03.12.2014
В современном мире стремительно развивается техническая отрасль.Сложившиеся условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей безграничный потенциал в биологическом отношении. На первый план выступает задача поиска подходов, технологий, методик для реализации творческого потенциала, выявления скрытых резервов личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Государство делает социальный заказ на личность:
Исходя из этого, первоочередная задача образовательной системы обеспечить реализацию установок, заявленных государством и обществом. Необходимо организовать сопровождение ребёнка таким педагогом, который будет способствовать развитию творческого потенциала личности, а также создание специальных условий для расширения возможности изобретательства, свершения творческого замысла, проведение опытно-поисковых исследований школьниками, совершенствование способностей одарённых и талантливых детей.
Б.М. Теплов под способностями понимает – индивидуально-психологические качества, от которых зависит успешность выполнения деятельности и которые не сводятся к знаниям и умениям [2]. С.Л. Рубинштейн рассматривает способности как свойства и особенности (индивидуальные особенности) человека, которые делают его пригодным к успешному выполнению определённых видов общественно-полезной деятельности [5]. Способности определяют успехи человека в каких-либо видах деятельности. Это могут быть способности музыкальные, художественно-творческие, литературные, лингвистические, математические, технические, спортивные и так далее.
Рассмотрим понятие технические способности в психолого-педагогической литературе.
Технические способности - взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: к обращению с техникой, к пониманию техники, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. При этом стоит учитывать, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития мелкой моторики рук, ловкости. Л. Терстон рассматривает технические способности как общие умственные [8]. Исследователи В.Ю. Шурыгин, А.В. Дерягин под техническими способностями понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов, связанных с техникой, к изготовлению технических устройств, к техническому изобретательству. Это способности, которые выявляются в непосредственной работе с техническим оборудованием или его различным частями. При этом такая работа требует особого рода умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей [1].
На наш взгляд технические способности – это личностные качества человека, позволяющие ему достигать особых успехов при создании различных приспособлений, механизмов и устройств. У такой личности должна быть хорошо сформирована мелкая моторика, пространственное представление, логическое мышление, а также должен быть высокий интеллектуальный уровень.
В МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска развитию технических способностей у школьников способствует центр образовательной робототехники, который был создан в 2012 году. Нами была разработана образовательная программа по «Робототехника».
Цель программы: развитие общеучебных навыков детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-4 классов с помощью моделирования и программирования конструктора «Лего».
Задачи программы:
Особенностью реализации программы является использование образовательных конструкторов, так как образовательный конструктор и программное обеспечение к нему представляют детям прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Учение происходит успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта. Важно, что в конструировании и программировании ребенок строит свои знания, а учитель лишь консультирует работу. Программное обеспечение отличается понятным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. На занятиях мы используем следующие формы работы: эвристическая беседа, решение проблемных задач, практическая работа (конструирование и программирование), викторины, игровые приёмы и др.
Курс программы рассчитан на обучение в течение одного учебного года 1 раз в неделю.
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора «Первые механизмы», WeDo с детьми 6-7 лет (1 класс)
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
По авторской программе |
По рабочей программе |
||
1. |
Введение. |
1 |
1 |
2. |
Знакомство с LEGO. Первые конструкции |
15 |
15 |
3. |
