ситуации «как будто». Апогеем развития игрового творчества является придумывание новых игр - фантазирование.

Игра-фантазирование появляется в деятельности ребенка-дошкольника в старшем дошкольном возрасте. Дети играют на основе индивидуального или совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.

Игра-фантазирование органично вырастает из режиссерской игры ребенка, игры-импровизации, театрализации. Иногда грань между разными видами игр практически незаметна и трудно увидеть, когда ребенок перешел от режиссерской игры к игре-фантазированию. Постепенно из предметного плана игра переходит в план воображения и речи. Признаком игры фантазирования является то, что игра в большей мере протекает в речевом плане.

Содержанием игр становятся события, происходящие в реальной жизни, в сказках, мультфильмах – они имеют особую эмоциональную значимость для ребенка. Ребенок, мысленно включается в происходящее, сопереживает героям, действует вместе с ними во внутреннем плане – плане воображения – и тем самым осознает себя активно действующим участником. Основой для развития игры-фантазирования служит наличие игрового материала: полифункциональных игровых полей, где игра строится по различным сюжетам; настольных театров и пр. С появлением в группе тематических лего-конструкторов, мы заметили, что постройки из лего – благоприятная материальная база для развития детского игрового творчества не только интегрированного с конструктивной деятельностью, но и с режиссерскими играми, а затем и с играми-фантазированиями.

Актуальность игры-фантазирования состоит в том, что она, как деятельность интегративная, отвечает потребностям и интересам современного ребенка, а также способствует развитию таких общих способностей детей как творческое воображение и креативность мышления, способность рассуждать и мыслить, грамотно и красиво говорить.

1.3.Лего-конструирование

Несколько последних десятилений лего-конструкор является одной из самых любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается, по нашему мнению, многими показателями:

  • визуальная привлекательность: яркий дизайн, чистые цвета, многообразие деталей
  • техногенность: простота и удобство крепления деталей
  • многообразие игровых полей и возможность дополнения, изменения, объединения, придумывания нового
  • полифункциональность лего-конструктора
  • учет возрастных особенностей, что позволяет использовать конструктор детям с раннего возраста (крупные, мягкие детали) до школьного возраста (конструктор серии «Техно»).

Строясь на интегративных принципах, Лего позволяет педагогу обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников и предоставляет огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.

Актуальность применения лего-технологий обуславливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных направлениях деятельности ребенка, а также возможностью развития таких качеств личности, как оригинальность мышления, гибкость ума, исследовательский интерес, хорошее пространственное воображение, навыки стратегического планирования и социального взаимодействия в практических ситуациях, влияющих на развитие общих способностей ребенка.

Цель нашей деятельности отражена в названии системы работы: развитие общих способностей детей средствами игры-фантазирования на основе лего-конструктора.

Задачи:

  1. Создавать предметные и педагогические условия для развития общих способностей у детей
  2. Способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей, как основы для игры-фантазирования
  3. Развивать общие способности:
  • логичность, оригинальность, гибкость мышления, внимание и память
  • способность к анализу и синтезу
  • коммуникативные способности, выразительная речь
  • навыки эффективного взаимодействия и умение работать в команде.

Воспитывать позитивное отношение к окружающей действительности, способствовать созданию ситуации успеха и удовлетворенности детей своей деятельностью.

Новизна данного опыта работы заключается в том, что:

  1. Дополнена и описана педагогическая технология игры-фантазирования на основе построек из лего-конструктора.
  2. Разработана мини-технология «Лего-сказка» для разных периодов дошкольного детства.
  3. Разработан и систематизирован практический материал, иллюстрирующий данные технологии.

Практическая значимость опыта заключается в том, что разработанные методические и практические материалы могут быть использованы в работе любого педагога-дошкольника, родителей детей дошкольного возраста.

2. Использование лего-технологий и игры-фантазирования в развитии способностей у дошкольников

В своей работе с детьми мы использовали несколько педагогических технологий: лего-технология (или, как мы ее называем лего-конструирование), мини-технологии лего-сказка и лего-мультфильм и технология игры-фантазирования на основе построек из лего-конструктора.

