26.04.2016
Рыженкова Татьяна Сергеевна, педагог ГБУ ДО ДЮТТ Челябинской области
В последние годы все больше растет интерес к роботам и робототехнике.
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Уже сложно представить нашу жизнь без роботов, использующихся при создании и обработке продуктов питания, пошиве одежды, сборке автомобилей. Несомненно, огромную значимость среди учебных роботов имеет Lego-конструктор.
Детей с самого малого возраста привлекают яркие «живые» игрушки, которые прививают интерес к возможности самостоятельно сделать себе подобного «друга». Родители с удовольствием поддерживают своих малышей и стремятся отдать их в соответствующие кружки. К чему ведут эти увлечения, я думаю, ни для кого не секрет. Безусловно занятие робототехникой оставляет след в развитии любого ребенка. Это не только развитие памяти, внимания, мелкой моторики, творческой инициативы, самостоятельности и способности логически мыслить, но и изучение основ физики, математики, алгоритмизации, изучение принципов проектирования и создания механизмов.
На занятиях мы изучаем окружающий нас мир. Создавая какую-либо модель, находим решение различных задач.
Важность робототехники для каждого ребенка не вызывает никаких сомнений.
Но совсем недавно я обратила внимание на одну статью «робототехника для детей с особенностями развития: мнение экспертов». В ней опытом группового, инклюзивного и индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями делятся педагоги, которые при этом рассуждают о том, есть ли особые возможности у робототехники.
Софья Розенблюм, Гимназия 1540, Москва
«Сейчас у нас кроме детей с РАС учатся дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, есть те, кто уже закончили школу, институт и выбрали профессию именно в этой области. Наша работа основана на принципах инклюзии, т.е. особые дети занимаются в обычном классе, но от учителя требуется учет их особенностей. В силу своих особенностей дети с РАС часто отвергаются одноклассниками, при этом они бывают успешны именно в программировании, тогда мы создаем такую учебную ситуацию, когда одноклассники вынуждены обращаться к ним как к экспертам, видят в них ресурс для достижения успеха в командной работе. У нас есть опыт участия наших особых детей в таких соревнованиях, но мы их тщательно готовим психологически, посылаем только тех, кто сможет выдержать эмоциональную нагрузку.»
Валентина Любимова, Лига роботов, Новосибирск
«В наших образовательных группах вместе с остальными учениками занимаются и особенные дети, например, слабослышащие и гиперактивные дети. Эти ученики демонстрируют высокие результаты того же уровня, что и другие учащиеся, и, что не менее важно, легко находят общий язык с группой. Ребята с ограниченными возможностями с успехом занимаются у нас и участвуют в соревнованиях. Особых побед пока еще нет. Мы это связываем в большей степени с психологическим фактором. И поэтому сейчас рассматриваем вопрос о возможности включения работы спортивного психолога в учебную подготовку всех детей, особенно участвующих в соревнованиях.»
Алексей Подройкин, Школа-интернат 28, Ростов-на-Дону
«В нашем Центре дистанционного образования обучаются дети с различными образовательными способностями и возможностями, которым требуется крайне индивидуальный подход и различная методическая работа. Самый большой вклад в наши победы вносят сами учащиеся благодаря своему терпению, целеустремленности и воле к победе. Наши дети – настоящие бойцы, так как каждый из них сражается со своей болезнью. И они обязательно одержат победу. Конструкторы Lego Mindstorms являются не только развлекательным и развивающим, но и мощным образовательным средством, его функциональные возможности позволяют использовать собранную модель робота на уроках биологии, химии, физики или информатики. Давно доказана связь развития мелкой моторики с умственным развитием ребенка. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому, сам процесс сборки конструктора, не только приятен и весел, но и полезен для развития учащихся. Курс «Робототехника» – это прежде всего общение детей между собой на занятиях и соревнованиях. Соревнования благодаря своей зрелищности оставляют ряд положительных эмоций, впечатлений и новых друзей, а победы поднимают настроение и самооценку детей.»
Эта статья не оставила меня равнодушной. Искренние, счастливые лица детей, которые смогли, несмотря на все сложности, справиться с множеством предлагаемых задач, поучаствовать и даже победить в соревнованиях, заставляют задуматься насколько велико значение робототехники. Приобщение детей с различными проблемами здоровья к занятиям помогают решать, помимо общих задач, проблему социализации, а, главное, дает возможность ощутить себя успешным, значимым, поверить в свои силы и вести, по мере возможностей, к выздоровлению.
Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!