24.04.2017
Опрышко Наталья Николаевна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №82 г. Сочи
Пояснительная записка
Комплект диагностического материала для обследования устной речи учащихся составлен на основе методики Т.А. Фотековой. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».
Речевые пробы составлены и объединены по возрастам и уровню учебного материала по классам с учетом
психофизических особенностей детей с ЗПР. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е.В. Мальцевой (2000г), а так же текстовый материал для каждой возрастной группы учащихся взят из материалов «Тесты» по русскому языку (1-4 кл) Е.М. Тихомировой Издательство «Экзамен» Москва 2014г (ФГОС) Рекомендовано Российской Академией Образования.
Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся класса.
Задачи:
Возраст обследуемых 7- 11лет.
Время обследования 20-25 минут ( по каждой серии отдельно). В дальнейшем время может сократиться за счет выработки навыка проведения обследования.
Увеличение продолжительности обследования может определяться замедленным темпом выполнения заданий ребенком, его индивидуальными возможностями.
Форма обследования: внеурочная, индивидуальная.
Оборудование : возможен диктофон (используется для записи и последующей оценки результатов обследования связной речи: составление рассказа по серии картинок, пересказ прослушанного текста); протокол обследования.
Срок диагностического обследования : 3 раза за год ( стартовая, промежуточная и итоговая). Согласно материалам проекта, считаем необходимым провести замеры на старте (сентябрь) на материале итогового замера (май) прошлого года, т.к за летний период детьми может быть забыт прошлогодний материал. Это связано с психофизическими особенностями детей ЗПР. Промежуточный и итоговый замер состоят из разных текстовых заданиях , но выполнятся учащимися по аналогии уже выполняемых заданий. Обработка материалов остается прежней. Обследование ученика проводится одновременно без перерыва. Общий срок обследования на класс от одной до двух недель.
Комплекс включает в себя 3 серии исследования.
Серия 1 – Исследование грамматического строя речи.
Серия 2 – Исследование словаря и навыков словообразования.
Серия 3 – Исследование связной речи.
Все задания объединены в три серии и распределены по возрастной категории учащихся, учитывая уровень учебного материала по классам (1-4кл) с максимальным оценками : 1 серия-24 бала, 2серия- 24 балла, 3серия- в 30 баллов.
Наибольшее количество баллов за всю методику равно 78 баллов (система оценки по каждому году не изменяется). При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 78 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 78. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.
IV уровень - 100-80%;
III уровень - 79,9-65%;
II уровень - 64,9-45%;
I уровень - 44,95% и ниже.
Результаты обследования записываются в сводную ведомость по классу. Всего три технологические карты по каждой серии (приложение 1). Все результаты суммируются в общий балл и он переводится в процент, который заносится в сводную ведомость (приложение 2_ А так же выстраивается график « индивидуальный профиль» (приложение3).
Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что самый высокий четвертый уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.
Успешность третьего уровня свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте либо о выраженной несформированности отдельных сторон речи. Такая результативность характерна для детей задержкой психического развития или с негрубым общим недоразвитием речи.
Успешность выполнения речевых проб, соответствующая второго уровню, указывает на наличие выраженного недоразвития речи. Помимо речевого дефекта, у них обычно выявляется недостаточность познавательной деятельности, поэтому им необходимо комплексная коррекция, как логопедическая, так и психологическая, а по возможности – нейропсихологическая. Успешность второго уровня встречается и у детей с ЗПР.
Самый низкий первый уровень успешности выполнения методики свидетельствует о грубом недоразвитии всех сторон речи. У детей с такими показателями часто диагностируются моторная алалия или сложный дефект, сочетающий умственную отсталость и тяжелую речевую патологию.
(Возрастной период обследуемых - это младший школьный возраст)
Оценки по каждой серии картинок ( для всех возрастных групп детей они одинаковые)
Серия I. Исследование грамматического строя речи.
1.Повторение предложения.
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
2. Верификация предложений
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования.
Образование прилагательных от существительных, глаголов от существительных, глаголов от прилагательных.
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Серия Ш. Исследование связной речи
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Список литературы
1. Методика Т.А. Фотековой. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».
2. В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е.В. Мальцевой (2000г).
3. «Тесты» по русскому языку (1-4 кл) Е.М. Тихомировой Издательство «Экзамен» Москва 2014г (ФГОС) Рекомендовано Российской Академией Образования.
Материал для диагностики
1 класс1 обследование (старт )
1.Повторение предложения.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
• Птичка свила гнездо.
• В саду много красных яблок.
• Тетя Зоя купила мне книгу.
• В цирке выступает клоун.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
2.Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
• Собака вышла в будку.
• По морю плывут корабль.
• Дом нарисован мальчик.
• Мышка бежала норку.
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
• мальчик, открыть, дверь
• сидеть, синичка, на, ветка
• у, хвост, пушистый, лиса
• у, маленький, зайка, хост
Слова предъявляются до первого ответа.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
• Лена наливает чай ... чашки.
• Воробьи скачут ....веткам.
• Птенец выпал ... гнезда.
• Шишка упала...ёлки.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
• один – стол, а много – это...
• стул –
• окно –
• кукла-
Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.
• Один – стол, а много чего? - ...
• стул –
• окно –
• ложка-
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у ...
• козы- собаки-
• волка- курицы-
• утки-
• попугая- свиньи- утки-
Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
• шляпка из соломы - кисель из клюквы -
• горка изо льда - салат из моркови -
• варенье из вишни –
• стакан из стекла- суп из грибов –
дом из кирпичей-
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если ...
• мороз –
• солнце –
• снег –
• вьюга-
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...
• кошки –
• волка –
• льва –
• кролика-
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования.
Образование прилагательных от существительных, глаголов от существительных, глаголов от прилагательных.
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Серия Ш. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Список литературы
Материал для диагностики
1 класс
1 обследование (старт )
1.Повторение предложения.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
2.Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
Слова предъявляются до первого ответа.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у ...
Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если ...
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...
Серия Ш. Исследование связной речи
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок
(3 картинок).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
Белка
Осенью белка готовит запасы на зиму. На ветках деревьев она сушит грибы. Белочка собирает орешки и прячет их. А еще она утепляет гнездо, чтобы зимой в нем было тепло.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
2 обследование ( промежуточное )
Серия I. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложения.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
Слова предъявляются до первого ответа
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая ("Неверно, подумай еще!"); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу ("Наливает чай куда?").
5.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у ...
Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
б) Качественных
Инструкция: если , то день – жаркий, а если ...
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...
Серия Ш. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
(3 картинки).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ..
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
3 обследование ( итоговое)
Серия I. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложения.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
5.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один –дом, а если их много, то это – дома.
Инструкция: один –дом, а много чего? – Домов.
Серия II. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у ...
Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
б) Качественных
Инструкция: если добро, то человек добрый, а если ...
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки хвост собачий, а у ...
Серия Ш. Исследование связной речи
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок
(3 картинки).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ДРУГ
Федя заболел. У мальчика сильно болело горло. Он пропустил много занятий в школе. Его друг Саша приходил к нему когда разрешил доктор. Он помогал другу учить уроки. Ребята читали интересные рассказы, решали задачи, писали предложения и слова. Федя смог не отстать от своих одноклассников по учёбе. После болезни Феде на уроках было все понятно. Как хорошо иметь настоящего друга!
Рассказ предъявляется не более двух раз.
2класс
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!