26.03.2015
Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети.
В.А.Сухомлинский
Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок-дошкольник может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.
В нашей системе работы представлен опыт интеграции игровой и конструктивной деятельности ребенка в решении педагогической задачи по развитию детских способностей.
1. Основополагающие понятия:
способности, игра-фантазироване, лего-консруирование
В данной системе работы мы выделяем три основополагающих понятия: способности, игра-фантазирование, лего-конструирование. Коротко остановимся на каждом из них.
1.1. Способности
Одно из определения способностей ребенка звучит так: «Способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности: положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой». В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, во время не выявленные и не раскрытые, утрачиваются. К тому же у каждой способности свое время, упустишь – потом не наверстаешь.
Способность мыслить, творить – это величайший из полученных человеком природных даров. Этим даром в разной мере наделен каждый ребенок. Однако, творческий интеллектуальный потенциал ребенка может быть не реализован в полной мере в силу того, что педагоги, родители не обратили должного внимания на тонкие движения души ребенка, а возможно им не хватило для этого знаний, терпения, неординарности подхода к развитию индивидуальности малыша.
Актуальность развития способностей, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути к личности, отвечающей современным требованиям. И развивать качества личности, востребованные в недалеком будущем нужно уже сегодня. Наиболее перспективный путь в этом направлении – это обогатить и разнообразить детскую деятельность, которая является основой для развития способностей ребенка.
Средством для достижения нашей цели (развитие способностей ребенка) мы выбрали лего-конструирование, как одну из эффективных технологий в развитии ребенка, которая помогает развивать пространственное мышление, логику, творчество, умение решать задачи различного характера (воспроизведение образца, создание замысла по теме, проблемные ситуации), а также коммуникативные навыки. Кроме того, мы исследовали и развивали такую интегративную деятельность детей, как игра-фантазирование на основе построек из лего-конструктора.
1.2. Игра-фантазирование
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, которая сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Несмотря на свою «несерьезность», именно игра в первую очередь способствует развитию ребенка, формированию таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творчество.
Что же является основной составляющей, характеризующей игру? Это наличие воображаемой ситуации, то есть ребенок действует в ситуации «как будто». Апогеем развития игрового творчества является придумывание новых игр - фантазирование.
Игра-фантазирование появляется в деятельности ребенка-дошкольника в старшем дошкольном возрасте. Дети играют на основе индивидуального или совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем – через внесение изменений в знакомый сюжет (введение новых ролей, действий, событий), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.
Игра-фантазирование органично вырастает из режиссерской игры ребенка, игры-импровизации, театрализации. Иногда грань между разными видами игр практически незаметна и трудно увидеть, когда ребенок перешел от режиссерской игры к игре-фантазированию. Постепенно из предметного плана игра переходит в план воображения и речи. Признаком игры фантазирования является то, что игра в большей мере протекает в речевом плане.
Содержанием игр становятся события, происходящие в реальной жизни, в сказках, мультфильмах – они имеют особую эмоциональную значимость для ребенка. Ребенок, мысленно включается в происходящее, сопереживает героям, действует вместе с ними во внутреннем плане – плане воображения – и тем самым осознает себя активно действующим участником. Основой для развития игры-фантазирования служит наличие игрового материала: полифункциональных игровых полей, где игра строится по различным сюжетам; настольных театров и пр. С появлением в группе тематических лего-конструкторов, мы заметили, что постройки из лего – благоприятная материальная база для развития детского игрового творчества не только интегрированного с конструктивной деятельностью, но и с режиссерскими играми, а затем и с играми-фантазированиями.
Актуальность игры-фантазирования состоит в том, что она, как деятельность интегративная, отвечает потребностям и интересам современного ребенка, а также способствует развитию таких общих способностей детей как творческое воображение и креативность мышления, способность рассуждать и мыслить, грамотно и красиво говорить.