Знакомство и программирование LEGO education«WeDo» |
17 |
17 |
ИТОГО: |
33 |
33 |
1 год обучения Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора
Раздел |
Дата |
Тема урока |
Основные виды и формы деятельности ученика |
|
п/п |
п/ф |
|||
Введение |
Введение. История LEGO. Первые конструкции. |
Рассказ историиLEGO. Просмотр отрывка из мультика об истории. Знакомство с деталями. Игра «Сделай как я» |
||
Знакомство с LEGO. Первые конструкции |
LEGO «Железная дорога» паровозы, пассажирский поезд |
Урок проводится в форме викторины, загадки, ребусы по теме. Конструирование. Выставка работ. |
||
LEGO «Железная дорога» товарный поезд, станция, перрон, депо, вокзал. |
Коллективная работа - конструирование вокзала. |
|||
LEGO «Город» дом для семьи. |
Беседа «Какие бывают дома», конструирование дома для семьи. |
|||
LEGO «Город» небоскрёбы, сады и памятники города |
Коллективная работа - конструирование городских улиц. |
|||
LEGO «Город» большая городская больница, большой зоопарк |
Задание-шифр – дети разгадывают задание и делают конструкцию по замыслу. Выставка работ. |
|||
LEGO «Город» пожарная станция, полицейский участок |
Беседа о городских службах, об их значимости. Творческое конструирование пожарной станции и полицейского участка. |
|||
LEGO «Город» школы, магазины, строительная площадка |
Коллективное сочинение сказки о городе. Конструирование. Выставка работ. |
|||
LEGO «Транспорт» легковой и грузовой транспорт |
Игра «Светофор». Презентация «Какой бывает транспорт». Изобретение нового вида транспорта. Конструирование. |
|||
LEGO «Транспорт» пассажирский и служебный транспорт |
Беседа «Как вести себя в общественном транспорте», «Какой бывает служебный транспорт». Конструирование. Выставка работ. |
|||
LEGO «Транспорт» строительный, воздушный и водный транспорт |
Игра «Пульт». Конструирование. Рассказ о конструкциях. |
|||
LEGO «Транспорт» авторемонтная мастерская |
Конструирование универсального транспорта. Сочинение рассказа об изобретённом транспорте. Работа в паре. |
|||
LEGO «Космос» космодром, космическая станция |
Игра «Да, нет». Эвристическая беседа «Что я знаю о космосе». Конструирование в группах. |
|||
LEGO «Космос» Шаттл |
Урок-путешествие. Конструирование космического корабля. |
|||
LEGO «Космос» звери, рыбы, птицы, насекомые |
Игра «Цепочка». Конструирование. Выставка и творческий рассказ о конструкции. |
|||
LEGO «Животные» динозавры |
Игра «Машина времени». Конструирование древних животных. Выставка работ. |
|||
LEGOeducation«Первые механизмы» |
LEGO «Первые механизмы». |
Презентация «ЯзыкLEGO». Конструирование |
||
LEGO «Первые механизмы». Зубчатые передачи, ременные передачи. |
Конструирование моделей с повышенной передачей движения; с пониженной передачей движения. Сравнение получившихся моделей в действии. |
|||
LEGO «Первые механизмы». Нестандартные соединения |
Конструирование с использованием различных соединений и при помощи различных фиксаторов. Выявление наиболее устойчивого соединения. |
|||
LEGO «Первые механизмы». Качели |
Конструирование по технологическим картам Решение проблемных задач |
|||
LEGO «Первые механизмы». Вертушка |
Решение проблемных ситуаций. Конструирование по технологическим картам. Экспериментирование, решение проблемных задач. |
|||
LEGO «Первые механизмы». Машинка со спидометром |
Игра «Зеркало». Конструирование, решение проблемных задач |
|||
LEGO «Первые механизмы». Машинка с механическим двигателем |
Схематичная зарисовка (вид сверху, сбоку, прямо). Конструирование по технологическим картам. Экспериментирование |
|||
LEGO «Первые механизмы». Хоккеист |
Конструирование по технологической карте. Игра в мини-хоккей |
|||
LEGO «Первые механизмы». Собачка |
Игра «Узнай по голосу» Конструирование. Выставка работ. |
|||
LEGO «WeDo» Знакомство с деталями и программированием |
Презентация «ЯзыкLEGO». Создание элементарных программ. |
|||
LEGO «WeDo» мотор и зубчатые колёса |
Конструирование моделей с повышенной передачей движения; с пониженной передачей движения. Сравнение получившихся моделей в действии. |
|||
LEGO «WeDo» шкифы |
Конструирование с использованием различных соединений и при помощи различных фиксаторов. Выявление наиболее устойчивого соединения. |
|||
LEGO «WeDo» датчики |
Исследование датчиков. Лаборатория LEGO «WeDo». |
|||
LEGO «WeDo» колёса и кулачок, вертушка |
Решение проблемных ситуаций. Конструкции с различными типами колёс. |
|||