2.1. Педагогическая технология «Лего-конструирование»

Конечно же, для того, чтобы начала развиваться игра, необходима предметно-развивающая среда, в нашем случае - это постройка из лего-конструктора. Мы не будем описывать процесс обучения детей конструированию, так как широкое использование лего-конструктора в детских садах и семьях воспитанников обеспечивает достаточное овладение детей навыками лего-конструирования.

Для тех педагогов, кто хочет методически верно подойти к этому вопросу, мы рекомендуем опыт педагогов детского сада №40 города Томска «Использование лего-технологий в развитии детей дошкольного возраста». Они предлагают следующие этапы работы в обучении детей лего-конструированию:

  1. Знакомство с деталями лего-конструктора путем практического экспериментирования.
  2. Организация сюжетного конструирования. Разыгрывание несложных ситуаций.
  3. Конструирование по образцу.
  4. Конструирование по условиям.
  5. Конструирование по замыслу.

Мы же дополнили данный список несколькими этапами лего-конструирования для детей старшего дошкольного возраста.

Этапы лего-конструирования

Таблица 1

Этапы

Содержание

Конструирование по модели

(как условие развития   детского воображения и творчества   - дополнение предложенной   модели своими деталями)

Детям в качестве образца   предлагают готовую модель, они ее воспроизводят, а затем дополняют

по своему желанию любыми   элементами и деталями

Конструирование по   простейшим чертежам и наглядным схемам

Дети воссоздают внешние и   отдельные функциональные особенности объектов

Конструирование по теме

Детям предлагают общую   тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек

Конструирование по зачину   сказки, истории

Детям рассказывается начало   истории, сказки, и они сами создают постройку с целью дальнейшего развития   сюжета истории в игре

Такой подход позволяет уже на первом этапе (создание постройки) ориентировать ребенка на интегрированную деятельность и дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой.

Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества.

2.2. Мини-технология «Лего-сказка»

Одна из мини-технологий развития ребенка «Лего-сказка» начинается именно на этапе конструирования.

Лего-сказка направлена на создание детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре.

В младшем дошкольном возрасте, мы используем прием «одушевления» любого предмета, объекта и сочинение сказок для детей с участием этого объекта. В приложении представлен придуманный нами комплекс сказок для обучения детей конструированию из лего-конструктора.

В старшем дошкольном возрасте технология «Лего-сказка» применяется в нескольких направлениях:

Изначально – это литературное творчество ребенка (придумывание сказки), а затем лего-конструирование по ее сюжету

Придумывание лего-сказок по готовому набору героев и постройки для развития сказочного сюжета;

Придумывание лего-сказки по готовому набору героев и постройки для развития сказочного сюжета с дальнейшим дополнением постройки, введением новых героев, развитием новых сюжетных линий.

Мы выделили общие этапы работы по применению мини-технологии «Лего-сказка».

Этапы мини-технологии «Лего-сказка»

Таблица 2

I этап

Анализ   имеющегося материала (литературного   произведения, игрового набора и пр.)

II этап

Синтез

(создание, конструирование, придумывание)

III этап

Обыгрывание   сюжета (придумывание, творчество)

 Дети очень бережно относятся к   результатом своего творчества. Поэтому замечательнымитогом такой работы станет «Книга лего-сказок нашей группы». Нужно   просто записать придуманные детьми сказки и истории и проиллюстрировать их   фотографиями сказочных построек, рисунками, планами, схемами, созданными   детьми и воспитателями.

2.3. Мини-технология «Лего-мультфильм»

Лего-мультфильмы направлены на приобщение детей к природосообразному современному ребенку виду искусства – мультипликации. При создании лего-мультфильмов дети приобретают ни с чем не сравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с новыми для них видами творчества: конструирование картинки мультфильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. Работая над созданием мультфильма в тесном взаимодействии со взрослыми, дети осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения со взрослыми. Работа по созданию лего-мультфильма проходит поэтапно.

Этапы мини-технологии «Лего-мультфильм»

Таблица 3

Этапы

Роль детей

Рекомендации

Выбор произведения, анализ   (герои,  события)

Выбирают совместно   произведение, обладающее определенными характеристиками, из предложенных или   придуманных детьми

Желательно, чтобы это было   несложное, короткое литературное   произведение с большим количеством героев, чтобы в создании мультфильма   приняло участие несколько детей.