1.3.Лего-конструирование
Несколько последних десятилений лего-конструкор является одной из самых любимых детских игрушек. Его популярность среди детей обеспечивается, по нашему мнению, многими показателями:
Строясь на интегративных принципах, Лего позволяет педагогу обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников и предоставляет огромные возможности для конструктивной, творческой, поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.
Актуальность применения лего-технологий обуславливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных направлениях деятельности ребенка, а также возможностью развития таких качеств личности, как оригинальность мышления, гибкость ума, исследовательский интерес, хорошее пространственное воображение, навыки стратегического планирования и социального взаимодействия в практических ситуациях, влияющих на развитие общих способностей ребенка.
Цель нашей деятельности отражена в названии системы работы: развитие общих способностей детей средствами игры-фантазирования на основе лего-конструктора.
Задачи:
Воспитывать позитивное отношение к окружающей действительности, способствовать созданию ситуации успеха и удовлетворенности детей своей деятельностью.
Новизна данного опыта работы заключается в том, что:
Практическая значимость опыта заключается в том, что разработанные методические и практические материалы могут быть использованы в работе любого педагога-дошкольника, родителей детей дошкольного возраста.
2. Использование лего-технологий и игры-фантазирования в развитии способностей у дошкольников
В своей работе с детьми мы использовали несколько педагогических технологий: лего-технология (или, как мы ее называем лего-конструирование), мини-технологии лего-сказка и лего-мультфильм и технология игры-фантазирования на основе построек из лего-конструктора.
2.1. Педагогическая технология «Лего-конструирование»
Конечно же, для того, чтобы начала развиваться игра, необходима предметно-развивающая среда, в нашем случае - это постройка из лего-конструктора. Мы не будем описывать процесс обучения детей конструированию, так как широкое использование лего-конструктора в детских садах и семьях воспитанников обеспечивает достаточное овладение детей навыками лего-конструирования.
Для тех педагогов, кто хочет методически верно подойти к этому вопросу, мы рекомендуем опыт педагогов детского сада №40 города Томска «Использование лего-технологий в развитии детей дошкольного возраста». Они предлагают следующие этапы работы в обучении детей лего-конструированию:
Мы же дополнили данный список несколькими этапами лего-конструирования для детей старшего дошкольного возраста.
Этапы лего-конструирования
Таблица 1
Этапы |
Содержание |
Конструирование по модели (как условие развития детского воображения и творчества - дополнение предложенной модели своими деталями) |
Детям в качестве образца предлагают готовую модель, они ее воспроизводят, а затем дополняют по своему желанию любыми элементами и деталями |
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам |
Дети воссоздают внешние и отдельные функциональные особенности объектов |
Конструирование по теме |
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек |
Конструирование по зачину сказки, истории |
Детям рассказывается начало истории, сказки, и они сами создают постройку с целью дальнейшего развития сюжета истории в игре |
Такой подход позволяет уже на первом этапе (создание постройки) ориентировать ребенка на интегрированную деятельность и дальнейшее продолжение игровой деятельности с постройкой.
Настоящее конструирование начинается тогда, когда дети создают что-то новое, небывалое. Они становятся творцами и проявляют творческие способности, как только отходят от готового набора и заранее написанных инструкций. На этом этапе важно не ограничивать свободу детского творчества.
2.2. Мини-технология «Лего-сказка»
Одна из мини-технологий развития ребенка «Лего-сказка» начинается именно на этапе конструирования.
Лего-сказка направлена на создание детьми моделей героев сказок и построек для развития сказочных сюжетов с дальнейшим использованием их в игре.
В младшем дошкольном возрасте, мы используем прием «одушевления» любого предмета, объекта и сочинение сказок для детей с участием этого объекта. В приложении представлен придуманный нами комплекс сказок для обучения детей конструированию из лего-конструктора.