LEGO «WeDo» Язык программирования |
Изучение программы, составление простейших программ для своих конструкций. |
|||
LEGO «WeDo» творческий проект |
Конструирование под диктовку (проверочная работа). Творческие проекты из конструктора LEGO «WeDo» |
|||
Творческая проектная работа |
Конструирование и презентация своих работ |
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора NXT с детьми 8-9 лет (2 класс)
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|||
По авторской программе |
По рабочей программе |
||||
1. |
Введение |
2 |
2 |
||
2. |
LEGO «WeDo» Программирование LEGO «WeDo» |
26 |
26 |
||
3. |
Создание проекта |
5 |
5 |
||
ИТОГО: |
33 |
33 |
2 год обучения Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора LEGO «WeDo», NXT с детьми 8-9 лет ( 2 классы)
Раздел |
Дата |
Тема урока |
Основные виды и формы деятельности ученика |
|
п/п |
п/ф |
|||
Введение |
Введение. История LEGO. Первые конструкции. |
Рассказ историиLEGO. Знакомство с деталями. Игра «Сделай как я» |
||
Роботы вокруг нас. Техника безопасности на уроке. |
Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Показательное выступление робота |
|||
Конструирование LEGO «WeDo» ПрограммированиеWeDo |
LEGO «WeDo» обезьянка-барабанщица |
Игра «Зеркало». Конструирование обезьянки-барабанщицы, создание музыкального оркестра. |
||
LEGO «WeDo» голодный аллигатор |
Схематичная зарисовка (вид сверху, сбоку, прямо). Конструирование хищника. |
|||
LEGO «WeDo» рычащий лев |
Использование датчиков движения и датчиков звука. Урок проводится в игровой форме. Групповая работа. |
|||
LEGO «WeDo» зоопарк |
Игра «Узнай по голосу» Конструирование. Выставка работ. |
|||
LEGO «WeDo» футбольный матч |
Конструирование. Игра «Футбол». |
|||
LEGO «WeDo» спасение самолёта |
Решение проблемных ситуаций. Использование моторов LEGO«WeDo». Конструирование. |
|||
LEGO «WeDo» непотопляемый парусник |
Эвристическая беседа. Игра «Лабиринт». Конструирование парусника с двигательными механизмами. |
|||
LEGO «WeDo» певчие птички |
Беседа о птицах. Конструирование и программирование певчих птиц. Решение проблемных задач. |
|||
LEGO «WeDo» волчёк |
Конструирование и программирование крутящейся конструкции волчёк-юла. |
|||
LEGO «WeDo» порхающая птица |
Конструирование механизма с использованием моторов и датчиков. |
|||
LEGO «WeDo» работа по схеме |
Конструирование проекта помощник диск-жокея. Игра «Угадай мелодию». |
|||
Итоговое занятие по работе с «WeDo» |
Создание собственного проекта «WeDo» |
|||
Конструирование тележки NXT |
Повторение техники безопасности. Конструирование по инструкции. Работа в паре. |
|||
Микропроцессоры, датчики, порты, моторы и правила работы с ними. |
Исследование возможностей моторов, датчиков, портов. Изучение основного меню блока NXT |
|||
Пикторграммы и их соединение. |
Изучение программыNXT 2.0. Основные пиктограммы, возможности соединения. |
|||
Палитра команд. |
Изучение основной палитры команд (движение, запись, звук, экран, цикл) |
|||
Программирование датчика света |
Программирование. Обнаружение черты. Реакция на свет. Движение по чёрной линии. |
|||
Программирование датчика звука |
Программирование. Обнаружение звука. Управление скоростью по звуку. |
|||
Программирование датчика касания |
Программирование. Обнаружение касания. Создание сенсорного бампера. Создание пульта из датчиков касания. |
|||
Создание проекта |
Программирование датчика движения |
Программирование. Определение расстояния. Контроль расстояния. Сенсорный бампер. |
||
Сохранение команд, программ |
Сохранение команд, программ на компьютере, на блоке NXT. Чистка памяти блока NXT. |
|||
Конструирование и программирование движения и поворотов |
Программирование движения по квадрату, разворот на месте, ускорение, плавный поворот. |
Содержание дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора NXT с детьми 9-10 лет (3-4 класс)
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|||
По авторской программе |
По рабочей программе |
||||
1. |
Введение |
2 |
2 |
||
2. |
Конструирование и программирование «Экограда» |
5 |
5 |
||
3. |
Программирование и конструирование NXT |
21 |
21 |
||
4. |
Создание проектов |
5 |
5 |
||
ИТОГО: |
33 |
33 |
2 год обучения Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора NXT с детьми 9-10 лет ( 3-4 классы)
Раздел |
Дата |
Тема урока |
Основные виды и формы деятельности ученика |
|
п/п |
п/ф |
|||
Введение |