Например, сказки «Колобок»   или «Репка», истории В.Сутеева и пр.

Конструирование героев и   игрового поля

Конструируют

Можно взять готовые игровые   наборы из серии «LEGO-DUPLO» или «LEGO-DACTA»,   можно сконструировать героев по замыслу

Создание декораций

Конструируют, рисуют,

обсуждают, договариваются,   сотрудничают

Так как это будет   мультфильм, то желательно кроме горизонтального игрового поля иметь вертикальные   декорации, которые также можно сконструировать из лего-конструктора, создав   плоское изображение на площадке для строительства и разместив ее вертикально   по краю игрового поля. Можно использовать декорации, нарисованные детьми

и взрослыми

Съемка

Переставляют героев

(по очереди,

каждый своего), следят за кадрами фотосъемки

Для съемки необходимо   закрепить фотоаппарат на штативе и не сдвигать его с места, поэтому   дальнейшие перемещения вокруг съемочной площадки должны быть очень   осторожными. Подобрать подходящее освещение, чтобы фотографии были четкими.

Двигать персонажи нужно   примерно на 1 см   за 1 кадр.

Монтаж

Наблюдают

за работой

взрослого

Эта работа выполняется   взрослым, имеющим навыки работы со специальной компьютерной программой.   Несмотря на незначительное участие детей в этой работе, это очень ярко эмоционально   окрашенный этап работы

Озвучивание

Участвуют в озвучивании героев

Самым значимым событием является премьера лего-мультфильма: это ситуация успеха для всех его создателей!

2.4. Педагогическая технология организации игры-фантазирования на основе построек из лего-конструктора

Игра-фантазирование представляет собой совместное сюжетосложение детей. Как правило, основой игры-фантазирования является литературный опыт детей (слушание сказок, приключенческих историй), который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития воображения. Кроме того, благоприятной основой для развития этой игры является игровой опыт ребенка в сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские игры. Также очень благоприятным для развития данного вида игры является наличие специального игрового пространства. В нашем случае мы будем использовать полифункциональные игровые лего-поля.

Приведем несколько приемов развития игры-фантазирования на основе построек из лего–конструктора:

Приписывание известному персонажу лего-конструктора новых характеристик, необычных черт характера

Конструирование и введение в сказку, историю нового предмета, объекта, персонажа на основе известных

Сочинение историй по заданным персонажам, предметам.

В игре-фантазировании для ребенка ценным является как процесс, так и результат фантазирования – придуманный рассказ-сюжет. Работа воображения протекает преимущественно в речевом плане, сопровождаясь игровыми действиями и выразительными движениями, дополняясь ролевой речью.

Игра-фантазирование может быть организована с опорой на наглядный материал (тематическая постройка из лего), а может переходить полностью в речевой план: ролевой диалог между героями (в том числе сконструированными из лего). Раскрепощению детского воображения в игре-фантазировании способствует рассказывание и придумывание лего-сказок, историй, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей. Содержание игры-фантазирования может быть дифференцировано для девочек и мальчиков.

Педагогическая технология развития игры-фантазирования на основе лего-построек востребована в первую очередь для детей, имеющих склонность к сочинительству (дети-«сочинители»). В то же время в игре-фантазировании охотно принимают участие и дети с разными игровыми умениями, для некоторых детей интересен процесс наблюдения за игрой сверстников. Участие детей в игре-фантазировании требует развития воображения, поэтому педагогическая технология развития такого вида деятельности включает в себя игры и игровые упражнения на развитие творческого воображения.

В игре воспитатель, являясь со-игроком детей, может предлагать им конкретное задание, которое предполагает достижение конкретной цели. Это позволяет детям осознавать и удерживать результат, определять средства и способы построения игровой деятельности. Специфика игры-фантазирования состоит в том, что это вид сюжетной игры, требующий участия взрослого как носителя игровых умений, задачей которого является определение основной линии сюжета, частичный выбор персонажей.

Построение игры-фантазирования может осуществляться с опорой на схему классической волшебной сказки (В.Пропп, «Морфология сказки»), которая состоит из следующих блоков:

  1. Первоначальная потеря, беда.
  2. Отсылка героя за недостающим объектом, предварительное испытание героя, проверка его свойств, знаний.
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя.
  4. Основное испытание героя (борьба с антагонистом или решение трудной задачи).
  5. Ликвидация первоначальной беды.
  6. Награда героя.

