Шоу-игра «Назад в будущее»

19.06.2024

Методическая копилка «Назад в будущее»

Представляем вашему вниманию сценарий интеллектуальной шоу-игры «Назад в будущее». Методический материал разработала и прислала Жукова Ульяна Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования станция юных техников города Сочи.

Аннотация

Актуальность разработки

Современный мир подталкивает старших школьников к свободному ориентированию в мире профессий, к раннему пониманию своих профессиональных предпочтений, стимулирует готовность к выбору направления профильного образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и самообразования.

Современный уровень научно-технического, производственного и социально-психологического развития российского общества, а также проблемы, с которыми сталкиваются школьники при профессиональном самоопределении, вынуждают по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы, когда ее традиционные формы оказываются недостаточно эффективными и привлекательными.

Профессиональная ориентация — это не только приобщение школьников к миру профессий и специальностей, но и подготовка выпускников школ к осознанному профессиональному самоопределению и грамотному выбору будущей профессии.

Необходимо знакомить ребят 7-11 классов с перспективными профессиями и с теми надпрофессиональными умениями и навыками, которые позволят им стать конкурентоспособными на рынке труда.

Целевые установки разработки

Задачи:

  1. Развитие интереса у учащихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
  2. Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности учащихся в общении;
  3. Повышение стремления к достижению высоких результатов посредством соревновательной деятельности;
  4. Создание позитивной мотивации школьников к осознанному выбору будущей профессии.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня коммуникативных навыков и культуры общения;
  2. Развитие потребностей у детей к самовыражению, познавательной, творческой активности.

Преимущества, уникальность и новизна разработки

В настоящее время наиболее востребованными становятся интерактивные формы образовательной деятельности, позволяющие реализовать творческие способности участников образовательного процесса, работать индивидуально и в команде, воплотить соответствующие знания и навыки в практической деятельности.

Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться при планировании того или иного вида подростковой деятельности или совместного мероприятия с подростками. Форма интеллектуальной игры (как то викторина, брейн-ринг и проч.), а особенно подражающая популярным телевизионным шоу, представляется нам одной из эффективных форм деятельности педагога по профориентированию подростков.

В интеллектуальной игре предполагается выполнение различных заданий в командной среде, где за краткий промежуток времени нужно сообща прийти к единому решению и дать ответ. Участникам предстоит применить смекалку, логическое мышление, эрудицию, а также умение взаимодействовать в команде.

Все это характеризует интеллектуальную шоу-игру как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды продуктивной, коммуникативной и интеллектуальной деятельностей. Кроме того, популярные телевизионные передачи неизменно имеют успех в реальном их воплощении.

Во время проведения игры участники становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, согласовывать различные точки зрения, брать на себя ответственность, разделять и адекватно воспринимать успехи и неудачи команды, что приводит к сплочению подростково-юношеской группы.

Представленная разработка опирается на материал о профессиях будущего, предложенных российским проектом «Атлас новых профессий».

Содержание заданий данной разработки ориентировано на ребят технического склада, будущих робототехников, it-специалистов, инженеров. В зависимости от возможностей, приоритетов педагога и стоящих педагогических задач, индивидуальных особенностей, запросов участников, задания шоу-игры могут варьироваться.

Разработка направлена на организацию воспитания и социализации участников образовательной профориентационной программы, увеличение качества психолого-педагогической поддержки обучающегося в ситуации профессионального самоопределения.

Основные целевые установки разработки связаны с созданием позитивной мотивации школьников к осознанному выбору будущей профессии, с предоставлением возможности проявить индивидуальные творческие способности каждому участнику и одновременно развить навыки коллективного взаимодействия, а также с развитием профессионального самоопределения участников.

Сценарий игры предполагает тесное взаимодействие участников в рамках команды, интеллектуальное и творческое развитие, основы информации о профессиях, которые будут востребованы в ближайшем будущем, что позволит школьникам еще раз взглянуть на свой профессиональный выбор с точки зрения востребованности и актуальности выбранной специальности, сделать определенные выводы.