Повторение. Структура интерфейса, меню, панели инструментов окна. |
Беседа. Просмотр презентации «ЯзыкLego». Повторение основных элементов программирования. Игра «Пульт» |
||
Техника безопасности. Моделирование, конструирование моста. |
Обсуждение техники безопасности и правил поведения в классе. Конструирование различных моделей мостов: разводной, передвижной, с укреплениями. Выявление наиболее устоичивой конструкции |
|||
Конструирование и программирование «Экограда» |
Конструирование, программирование «Экогорода» |
Эвристическая беседа о городах их системах жизнеобеспечения. Конструирование «Экогорода» Программирование конструкций NXT, исследование функциональности «Экогорода». Решение проблемных задач. Проведение соревнований, прохождение многоуровневой системы в «Экограде». |
||
Пикторграммы и их соединение. Ветвления по датчикам. |
Повторение и углубленное изучение программного обеспечения NXT. Особенности программирования датчиков |
|||
Использование цикла и ветвления по датчикам. |
Программирование робота на повторение действий и выполнение условий |
|||
Задачи на программирование сервомоторов |
Решение проблемных задач. Ускоренное движение робота, движение вперёд, назад, движение по спирали |
|||
Программирование и конструированиеNXT Создание проектов |
Дорожка с двумя программируемыми датчиками |
Конструирование. Программирование. Прохождение дистанции |
||
Соревнования -сумо |
Урок-состязание. Конструкции с пониженной передачей. Выявление самого сильного робота. Задача вытолкнуть соперника из круга. |
|||
Соревнования -спринтер |
Урок-состязание. Конструкции с повышенной передачей. Выявление самого быстрого робота. |
|||
Программирование дистанционного управления с датчиками касания, звука и цвета |
Программирование. Изучение свойств датчиков. Использование устройства блютуз. |
|||
Создание модели, идущей по полосе препятствий. |
Констуирование модели для полосы препятствий. Программирование. |
|||
Создание полосы препятствий к программе робота |
Программирование. Решение творческих задач. |
|||
Работа по технологическим картам |
Самостоятельная работа. Чтение программ. Создание программы для робота NXT |
|||
Конструирование гоночной машины |
Конструирование по схеме. Программирование, решение проблемных задач |
|||
Конструирование и программирование робота-наездника «Сегвэй» |
Конструирование по схеме. Программирование, решение проблемных задач |
|||
Сборка и программирование робота «Альфарекс» |
Конструирование по схеме. Программирование, решение проблемных задач |
|||
Дистанционное управление роботом. |
Программирование. Использование функции блютуз. Управление при помощи другого робота, при помощи телефона |
|||
Конструирование и программирование «Робота -трансформера» |
Конструирование по схеме. Программирование, решение проблемных задач |
|||
Творческие проекты |
Самостоятельная работа. Конструирование, программирование. Защита проектов |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. педагога |
Елпанова Наталья Павловна |
Тип программы |
Адаптированная |
Образовательная область |
Научно-техническая |
Направленность деятельности
|
Интеллектуальная |
Способ освоения содержания образования
|
Творческо-исследовательский |
Уровень освоения содержания образования
|
Общекультурный |
Уровень реализации программы
|
Начальное основное образование |
Форма реализации программы
|
Индивидуально-групповая |
Продолжительность реализации программы
|
2 года |
Таким образом, обобщая выше изложенное, мы пришли к выводу о том, что центр образовательной робототехники становится базисом развития технических способностей у детей. Развитие технических способностей у школьников - это целенаправленное взаимодействие значимых взрослых с ребёнком по развитию его сенсомоторных возможностей (это активное конструирование), пространственного итворческого мышления (моделирование своего замысла и умение читать технологические карты), обеспечивающих основу индивидуальных способностей в области технического творчества.
Мониторинг осуществляется через наблюдение за работой учащихся в паре на занятиях и анализе продуктов совместной (2 человека) деятельности по следующим показателям:
Выход: командное участие в ежегодных городских конкурсах по робототехнике.
Библиографический список:
Автор: Елпанова Наталья Павловна г Челябинск
Источник: legobum.blogspot.ru
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!