Такая же (или близкая к ней) схема используется в современных детских фильмах и мультсериалах, что позволяет детям с легкостью воспринимать сюжетные линии. Типичный сюжет современного сериала выглядит следующим образом:

  1. Угроза (отрицательные герои угрожают положительным).
  2. Сражение положительных героев с отрицательными.
  3. Победа положительных героев.

Здесь находит отражение представление детей об игровом персонаже как о защитнике добра, всех нуждающихся в помощи. Известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии» пишет, что в отношении сюжета дети долго остаются консерваторами и хотят, чтобы он каждый раз воспроизводился в неизменном виде. Но наступает момент, когда какому-либо персонажу больше нечего сказать ребенку и ребенок может легко с ним расстаться, как со старой игрушкой, от долгого употребления пришедшей в негодность. Тогда и сказка со временем должна превратиться в пародию, отчасти потому, что пародия создает новый угол зрения на сказку и возобновляет к ней интерес.

Игра-фантазирование требует от детей соблюдение ряда правил:

  • рассказывать, развивая предложенный сверстником фрагмент
  • слушать и принимать замысел товарища
  • вносить предложения по изменению сюжета
  • аргументировать для партнера по игре свои предложения, находя значимые обоснования.

Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей вопросами, например: «Что было дальше?», «Кого они встретили?», «Что с ними случилось?».

Для того, чтобы детям легче было вычленить необходимость продолжения замыслов друг друга, можно использовать предмет, передача которого из рук в руки рассматривается как передача очереди придумывать историю, а сам предмет обозначает необходимость продолжения придумывания.

Для игры-фантазирования дети по желанию объединяются парами или небольшими подгруппами. По ходу игры-фантазирования целесообразно предложить детям самостоятельно составить игровые правила, придумать санкции для их нарушителей; обращается внимание на состояние детей, по отношению к которым не соблюдаются правила. Например, дети могут предложить такие правила:

  • надо внимательно слушать
  • надо смотреть на того, кто говорит
  • если кто-нибудь нарушит правила, он пропускает ход
  • нельзя повторять друг за другом.

Целесообразно предложить детям сначала сочинять правила, начинающиеся словом «можно» и только потом, начинающиеся словом «нельзя». В целом «правилотворчество» положительно сказывается на общении детей: снижается количество недоброжелательных обращений, появляется стремление прислушиваться друг к другу. Развививается игра-фантазирование в несколько этапов.

Этапы педагогической технологии игры-фантазирования на основе лего-конструктора

Таблица 4

п/п

Название этапа

Содержание

1   этап

Обогащение

и активизация   лего-конструирования как предметной основы игры-фантазирования

Создание новых построек,   игровых полей, новых героев по замыслу или по заранее задуманному сюжету   (литературному произведению или вымышленному)

2   этап

Обогащение

или активизация литературного   опыта

как сюжетной основы    игры-фантазирования

Чтение, рассказывание и   анализ литературных произведений, содержание которых «накладывается» на   имеющиеся игровые лего-поля. Например, «Доктор Айболит» К.И.Чуковского –   игровое поле «Африка»

3   этап

Обогащения опыта   воображения

Использование игр и   упражнений

на развитие воображения,   приемов «передачи предмета», «одушевления героев», введение новых героев,   предметов-помощников и пр.

4   этап

Сотворчество воспитателей и   детей

в процессе речевого фантазирования

Поддержка любой инициативы   детей в фантазировании, использование побуждающих ситуаций (например:   «Ребята, нужна помощь….»), предложение новых направлений сюжетных линий и пр.