Условия применения разработки

Возрастная направленность

Методическая разработка интеллектуальной шоу-игры «Назад в будущее» рассчитана на обучающихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений, показывающих высокий коэффициент заинтересованности в инженерно-технологической сфере, робототехнике.

Материально-техническое оснащение

Для проведения мероприятия необходим большой зал с демонстрационным экраном, музыкальное сопровождение, организованные места для команд участников.

Методическое и дидактическое оснащение

Задания интеллектуальной шоу-игры составляются таким образом, чтобы погрузить обучающихся в профессиональную среду и активизировать практическое применение их знаний и умений, а также, чтобы каждый обучающийся был активным участником, проявлял инициативу, умел работать в группе, так как только в совместной деятельности будет достигнут положительный результат.

Кадровое оснащение. Ведущий или ведущие, помощник (фото, видео, музыкальная поддержка). Возможны: фотограф, видеограф.

Сценарий интеллектуальной шоу-игры «Назад в будущее»

Пояснительная информация

Мероприятие разработано на основе телевизионной игры «Где логика?» и представляет собой командное соревнование-игру с вопросами на логику.

Дата проведения: осенние каникулы 2021 года (профориентационная смена в МБУ ДО СЮТ г.Сочи)

Место проведения: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных техников г. Сочи

Контингент участников: учащиеся 7-11 классов

Цель: знакомство школьников с профессиями будущего, требованиями к специалисту будущего и создание позитивной мотивации к осознанному, ответственному выбору профессии.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать развитию умений анализировать информацию, выделять существенное, обобщать данные, формулировать и логически излагать мысли, отстаивать свое мнение.
  • Способствовать расширению представлений о новых и перспективных профессиях.

Развивающие:

  • Стимулировать развитие познавательных процессов (память, мышление и др.).
  • Стимулировать развитие творческих способностей, воображения.
  • Стимулировать развитие умения выделять профессионально важные качества и навыки.

Воспитательные:

  • Активизировать интеллектуальные и творческие возможности.
  • Развивать умение работать в команде, договариваться, высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.
  • Воспитывать интерес и уважение к профессиям, познавательную активность.
  • Способствовать профессиональному самоопределению.

Планируемые результаты

Интерактивная игра создает благоприятные условия для развития и самореализации участников образовательной деятельности, что способствует:

  • Развитию коммуникативных УУД, установлению эмоциональных контактов между учащимися.
  • Развитию когнитивных УУД, общеучебных умений и навыков.
  • Формированию умений самостоятельно оценивать и принимать решения.
  • Выработке стратегии плодотворного общения и эффективного взаимодействия с коллегами по совместной деятельности, развитию результативно разрешать спорные ситуации.
  • Решению воспитательных задач: повышение личной ответственность за достижения и результаты команды; формирование культуры межличностных отношений и толерантности; стремление к самореализации и самосовершенствованию.

Участие в данном мероприятии даст возможность школьникам узнать о профессиях ближайшего будущего, поможет понять, какие профессиональные сферы будут активно развиваться, узнать о надпрофессиональных навыках и умениях, которые являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей.

Продолжительность: 2-2,5 часа

Оборудование и материалы: зал, столы и стулья по числу команд и участников; компьютер, проектор, экран; звонки настольные; жетоны с расшифровкой надпрофессиональных навыков и умений (Приложение 2); фото/видео материалы для игры; музыкальное сопровождение; ручки, листы бумаги.

Действующие лица:

  • Ведущие (двое)
  • Команды (3 команды по 5 человек)
  • Помощник (муз.сопровождение, смена фотослайдов на экране)

Ход мероприятия

Подготовительный этап

Предварительно украшается и оснащается помещение, в котором проходит игра.

По жребию участники формируются в команды по 5 человек, выбирают название, придумывают девиз.

Организационный этап

  1. Распределение участников по командам с помощью жеребьевки.
  2. Все участники собираются в зале. Команды рассаживаются за игровые столы, совещаются, придумывают название своей команды и девиз.
  3. Появление ведущего и представление команд.