В старшем дошкольном возрасте технология «Лего-сказка» применяется в нескольких направлениях:
Изначально – это литературное творчество ребенка (придумывание сказки), а затем лего-конструирование по ее сюжету
Придумывание лего-сказок по готовому набору героев и постройки для развития сказочного сюжета;
Придумывание лего-сказки по готовому набору героев и постройки для развития сказочного сюжета с дальнейшим дополнением постройки, введением новых героев, развитием новых сюжетных линий.
Мы выделили общие этапы работы по применению мини-технологии «Лего-сказка».
Этапы мини-технологии «Лего-сказка»
Таблица 2
I этап Анализ имеющегося материала (литературного произведения, игрового набора и пр.) |
II этап Синтез (создание, конструирование, придумывание) |
III этап Обыгрывание сюжета (придумывание, творчество) |
Дети очень бережно относятся к результатом своего творчества. Поэтому замечательнымитогом такой работы станет «Книга лего-сказок нашей группы». Нужно просто записать придуманные детьми сказки и истории и проиллюстрировать их фотографиями сказочных построек, рисунками, планами, схемами, созданными детьми и воспитателями. |
2.3. Мини-технология «Лего-мультфильм»
Лего-мультфильмы направлены на приобщение детей к природосообразному современному ребенку виду искусства – мультипликации. При создании лего-мультфильмов дети приобретают ни с чем не сравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с новыми для них видами творчества: конструирование картинки мультфильма, видеосъемка, монтаж, звуковое сопровождение. Работая над созданием мультфильма в тесном взаимодействии со взрослыми, дети осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения со взрослыми. Работа по созданию лего-мультфильма проходит поэтапно.
Этапы мини-технологии «Лего-мультфильм»
Таблица 3
Этапы |
Роль детей |
Рекомендации |
Выбор произведения, анализ (герои, события) |
Выбирают совместно произведение, обладающее определенными характеристиками, из предложенных или придуманных детьми |
Желательно, чтобы это было несложное, короткое литературное произведение с большим количеством героев, чтобы в создании мультфильма приняло участие несколько детей. Например, сказки «Колобок» или «Репка», истории В.Сутеева и пр. |
Конструирование героев и игрового поля |
Конструируют |
Можно взять готовые игровые наборы из серии «LEGO-DUPLO» или «LEGO-DACTA», можно сконструировать героев по замыслу |
Создание декораций |
Конструируют, рисуют, обсуждают, договариваются, сотрудничают |
Так как это будет мультфильм, то желательно кроме горизонтального игрового поля иметь вертикальные декорации, которые также можно сконструировать из лего-конструктора, создав плоское изображение на площадке для строительства и разместив ее вертикально по краю игрового поля. Можно использовать декорации, нарисованные детьми и взрослыми |
Съемка |
Переставляют героев (по очереди, каждый своего), следят за кадрами фотосъемки |
Для съемки необходимо закрепить фотоаппарат на штативе и не сдвигать его с места, поэтому дальнейшие перемещения вокруг съемочной площадки должны быть очень осторожными. Подобрать подходящее освещение, чтобы фотографии были четкими. Двигать персонажи нужно примерно на 1 см за 1 кадр. |
Монтаж |
Наблюдают за работой взрослого |
Эта работа выполняется взрослым, имеющим навыки работы со специальной компьютерной программой. Несмотря на незначительное участие детей в этой работе, это очень ярко эмоционально окрашенный этап работы |
Озвучивание |
Участвуют в озвучивании героев |
Самым значимым событием является премьера лего-мультфильма: это ситуация успеха для всех его создателей!
2.4. Педагогическая технология организации игры-фантазирования на основе построек из лего-конструктора
Игра-фантазирование представляет собой совместное сюжетосложение детей. Как правило, основой игры-фантазирования является литературный опыт детей (слушание сказок, приключенческих историй), который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития воображения. Кроме того, благоприятной основой для развития этой игры является игровой опыт ребенка в сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские игры. Также очень благоприятным для развития данного вида игры является наличие специального игрового пространства. В нашем случае мы будем использовать полифункциональные игровые лего-поля.