Характеристики развития способностей детей средствами игры-фантазирования на основе лего-конструктора

Таблица 5

Технология

Характеристики способностей

Лего- конструирование

  • Воспринимает   внешние свойства предметного мира (цвет, величина, форма, пространственные   отношения)
  • Группирует   детали по сенсорным признакам
  • Концентрирует   внимание, способен сосредоточиться в процессе конструирования модели
  • Создает новые,   оригинальные постройки
  • Анализирует   схемы, чертежи, конструкции
  • Создает схемы и   делает зарисовки будущих моделей
  • Делает   умозаключения, сравнивает, обобщает, классифицирует, выделяя существенные   признаки
  • Решает   проблемные ситуации

Лего-сказка

  • Решает сложные   задачи: создает авторские схемы, модели, передает образ сказочного героя                  в конструировании
  • Имеет   дизайнерские навыки
  • Анализирует   литературные и художественные образы, проявляет эмпатию
  • Проявляет   воображение и фантазию в сочинении сказок
  • Проявляет   актерское мастерство в обыгрывании сказок

   

 Лего-мультфильм

  • Создает   оригинальные модели
  • Умеет слушать   других, договариваться
  • Владеет   навыками сотрудничества и сотворчества
  • Находит   оригинальные способы решения задач
  • Анализирует

Игра-фантазирование на   основе лего- конструктора

  • Проявляет   творчество и фантазию (в постройках, сюжете и пр.)
  • Владеет   красочной речью
  • Сотрудничает со   сверстниками и взрослыми в сюжетосложении
  • Владеет   развитыми конструктивными способностями
  • Проявляет неординарность мышления
  • Решает   проблемные ситуации

3. Результаты деятельности

Анализируя данную работу с позиции ФГОС дошкольного образования, мы констатируем, что данная технология способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
  • ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Мы отмечаем, что большинство из этих возможных достижений стали реальностью в процессе систематического использования игр-фантазирований на основе построек из лего-конструктора на протяжении старшего дошкольного детства: старшей и подготовительной к школе группы. В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и готовлю основу для развития фантазии и творческих способностей своих малышей, используя придуманные мною «Лего-сказки» в процессе обучения детей конструированию.

3.1. Владение ребенком позицией субъекта детской деятельности

Первый показатель развития общих способностей ребенка – владение позицией субъекта детской деятельности (в данном случае субъекта игровой деятельности). Уровень освоения детьми позиции субъекта определяется на основе результатов педагогического наблюдения и может быть охарактеризован как:

  • интерес ребенка к игре-фантазированию
  • активность и избирательность, проявляемые в разных формах инициативного участия в игре
  • самостоятельность и творчество в выдвижении игровых замыслов, использование сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов
  • владение коммуникативными умениями: аргументированность и адресованность организационно-делового обращения к партнеру для развития совместной игры, использование вербальных и невербальных способов общения, способность заметить настроение сверстника и проявить сочувствие, что создает общий эмоционально положительный фон игры.

По результатам мониторинга результатов освоения позиции субъекта игровой деятельности в режиссерской игре и игре-фантазировании с использованием построек из лего-конструктора, проведенного в ноябре 2014 года, отмечено, что 65 % детей (15 из 23) обладают оптимальным уровнем развития позиции субъекта и 22% детей (5 из 23) обладают достаточным уровнем развития позиции субъекта игровой деятельности.

3.2.Диагностика развития общих способностей

Обследование проводилось педагогом-психологом детского сада на основе специальных методик с использованием лего-конструктора. Рассматривались следующие показатели:

  • логичность, оригинальность, гибкость мышления
  • хорошие внимание и память
  • коммуникативные способности, выразительная речь
  • навыки эффективного взаимодействия и умение работать в команде.

По результатам данного обследования выявлено, что достаточно высоким уровнем развития таких способностей обладают более половины воспитанников подготовительной к школе группы, с которыми велась работа с применением данной технологии.

Для выявления предпочтения в игровой деятельности детям была предложена игровая ситуация «Выбери картинку», в ходе которой им нужно было разложить 10 картинок с изображением разных видов игр от «самой любимой», до той, в которую ребенок «любит играть меньше всего».

Результаты показали, что игра-фантазирование на основе лего-конструктора оказалась в первой тройке картинок у 74% детей (17 детей из 23), в средней части цепочки - у 26% (6 детей из 23), в последней тройке - 0%. Итак, важной характеристикой этой игровой деятельности является ее популярность у дошкольников.

В дальнейшем в планах моей работы предполагается ведение кружка по робототехнике для старших дошкольников. Эти конструкторы имеются в детском саду, однако на сегодняшний день в работе с детьми практически не использовались.

Источник

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!