Ход игры

Ведущий: Вы сейчас стоите на пороге серьезного выбора. Кто-то этот выбор уже сделал, а кто-то еще не уверен в своих предпочтениях. Но каждый из вас хочет иметь профессию, которая будет востребованной и перспективной. А для этого важно знать, какие специалисты будут нужны в ближайшем будущем, какое образование лучше всего получить, чтобы быть востребованным на рынке труда и приобрести интересную, хорошо оплачиваемую и нужную обществу профессию.

Именно поэтому вы сегодня здесь – чтобы разобраться в себе, понять, что вам интересно, проявить свои способности и интеллект.

А наша интеллектуальная шоу-игра поможет вам в этом!

За каждый правильный ответ ваша команда будет получать жетон с надпрофессиональными навыками, а чем больше у вас навыков, тем больший выбор профессий в будущем возможен для вас! И, конечно же, та команда и станет победителем сегодняшней игры!

Участники команды совещаются между собой, и если готовы дать ответ, вы подаете сигнал звонком, который находится у вас на столах.

Итак, готовы? Тогда начинаем!

Раунд 1. В этом раунде вы увидите на экране три картинки, они объединены каким-то общим словом, и по ним вам предстоит понять, что за профессию мы загадали (задания в Приложении 1)

(Можно презентовать жетоны «надпрофессиональных навыков», то есть обозначить, какой жетон мы разыгрываем в этом раунде, озвучить его характеристики – Приложение 3)

Раунд 2 «Формула всего»

Вам предстоит сложить две картинки вместе, чтобы в итоге получилось нечто, связанное с робототехникой, IT, профессиями и навыками будущего.

Раунд 3 «Четвертый лишний»

Сейчас вы увидите на экране 4 картинки — кадры из известных кинофильмов, одна из этих картинок лишняя. Вам нужно определить, какая, и назвать ту профессию, которую мы загадали.

Раунд 4 Блиц-турнир

Легкий и быстрый раунд! На экране появится ребус, вам нужно его разгадать быстрее других и нажать на звоночек!

Раунд 5 «Крокодил»

Если вы когда-нибудь играли в игру «Крокодил», то вам будет очень просто в этом раунде! Потому что сейчас все команды получат по жребию какое-либо слово, которое вам предстоит совместно показать остальным командам. Если ваше слово угадали за 1,5 минуты, ваша команда получает два жетона. А команда, верно угадавшая слово соперника — 1 жетон. И, конечно же, все слова будут так или иначе связаны с нашей темой профессий будущего.

Подведение итогов

Подведение итогов интеллектуальной игры, подсчет жетонов, вручение дипломов командам.

Используемые источники

  1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // URL: http://atlas100.ru/
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // URL: https://минобрнауки.рф/документы/336
  3. Вахрушева А.Г. Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования [Электронный ресурс] // Инфоурок. - URL:https://infourok.ru/statya-proforientacionnaya-rabota-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-osnovnogoobschego-obrazovaniya-387585.html
  4. Методическая разработка «Профориентационный квест» для обучающихся 10 классов. / Конюхова К.О., Филимонов А.В., Смоленск, 2018

Приложения

Приложение 1

Раунд 1. «Три картинки»

Ответ: дизайнер (ландшафтный дизайнер, дизайнер квартир, модный дизайнер)

Раунд 2. «Формула всего»

Ответ: «клешня» из мультфильма «История игрушек» + завод = промышленный робот-манипулятор

Раунд 3. «Четвертый лишний»

Ответ: профессия – прораб. Лишняя картинка - № 4 (1 – прораб из «Приключения Шурика», 2 - прораб из фильма «Лок», 3 - прораб из фильма «Высота», 4 – фильм «Дивергент», четвертый лишний)

Раунд 4. «Блиц»

Ответ: интернет

Раунд 5. «Крокодил»

Слова для раунда: киберследователь, умный дом, телепорт, робототехника, VR, интерфейс, беспилотник.

Презентация игры

Приложение 2

Жетоны «Надпрофессиональные навыки»

(распечатать, свернуть пополам и склеить)

Приложение 3

«Надпрофессиональные навыки»

Приложение 4

Ответы

 

 

Вам понравилось? Расскажите о своем опыте своим друзьям в социальных сетях. Пусть им понравится тоже!