Приведем несколько приемов развития игры-фантазирования на основе построек из лего–конструктора:
Приписывание известному персонажу лего-конструктора новых характеристик, необычных черт характера
Конструирование и введение в сказку, историю нового предмета, объекта, персонажа на основе известных
Сочинение историй по заданным персонажам, предметам.
В игре-фантазировании для ребенка ценным является как процесс, так и результат фантазирования – придуманный рассказ-сюжет. Работа воображения протекает преимущественно в речевом плане, сопровождаясь игровыми действиями и выразительными движениями, дополняясь ролевой речью.
Игра-фантазирование может быть организована с опорой на наглядный материал (тематическая постройка из лего), а может переходить полностью в речевой план: ролевой диалог между героями (в том числе сконструированными из лего). Раскрепощению детского воображения в игре-фантазировании способствует рассказывание и придумывание лего-сказок, историй, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей. Содержание игры-фантазирования может быть дифференцировано для девочек и мальчиков.
Педагогическая технология развития игры-фантазирования на основе лего-построек востребована в первую очередь для детей, имеющих склонность к сочинительству (дети-«сочинители»). В то же время в игре-фантазировании охотно принимают участие и дети с разными игровыми умениями, для некоторых детей интересен процесс наблюдения за игрой сверстников. Участие детей в игре-фантазировании требует развития воображения, поэтому педагогическая технология развития такого вида деятельности включает в себя игры и игровые упражнения на развитие творческого воображения.
В игре воспитатель, являясь со-игроком детей, может предлагать им конкретное задание, которое предполагает достижение конкретной цели. Это позволяет детям осознавать и удерживать результат, определять средства и способы построения игровой деятельности. Специфика игры-фантазирования состоит в том, что это вид сюжетной игры, требующий участия взрослого как носителя игровых умений, задачей которого является определение основной линии сюжета, частичный выбор персонажей.
Построение игры-фантазирования может осуществляться с опорой на схему классической волшебной сказки (В.Пропп, «Морфология сказки»), которая состоит из следующих блоков:
Такая же (или близкая к ней) схема используется в современных детских фильмах и мультсериалах, что позволяет детям с легкостью воспринимать сюжетные линии. Типичный сюжет современного сериала выглядит следующим образом:
Здесь находит отражение представление детей об игровом персонаже как о защитнике добра, всех нуждающихся в помощи. Известный итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии» пишет, что в отношении сюжета дети долго остаются консерваторами и хотят, чтобы он каждый раз воспроизводился в неизменном виде. Но наступает момент, когда какому-либо персонажу больше нечего сказать ребенку и ребенок может легко с ним расстаться, как со старой игрушкой, от долгого употребления пришедшей в негодность. Тогда и сказка со временем должна превратиться в пародию, отчасти потому, что пародия создает новый угол зрения на сказку и возобновляет к ней интерес.
Игра-фантазирование требует от детей соблюдение ряда правил:
Развитие данных умений осуществляется в общении с педагогом, который помогает детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций. В случае затруднений воспитатель направляет замыслы детей вопросами, например: «Что было дальше?», «Кого они встретили?», «Что с ними случилось?».
Для того, чтобы детям легче было вычленить необходимость продолжения замыслов друг друга, можно использовать предмет, передача которого из рук в руки рассматривается как передача очереди придумывать историю, а сам предмет обозначает необходимость продолжения придумывания.
Для игры-фантазирования дети по желанию объединяются парами или небольшими подгруппами. По ходу игры-фантазирования целесообразно предложить детям самостоятельно составить игровые правила, придумать санкции для их нарушителей; обращается внимание на состояние детей, по отношению к которым не соблюдаются правила. Например, дети могут предложить такие правила:
Целесообразно предложить детям сначала сочинять правила, начинающиеся словом «можно» и только потом, начинающиеся словом «нельзя». В целом «правилотворчество» положительно сказывается на общении детей: снижается количество недоброжелательных обращений, появляется стремление прислушиваться друг к другу. Развививается игра-фантазирование в несколько этапов.
Этапы педагогической технологии игры-фантазирования на основе лего-конструктора
Таблица 4
№ п/п |
Название этапа |
Содержание |
1 этап |
Обогащение и активизация лего-конструирования как предметной основы игры-фантазирования |
Создание новых построек, игровых полей, новых героев по замыслу или по заранее задуманному сюжету (литературному произведению или вымышленному) |
2 этап |
Обогащение или активизация литературного опыта как сюжетной основы игры-фантазирования |
Чтение, рассказывание и анализ литературных произведений, содержание которых «накладывается» на имеющиеся игровые лего-поля. Например, «Доктор Айболит» К.И.Чуковского – игровое поле «Африка» |
3 этап |
Обогащения опыта воображения |
Использование игр и упражнений на развитие воображения, приемов «передачи предмета», «одушевления героев», введение новых героев, предметов-помощников и пр. |
4 этап |
Сотворчество воспитателей и детей в процессе речевого фантазирования |
Поддержка любой инициативы детей в фантазировании, использование побуждающих ситуаций (например: «Ребята, нужна помощь….»), предложение новых направлений сюжетных линий и пр. |
Характеристики развития способностей детей средствами игры-фантазирования на основе лего-конструктора
Таблица 5
Технология |
Характеристики способностей |
Лего- конструирование |
|
Лего-сказка |
|
Лего-мультфильм |
|
Игра-фантазирование на основе лего- конструктора |
|
3. Результаты деятельности
Анализируя данную работу с позиции ФГОС дошкольного образования, мы констатируем, что данная технология способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
Мы отмечаем, что большинство из этих возможных достижений стали реальностью в процессе систематического использования игр-фантазирований на основе построек из лего-конструктора на протяжении старшего дошкольного детства: старшей и подготовительной к школе группы. В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и готовлю основу для развития фантазии и творческих способностей своих малышей, используя придуманные мною «Лего-сказки» в процессе обучения детей конструированию.
3.1. Владение ребенком позицией субъекта детской деятельности
Первый показатель развития общих способностей ребенка – владение позицией субъекта детской деятельности (в данном случае субъекта игровой деятельности). Уровень освоения детьми позиции субъекта определяется на основе результатов педагогического наблюдения и может быть охарактеризован как:
По результатам мониторинга результатов освоения позиции субъекта игровой деятельности в режиссерской игре и игре-фантазировании с использованием построек из лего-конструктора, проведенного в ноябре 2014 года, отмечено, что 65 % детей (15 из 23) обладают оптимальным уровнем развития позиции субъекта и 22% детей (5 из 23) обладают достаточным уровнем развития позиции субъекта игровой деятельности.
3.2.Диагностика развития общих способностей
Обследование проводилось педагогом-психологом детского сада на основе специальных методик с использованием лего-конструктора. Рассматривались следующие показатели:
По результатам данного обследования выявлено, что достаточно высоким уровнем развития таких способностей обладают более половины воспитанников подготовительной к школе группы, с которыми велась работа с применением данной технологии.
Для выявления предпочтения в игровой деятельности детям была предложена игровая ситуация «Выбери картинку», в ходе которой им нужно было разложить 10 картинок с изображением разных видов игр от «самой любимой», до той, в которую ребенок «любит играть меньше всего».
Результаты показали, что игра-фантазирование на основе лего-конструктора оказалась в первой тройке картинок у 74% детей (17 детей из 23), в средней части цепочки - у 26% (6 детей из 23), в последней тройке - 0%. Итак, важной характеристикой этой игровой деятельности является ее популярность у дошкольников.
В дальнейшем в планах моей работы предполагается ведение кружка по робототехнике для старших дошкольников. Эти конструкторы имеются в детском саду, однако на сегодняшний день в работе с детьми практически не использовались.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!